СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современная английская литературная сказка в детском чтении: жанры, писатели, произведения, герои, сюжеты, идейный мир.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная английская литературная сказка в детском чтении: жанры, писатели, произведения, герои, сюжеты, идейный мир.

Литературная сказка возникла в Англии в начале ХIХ века. Во все эти сказки заглянул иногда весёлый, иногда печальный дух, живущий в Англии со дня её основания. Здесь же впервые появится и герой английской сказки - ребёнок.

Просмотр содержимого документа
«Современная английская литературная сказка в детском чтении: жанры, писатели, произведения, герои, сюжеты, идейный мир.»

Современная английская литературная сказка в детском чтении: жанры, писатели, произведения, герои, сюжеты, идейный мир.

Литературная сказка возникла в Англии в начале ХIХ века. Во все эти сказки заглянул иногда весёлый, иногда печальный дух, живущий в Англии со дня её основания. Здесь же впервые появится и герой английской сказки - ребёнок.

Специалисты выделяют следующие черты, отличающие английскую литературную сказку от сказок других стран:

герой - ребенок;

герой сам приходит к своему создателю;

авторы, как правило, не были детскими писателями;

обращенность одновременно к детям и к взрослым;

одна из центральных проблем - взаимоотношения взрослых и детей;

разнообразие языковых приемов, словесная игра;

пародия;

отступление от правила "счастливого конца".

В Великобритании также сложилась достаточно богатая традиция детской литературы. В XXI веке детская английская литература приобретает новые черты, но при этом сохраняет свои традиции.

Творчество Джоан Эйкен (1924 – 2004). Популярная в Англии поэтесса, писательница-романистка и литератор. Общие сведения о приключенческих повестях на условном историческом фоне (для детей среднего школьного возраста). Сказки для малышей. Их эксцентризм, элементы бессмыслицы. Приметы современного быта в соседстве со сказочными волшебными образами. Использование фольклорных мотивов и их переосмысление. Соединение грустного, даже жестокого со смешным. Переиначивание речевых клише, парадоксальное осмысление общеизвестного. Стихотворные вставки в сказках.

Джоан Делано Эйкен родилась в городке Раи (графство Сассекс) и была третьим ребёнком в семье писателей.

В 12 лет Джоан отправили обучаться в школу Винчвуд в Кембридже. Она успела написать первый роман до того, как закончила школу в 1940.

Сочинять истории Джоан начала в возрасте пяти лет, когда на день рождения ей подарили два шиллинга, и она на них купила пачку бумаги.

Эйкен было всего лишь 17 лет, когда в 1941 году один из её рассказов впервые прозвучал на Британском радио BBC в программе «Детский час».

Среди её произведений можно найти фантастику, фэнтези, хоррор, детективы, сказки и даже продолжения викторианской классики Джейн Остин.

За долгую писательскую карьеру Джоан были опубликованны более 100 книг — романов, сборников рассказов и сказок. Наиболее известные в России: сказка «Кот из булочной», «Кусочек неба в пироге».



Британская детская писательница Джоан Кэтлин Роулинг родилась 31 июля 1965 года в городке Чиппинг Содбери в графстве Глостершир, недалеко от Бристоля. Настоящее имя писательницы – Джоанна Мюррей Роулинг (Кэтлин – имя бабушки Джоан Роулинг).

В детстве она много читала. Джоан росла мечтательным ребенком и любила придумывать невероятные фантастические истории. Свою первую сказку она сочинила в шестилетнем возрасте.

В 1990 году Джоан Роулинг переселилась в Манчестер. Там она приступила к работе над будущей знаменитой книгой, набрасывая в свободное от работы время первые главы книги о мальчике-волшебнике Гарри Потере.

"Гарри Поттер и философский камень" вышел в июне 1997 года и стал сенсацией.

Феномен популярности сказочных повестей Джоан Ролинг о Гарри Поттере. Построение повестей по законам компьютерной игры. Интеграция волшебной сказки с невероятными сюжетными перипетиями и эксцентричной школьной повести. Конфликт между мракоборцами и пожирателями смерти, формы его проявления. Отражение этого конфликта в столкновениях учеников школы волшебников Хогвартс. Изобретательность интриги, необычайность приключений героев. Обаяние главного героя и его друзей. Отражение реальных пороков сегодняшней административной системы в Министерстве магии (коррупция, кумовство и др. ). Издержки плакатности, схематизма, черты массовой литературы.

