СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совместная деятельность семьи и школы в формировании личности ребёнка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 

Учитель должен искать и находить ответы на многие вопросы:

  1. Как подготовить маленького человечка к огромному миру с его положительными и отрицательными сторонами жизни?

  2. Как построить обучение в классе так, чтобы ребенок понимал ответственность за свое здоровье?

  3. Как преподнести обучение так, чтобы ребенок захотел учиться и с удовольствием ходил в школу?

  4. Как сохранить ребенку радость к жизни, желание получать новые знания, представление об окружающем мире?

Опыт учителя определяет программу действия. Но с самого первого дня работы целью учителя является не только формирование ученического коллектива, организация учебного процесса, но и привлечение родителей к активному участию в жизни класса. Поэтому учитель ставит перед собой следующие задачи:

  • Изучение воспитательных возможностей семей.

  • Повышение педагогической культуры родителей.

  • Скорая воспитательная помощь семье.

  • Умение координировать усилия семьи и школы.

Просмотр содержимого документа
«Совместная деятельность семьи и школы в формировании личности ребёнка»

Совместная деятельность семьи и школы в формировании личности ребенка.


Восточная мудрость гласит:

«Если ты думаешь на год вперед – посади семя.

Если ты думаешь на десятилетие вперед – посади дерево.

Если ты думаешь на век вперед – воспитай человека».

Определяющей целью современного школьного образования является становление личности, создание условий для всестороннего и гармоничного ее развития и ее главного потенциала – здоровья. Здоровье в контексте проекта «Новая школа» есть высшая человеческая ценность. А высокий уровень здоровья обуславливает возможность освоения детьми общечеловеческих культурных ценностей и является основой для становления личности.

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.


Учитель должен искать и находить ответы на многие вопросы:

  1. Как подготовить маленького человечка к огромному миру с его положительными и отрицательными сторонами жизни?

  2. Как построить обучение в классе так, чтобы ребенок понимал ответственность за свое здоровье?

  3. Как преподнести обучение так, чтобы ребенок захотел учиться и с удовольствием ходил в школу?

  4. Как сохранить ребенку радость к жизни, желание получать новые знания, представление об окружающем мире?

Опыт учителя определяет программу действия. Но с самого первого дня работы целью учителя является не только формирование ученического коллектива, организация учебного процесса, но и привлечение родителей к активному участию в жизни класса. Поэтому учитель ставит перед собой следующие задачи:

  • Изучение воспитательных возможностей семей.

  • Повышение педагогической культуры родителей.

  • Скорая воспитательная помощь семье.

  • Умение координировать усилия семьи и школы.

Я считаю, что только тот педагог, который в воспитании придерживается принципа «учитель + ученик + семья» может рассчитывать на положительный результат.

Лучше начать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса. Постепенно тактично вовлекаются остальные родители. Результат такой работы – доверие, откровенность родителей, их желание поделиться с учителем сомнениями, тревогами, которые возникают в процессе воспитания ребенка.

Взаимодействие усилий семьи и школы – это важнейшее условие формирования единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность ребенка, его успех.

Главными формами взаимодействия школы с семьей являются индивидуальные формы работы и групповые.

К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, родительские комитеты, вечера вопросов и ответов.

Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, итоговые. Тематику родительских собраний разрабатывает учитель, ее обсуждают на родительском комитете. Очередную тему собрания могут предложить и сами родители.

К родительскому собранию уместно подготовить диагностический или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса. Готовясь к собранию, учитель может заранее передать родителям специальные анкеты, можно прибегнуть к домашнему сочинению детей, творческим работам. Оформление класса создает определенный настрой. Все это подчеркивает значимость встреч родителей с учителем, стимулирует их интерес к школе.

Я практикую и открытые уроки и мероприятия. Обычно они проводятся для того, чтобы ознакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием или непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в современной школе.

Эффективная форма индивидуальной работы – посещение семьи. Планируя посещение, ставлю себе цель: это общее ознакомление с условиями жизни ученика, решение какого-то конкретного вопроса воспитания, анализ причин неуспеваемости, план совместных действий по оказанию помощи школьнику в учебе.

Нельзя не отметить полезность и для учителя и для родителей индивидуальной консультации. Индивидуальные консультации проводятся по инициативе родителей или по инициативе учителя. Поводом для приглашения родителей является результат наблюдения за ребенком, проблемы общения ребенка с классом, конфликтная ситуация и др. Задача учителя – это установить доверительные отношения. Чем больше сведений узнаем о ребенке, тем больше шансов создать ему нормальные условия для развития.

Такая совместная работа перешла в работу клуба для родителей, который мы назвали «Наша семья». Вот уже три года в этом клубе мы решаем важные вопросы воспитания и обучения. Каждая семья (по желанию) делится своим опытом. Проводим праздники совместно с учащимися. Планируем различные мероприятия, экскурсионные поездки, театральные встречи.

