Лексико-грамматические упражнения
Лексико-грамматические упражнения способствуют развитию языковой догадки, облегчают процесс запоминания и ускоряют изучение материала. Упражнения должны быть составлены на одном иностранном языке и требовать обращения к другому иностранному языку.
В двух изучаемых языках существует ряд лексем, полностью совпадающих по объему значений. Это названия дней недели, месяцев, времен года, некоторые числительные, некоторые глаголы и др. Можно заметить, что подобные лексические единицы, сходные по звучанию и смыслу в обоих языках встречаются среди всех частей речи, являются часто употребляемыми, что облегчает работу с лексикой на уроках английского языка на начальном этапе.
English | Deutsch |
horror hotel house tourist football museum theatre student active warm hungry make come drink sing dance | der Horror das Hotel das Haus der Tourist der Fußball das Museum das Theater der Student aktiv warm hungrig machen kommen trinken singen tanzen |
Указанный слой лексики не требует времени и специального объяснения и легко запоминается обучающимися, активизируя их лексический запас при одновременном изучении этих двух языков. Таких слов очень много, и, без сомнения, чаще всего они помогают учащимся понимать смысл текста, высказывания (или предложения). Отрицательным явлением здесь является тот момент, что учащиеся произносят английские слова по-немецки, и это может потребовать дополнительной тренировки для закрепления норм написания и произношения данных слов.
Однако, существует несколько групп слов, которые могут ввести в заблуждение учащихся: - это слова, которые звучат похоже, но имеют разное значение и пишутся по-разному:
English | Deutsch |
become – становиться study – учиться doctor – врач job – работа learn – узнавать | bekommen – получать studieren – учиться в вузе der Doktor – доктор (звание) der Job – подработка lernen – учиться в школе |
Таким образом, для эффективного овладения лексическим запасом необходимо обращать внимание обучающихся на сходства и различия обоих языков, а также развивать способность сравнивать и анализировать особенности системы языка в процессе его изучения, проводя параллели между языками.
Грамматические явления второго иностранного языка также требуют сравнения с уже известными явлениями первого иностранного языка. При обучении английскому языку на базе немецкого языка обучающиеся легко могут запомнить формы правильных и неправильных английских глаголов по аналогии с немецкими сильными и слабыми глаголами:
English | Deutsch |
- drink – drank – drunk - come – came – come - swim – swam – swum | - trinken – trank – getrunken - kommen – kam – gekommen - schwimmen – schwamm – geschwommen |
Сравнивая английский глагол to be и немецкий глагол sein, обучающимся не составит труда запомнить формы, понять значение данного глагола и его функции.
Не составляет большого труда запоминание степеней сравнения прилагательных, имеющих в английском и немецком языках схожий способ образования:
English | Deutsch |
young – younger – the youngest old – older – the oldest good – better – the best | jung – jünger – am jüngsten alt – älter – am ältesten gut – besser – am besten |
Некоторые английские грамматические конструкции также легко запоминаются по аналогии с немецкими:
English | Deutsch |
It rains. It is sunny. There is … | Es regnet. Es ist sonnig. Es gibt … |
Употребление некоторых времен также может не вызвать больших затруднений.
English | Deutsch |
He goes to school every day. She came home. We will play tennis. | Er geht in die Schule jeden Tag. Sie kam nach Hause. Wir werden Tennis spielen. |
Однако, возможны и некоторые трудности при обучении английскому языку как второму иностранному, связанные с различием некоторых грамматических явлений. Например, количество падежей в немецком языке – 4, в английском – всего два; количество времен в немецком языке – 5, в английском – 16; наличие рода у существительных в немецком языке и склонение определенного и неопределенного артиклей и отсутствие склонения артиклей в английском языке; несоответствие порядка слов в построении простых и сложных предложений в обоих языках.
При обучении английскому языку как второму иностранному необходимо обращать внимание на все выделенные группы грамматических явлений, чтобы процесс обучения проходил более эффективно. В упражнениях и заданиях необходимо обращаться не только к родному, но и к первому иностранному языку, что позволит снизить интерферирующее влияние родного и первого иностранного языков.
Совпадение грамматических тем
| English | Deutsch | |
5 класс | Глагол to be | Глагол sein | 2 класс |
5 класс | Глагол to have | Глагол haben | 2 класс |
5 класс | Определенный и неопределенный артикль | Определенный и неопределенный артикль | 2 класс |
5 класс | Притяжательные местоимения | Притяжательные местоимения | 3 класс |
5 класс | Указательные местоимения | Указательные местоимения | 3 класс |
6 класс | Конструкция there is / are | Конструкция Es gibt | 4 класс |
6 класс | Модальный глагол can | Модальный глагол können | 3 класс |
6 класс | Предлоги места и направления | Предлоги места и направления | 3 класс |
6 класс | Временные предлоги | Временные предлоги | 4 класс |
6 класс | Настоящее простое время Present simple. Спряжение глагола | Настоящее время Präsens. Спряжение глагола | 2 класс |
Упражнения
Распределить слова по теме на английские и немецкие, можно использовать для дальнейшей отработки фонетических навыков
Выделить части слова (корень, суффиксы) и определить, к каким частям речи относятся слова. Перевести на русский и немецкий языки, сравнить способы словообразования
Например: interesting – interessant – интересный
football – Fußball – футбол
bathroom – Badezimmer – ванная
Образовать степени сравнения прилагательных, сравнить способы образования степеней сравнения в английском и немецком языках
Например: cold – colder – the coldest
kalt – kälter – am kältesten
Перевести словосочетания / предложения на немецкий язык, обратить внимание на употребление предлогов
English | Deutsch |
In the morning | Am Morgen |
At 8 o’clock | Um 8 Uhr |
On Monday | Am Montag |
At weekend | Am Wochenende |
In winter | Im Winter |
At school | In der Schule |
At home | Zu Hause |
To the cinema | In das Kino |
In the classroom | In dem Klassenzimmer |