4 декабря 2008 года в 25 странах, включая Россию, в книжных магазинах появилась новая книга Джоан Роулинг "Сказки барда Бидля".

«Сказки барда Бидля» как попытка переосмысления сказочного жанра под влиянием игрового принципа постмодернизма - это книга, которая является как реальным художественным произведением, так и имитирует книгу из библиотеки Хогвартса. Игровой принцип постмодернизма проявляется в трансформации устойчивых признаков жанра волшебной сказки и в соединении нескольких типов повествования в рамках одного художественного произведения, и эти повествования имеют своих авторов. Предисловие к сборнику, написанное Дж.К. Ролинг в статусе фиктивного автора, содержит обращение к читателям-маглам и подчеркивает то, что сборник адресован маленьким волшебникам и волшебницам. С помощью этого приема писательница соединяет реальный мир и мир волшебный и как «подлинный автор» сознательно вовлекает читателей в игру. Второй тип повествования – это собственно пять волшебных сказок, которые якобы являются частью коллекции европейских сказок. Ролинг обращается к структуре жанра фольклорной сказки, но трансформация признаков сказки связывается с характером интерпретации Гермионы, прежде всего на гендерном уровне: утверждается новый тип героини, решительной и независимой.



Филип Пулман — английский писатель. Родился в 1946 году в семье офицера. В детстве воображение маленького Филипа подпитывали многочисленные путешествия с родителями по всему миру. Он — прирожденный рассказчик и хороший учитель, дети обожали, когда он читал им «Илиаду».

Все книги Пулман пишет от третьего лица.

«Чучело и его слуга», изданна в 2005 году. Старику Пандольфо страшно досаждали птицы, и он смастерил отличное чучело. Все бы шло как обычно, но случилось невероятное — от удара молнии оно ожило! На поле Чучело повстречал мальчишку по имени Джек, и с тех пор они были неразлучны. У Чучела появился самый честный, смышленый и преданный слуга, а у сироты Джека — замечательный хозяин и друг. Они отправились в дорогу в поисках удачи и заработка, в надежде когда-нибудь прийти в Долину Ручьев, которая принадлежала Чучелу.

В книгу «Дочь изобретателя фейерверков», изданную в 2005 году (Росмэн, Москва), входят три произведения для детей: восточная сказка «Дочь изобретателя фейерверков», готическая сказка «Часовой механизм, или Всё заведено» и сказка-комикс «Джек Пружинные Пятки». В книге много прекрасных иллюстраций современных художников.

На родине писателя (Ф.Пулман) сказки выходили по отдельности и в разные годы; отечественные издатели объединили их в сборник, но сейчас вашему вниманию представлена одна из сказок, включённая в сборник, — «Дочь изобретателя фейерверков».

История девочки Лилы, желающей продолжить дело отца и стать таким же, как он, мастером фейерверков (даже вопреки воле родителя). На пути к своей мечте девочке придется столкнуться с речными пиратами, огненным демоном и множеством других приключений, а помогут ей в этом — лучший друг Чулак и говорящий белый слон Гамлет.



Английский писатель-фантаст Нил Гейман родился 10 ноября 1960 года в Портсмуте (Великобритания).

В 1985 году Гейман решил заняться комиксами.

В 1997 году Гейман написал свою первую книгу для детей — графический роман, а чуть позже последовала «Звездная пыль» — сказочная история про фей, предназначенная уже для подростков и удостоенная в 1999 году. Первоначально она была издана в четырех частях с иллюстрациями (поэтому в соавторах значится художник Чарльз Весс), а потом вышла одним томом, уже без картинок.

В 2002 году увидела свет одна знаковая работа писателя — сказка-повесть «Коралина», которую критики охарактеризовали определением: «Алиса в Стране Чудес», написанная Стивеном Кингом».