Первая наша совместная работа была организована в спортивном зале школы «Мы за здоровый образ жизни». Конкурсы, викторины, смех и соперничество было настолько естественным, что следующая встреча у нас прошла на природе и такие праздники здоровья стали традицией.

Совместные мероприятия детей и родителей, повлияли на психологический климат нашего коллектива. Ребята чаще стали видеть в школьных мероприятиях своих родных. Многие ребята были тихие, скромные, чаще старались отойти в сторону и нигде не участвовать, но благодаря родителям, которые старались показать, что они рядом, они помогут, дети раскрепостились, раскрылись для общения и участия.

Детство – важнейший период жизни человека, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, неповторимая жизнь. И от того как прошло его детство, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, в большей степени зависит, каким человеком он станет. Жизнь не стоит на месте. Изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее. Почему обесценились такие слова, как честь, гуманность, отчизна? Наблюдается равнодушное отношение к Родине. Причина этого кроется в том, что не воспитана в человеке ответственность за прошлое, настоящее и будущее.

В наши дни в задачи образования второго поколения входит «укоренение в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации: Родина, семья, родной язык, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом. Все это – фундамент становления личности… Чем выше духовное начало национального, тем глубже осознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, тем ярче личность человека. Основная задача нашей школы – воспитание духовно-нравственной, творческой личности, формирование человека готового служить Родине верой и правдой».

Роль педагога и родителей – дать детям такие понятия, как любовь к своей земле, к своей Родине, своим предкам. Мы обязаны помочь учащимся узнать и полюбить свой край, испытать чувство гордости за людей, живших и живущих на нашей земле. Краеведение является одним из важнейших средств связи обучения с жизнью. Любовь к Родине всегда конкретна. Это любовь к своему родному дому, городу. А для того, чтобы полюбить свой край, нужно его хорошо знать.

Началом большой работы стала экскурсия по родному городу. Ребята увидели город, его достопримечательности другими глазами. Они могли подойти к памятникам, прочитать надписи на них, а экскурсоводами были родители учеников, которые тщательно подготовились к такому «экзамену». Знакомство с родным краем мы продолжаем и сегодня, только экскурсоводами теперь являются сами дети.

В нашем городе Луга есть много памятников, связанных с историей Великой Отечественной войны. Три года наш город был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. После посещения краеведческого музея, ребята приняли решение узнать подробнее о том времени, где и как жили лужане в период оккупации, какие здания сохранились с довоенных времен. Что находилось в этих помещениях, когда пришли фашисты в город.

Наметив план нашей работы, мы определили цель и тему нашего учебного проекта – «Фашистский «новый порядок» в г. Луга». Совместно с родителями оформили в каждой группе ребят «Визитную карточку проекта».

Определили вопросы, на которые мы должны ответить. Что для этого должны исследовать, определили план исследования, где можно найти литературу или информацию для изучения данной темы. Обсудив с родителями эту работу, попросила, чтобы они не старались подсказывать, а помогали в нахождении информации, если ребенок обратиться к ним за помощью.

За каждым этапом исследования я следила и по возможности помогала – направляя ребенка, где и как можно найти ответ на их вопрос. Каждая группа работала по своему плану.

Начало было очень сложным, ребята в таком возрасте с большим трудом ориентировались в огромном потоке информации. Вместе с родителями шаг за шагом мы находили ответы на наши вопросы. Обсуждая полученные знания, ужасались от жестоких действий фашистов.

У многих ребят сохранились фотографии родных, которые воевали в ВОВ. Кульминацией нашей работы стал районный конкурс «Фестиваль военной песни». Мы серьезно подготовились, собрав всю информацию о своих близких, которые сражались с немецко-фашистскими захватчиками, сделали мини-проект «Вспомним их поименно» - слайды с фотографиями родственников, которые отдали жизнь за нашу свободу, появлялись на экране под музыку Яна Френкеля «Журавли».

Как важно было видеть надписи в кадре: «Бармичев Степан Петрович – прадедушка Бармичевой Кристины» и т.д.

«Выступая перед ветеранами ВОВ, «…учащиеся поразили великолепным литературно-музыкальным спектаклем – мощным, серьезно подготовленным, с отличными костюмами и берущим за душу вокалом…» - так о нашем выступлении написали в районной газете «Лужская правда».

Уже по-другому ребята смотрят на пожилых людей. Они стараются сделать, что- то полезное, нужное не только ветеранам войны, но и тем, кто живет рядом с ними.

Так по крупицам ребенок собирает информацию о своей семье, о своей родословной. Каково было мое удивление, когда родители говорили «Спасибо» за то, что благодаря детской любознательности, они так же открыли для себя много нового из семейного альбома. Данные о погибших и ныне живущих, приходилось искать даже через военкоматы и городские архивы. Фотографии военных лет ребята хранят в своих альбомах с особым трепетом.