Нил Гейман “Звездная пыль” написал как сказку в ее традиционном понимании. В ней - действия, в ней – живые герои: они учатся, взрослеют, влюбляются, становятся мудрее. Смелость главного героя наводит читателей на мысль о том, что риск – дело благородное, и каждому воздастся по заслугам.

Нил Гейман “Все новые сказки” создал в соавторстве с Элом Саррантонио – это сборник страшных рассказов. Авторы–составители собрали в него лучшие рассказы и сказки в жанре саспенс и хоррор, написанные мастерами английского слова. В числе авторов Майкл Муркок, Майкл Суэнвик, Чак Паланик, Уолтер Мосли и другие. В сборнике “Все новые сказки” представлена коллекция тонких, захватывающих, умных и по-настоящему страшных историй.

Роман "Коралина" Нил Гейман задумывал как сказку на ночь для своей дочери, но впоследствии писатель опубликовал эту поражающую воображение читателей историю. Многие критики проводят аналогию со сказкой “Алиса в стране чудес”, однако можно смело сказать, что писатель не перерабатывал идеи Кэррола, а создал свою собственную, уникальную, непохожую ни на какие другие страшную сказку. Сюжет книги заключается в том, что храбрая девочка Коралина, неудовлетворенная своей скучной жизнью, после переезда в новый дом находит необычную дверь. Отперев ее, она буквально попадает в параллельный мир, и все–то в этом мире лучше: мама лучше готовит, папа с удовольствием возится в саду, друг не так много болтает. Подвох заключается в том, что для того, чтобы остаться в этом мире навсегда, Коралине придется пришить пуговицы вместо глаз.

"История с кладбищем" (2008 г.)

Детский книга в жанре фантастики Нила Геймана “История с кладбищем” Атмосфера книги довольно необычная: она немного грустна и мрачновата, с одной стороны, и ее очень легко читать (а о некоторых приключениях мальчика читаешь с замиранием сердца) – с другой. Подобно любой хорошей детской книжке “История с кладбищем” усваивается одинаково легко и детьми, и взрослыми, но почему–то совсем не вызывает ощущения наивности.

На основе краткого анализа основных произведений Нила Геймана можно выявить основные особенности этого автора:

  • Умение ненавязчиво переплетать реальность и мир богов: библейских, языческих, мифологических и современных.

  • Заимствование сюжета из уже написанных книг и изменение его настолько, что в результате получается более чем уникальное и неповторимое произведение.

  • Созданная автором мрачноватая и грустная атмосфера не давит на читателей, вследствие чего книги воспринимаются довольно легко.

  • Способность автора создавать книги, доступные и интересные всем возрастным группам.

  • Особый жесткий и суховатый язык повествования.



Крессида Коуэлл родилась 15 апреля 1966 года, в семье пера Англии и виконта Блэкенхема, в городе Лондон Королевства Великобритания.

В 8-летнем возрасте, во время очередного отдыха на острове, К. Коуэлл берется за ручку и тетрадь, чтобы записать свои первые истории о викингах и драконах, а атмосфера, царившая на острове, весьма соответствовала этому. С этого времени главным образом пишет произведения для детей и юношества, среди которых наиболее известной станет сказка-роман «Как приручить дракона». Будущий вождь племени Лохматых хулиганов — худенький мальчик который совсем не похож на остальных викингов. В Программе подготовки пиратов у Иккинга плохие отметки, он не умеет ругаться или кричать (за исключением нескольких случаев, как, например, в книге «Как разговаривать по-драконьи», где его даже похвалили за оскорбление Сморкалы), не любит рисковать без причины и много думает, что совсем не характерно для его племени. Однако всегда идёт на жертвы, чтобы спасти своих друзей или племя. Иккинг единственный в Архипелаге понимает драконий язык.

Серия книг Эмили Браун (3 книги) выходят в 2006 году, позже в 2009 году выходит детская сказка о маленькой хлопотной овечке Бо Пипе.



Эдит Патту родилась в Чикаго, США. Решила стать писательницей в возрасте 10 лет, под впечатлением от «Хроник Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса.  У Эдит 2 диплома магистра, один по литературе, другой по библиотечному делу. В основном она зарабатывала себе на жизнь работой в книжных магазинах и библиотеках, пока не стали популярными ее детские романы в жанре фэнтези.

Сад госпожи Спитцер (Mrs. Spitzer's Garden)- Г-жа Спитцер мудрый учитель , который знает много вещей. Она знает абсолютно всё о садах, a так же и о детях. Она знает какие они разные и какими вырастут. Она помогает нашим детям расти и цвести .

Восток (East, 2003)- Роуз всегда чувствовал себя неуместной в своей семье. Так что, когда огромный белый медведь таинственно появляется и предлагает ей уехать с ним , она охотно соглашается. Медведь привозит Роуз в далёкий замок, где каждую ночь она сталкивается с загадкой. Решая эту задачу, она влюбляется и идя к своей цели, понимает что её приключения только начинаются...потрясающий роман, который является переработкой старинной норвежской сказки "На восток от солнца, на запад от луны".




Эллис Нир родилась в 1989 году. К числу писателей, повлиявших на нее больше всего, относятся Нил Гейман, Анджела Картер, Франческа Лиа Блок, братья Гримм. В 2010 году училась у известной писательницы Джейн Рутли, лауреатки многочисленных литературных премий, и публиковала рассказы во многих литературных журналах, включая "Verandah", "Short and Twisted", "Etchings".

Эллис Нир пишет деконстуированные сказки, которые обычно включают женщин, дикую природу и ведьмовство. Ее дебютная книга - "Страшные истории для девушек Уайльд".

Год издания - 2013. Страшные истории для девочек Уайльд

В лесу висит большая птичья клетка, а в ней - мертвая девочка. Да-да, Изола Уайльд видит много такого, чего не видят другие. Но когда мертвая девочка появляется у Изолы под окном, становится ясно, что ее угрозы - не пустой звук. В одиночку Изоле не справиться. Ее братья-принцы - эльфы, русалки и волшебные существа, словно сошедшие со страниц книги сказок, - защищают ее со всей свирепой силой любящих сердец. Эллис Нир пишет умно и остро, виртуозно смешивая реальность и вымысел. Крепко держа читателя за руку, она уводит его в темный лес фантазии по стопам Нила Геймана и Анджелы Картер.





Вывод:

В 1990-2000-е годы доминирующим признаком английской литературной сказки становится игровой принцип, который лежит в основе создания волшебного мира, построенного с помощью визуализации и копирования мира реального. Игровое начало также позволяет сочетать одновременную субъективность и объективность восприятия событий, осуществлять переход между точками зрения героев на события, вводить в сказки образ рассказчика или подчеркивать фиктивность образа автора.



Список использованной литературы.



  1. Будур Н. В. Английская литературная сказка. АСТ. Астрель. 2003.

  2. Караваева Н.А. Роман Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и философский камень» в русских переводах / Н.А. Караваева // Татьянин день: сборник статей и материалов IV республиканской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в XXI веке», посвященной памяти Т.А. Геллер. - Казань: РИЦ «Школа», 2007. - Вып.4. – С. 289-294

  3. Караваева Н.А. О взаимодействии жанров литературной сказки и фэнтези в детской английской литературе / Н.А. Караваева // Мировая словесность для детей и о детях. Вып. 15. – М., 2010. – С. 348-351.

  4. Караваева Н.А. Взрослая постмодернистская литературная сказка / Н.А. Караваева // Ученые записки Института социальных и гуманитарных знаний. Вып. 1(8) – Казань: Изд-во «Юниверсум», 2010. – С. 82-83.

  5. Мамаева Н. Н. «Сильнее алмазов горят в небе звезды». (О жанровой специфике английской литературной сказки). Известия УГУ. 1999. Выпуск15.

  6. Мамаева Н. Н. Это не фэнтези! Уральский следопыт. 2001. №9.

  7. Никонова С. Английская литературная сказка / С. Никонова. - М.: «Прогресс», 1975. - 311 с.; Почти как в жизни: Английская сказочная повесть и литературная сказка (сост., вступ. ст., ком. Ю.И. Кагарлицкого). – М.: Правда, 1986. – 592 с.

  8. Одышева А. С. Репрезентация детства в английской литературе. Вестник Тюменского ГУ. 2011. №1.