С раннего детства необходимо приучать ребенка к искусству, к прекрасному, что окружает нас. Продолжая изучать свой край, мы расширяем границы нашего познания. Третий год ребята посещают занятия по абонементу «Помощь школе» в Государственном историческом музее «Эрмитаж». Занятия проходят по определенной тематике, касающейся прикладного искусства, живописи известных художников, изучается жизнь и быт нашего народа по сюжетам картин, христианские сюжеты в живописи известных художников и т.д. О своих поездках ребята пишут мини-сочинения, где делятся своими впечатлениями об увиденном, рассказывают о своем настроении, когда рассматривали картины, как умело и точно художники передают чувства людей и тонко понимают природу. Некоторые занятия, например, в «Рыцарском зале» заканчивались мини-театрализацией, где учащимся предлагалось провести посвящение в рыцари.

Изучая картины великих художников, ребята в своих сочинениях пишут о том, что оказывается, древнеримское изречение «В здоровом теле – здоровый дух» художник Рубенс поместил над входом в свой дом, и по нему строил свою жизненную позицию в живописи.

Искусство Древней Греции ребята изучали с большим удовольствием. Им было интересно все от античных статуй муз – покровительниц искусства и науки, до героев Древней Греции.

В своих сочинениях ребята сравнивали посуду, которой пользовались на Руси и в Греции.

«Я даже подумать не мог, что наши предки и греки лепили и обжигали посуду из глины и так красиво разрисовывали вазы» - писал в своем сочинении Даниил Замятин. А вот Лева Кизиков в конце своего сочинения написал: «… Когда я буду большим и стану папой, то я, обязательно стану гончаром. Я хочу делать из глины красивые вазы, чашки, горшки и радовать всех».

Посещения занятий в музее «Эрмитаж» мы продолжим в четвертом классе. Помощь родителей я ощущаю во всех своих начинаниях. Любая работа, идея, поддерживается родителями. Наши ребята посещают спортивные секции, чтобы быть крепкими и выносливыми. В соревнованиях международного уровня в Амстердаме, наш Лева Герасименко завоевал золотую медаль. Не у всех есть высокие результаты в спорте, но ребята стараются быть лучшими, неудачи их не огорчают, а наоборот, заставляют еще усерднее заниматься спортом.

Всем классом мы занимаемся в Компьютерном центре. Факультативные занятия по изучению компьютера расширили возможности ребят за счет информации, полученной в Интернете.

Все учащиеся класса ежемесячно участвуют во всех олимпиадах всероссийского, районного и городского уровней. Ребятам очень интересны вопросы, задания, которые ставятся перед ними. Не все вопросы понятны детям, но чтобы ответить на них, например, о климатических условиях Крайнего Севера, ребята читают в библиотеке литературу, выписывают нужные сведения, а потом обсуждают правильность ответа.

Кропотливая систематическая совместная работа учителя и родителей по воспитанию и развитию детей дает свои положительные результаты. Такая работа развивает и воспитывает такие качества как доброту, трудолюбие, честность, гуманизм, любовь к Родине, которые станут ориентирами в их жизни.

Хочу закончить свою статью выдержками из сочинений ребят на тему: «Если был бы я волшебником…»



Лева Герасименко:

«… Если был бы я волшебником, то каждому в дом поставил бы робота, который помогал бы лечить, готовить и делать уроки… Я бы изобрел машины, летающие без бензина, чтобы не загрязняли воздух. Сделал бы так, чтобы все растения зацвели, и у всех людей было много счастья!»

Вася Генрихов:

«… Я бы помог человечеству. Чтобы закончился всемирный кризис. Чтобы не было бандитов, воров, и людей, которые вымогают…»

Андаев Дмитрий:

«… я бы помогал всем, и девчонок выручал, и делал бы добрые дела, и помогал бы людям в беде. Никому не причинял бы зла. Мое имя Дима, я люблю делать добрые дела. Хочу пожелать всем счастья, здоровья и чтобы вы все были самыми лучшими людьми на свете!».

Богословская Карина:

«… я бы сделала так, чтобы люди не ссорились, никогда не воевали друг с другом…».

Антонова Анфиса:

«… чтобы люди не убивали друг друга, а дружили. Мне так хочется, чтобы нашлась моя мама, чтобы она каждый день мне улыбалась и провожала в школу…».

Прочитав все сочинения, видишь, что каждый ребенок желает всем добра и счастья, они сопереживают, готовы оказать помощь каждому, кто в ней нуждается.

Жизнь человека похожа на дорогу. Только дорога эта пролегает во времени. День за днем, час за часом мы проходим, проживаем свой путь, вырастаем и изменяемся, расцветаем и стареем. Где же начало нашего жизненного пути? Конечно же, в стране Детства.

Наш класс – это первая ступенька в Прекрасное Далеко.

Б.Шоу написал замечательные слова, которые я, как учитель, на протяжении всей своей педагогической деятельности произношу, как заповедь:

«… Жизнь для меня нетающая свеча, это что-то вроде чудесного факела, который попал мне в руки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям».


Федорова Людмила Васильевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ «СОШ №2»

г. Луга Ленинградской области








7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!