СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
УРОК
Тема: Клетка как целостная система. Современная клеточная теория
Цель:
формировать на содержании темы целостную естественно-научную картину мира, убеждение в научной значимости биологических знаний;
систематизировать и закрепить представления учащихся об основных положениях современной клеточной теории;
Задачи
продолжить развивать память, внимание, логическое мышление школьников;
продолжить развивать умения учащихся:
давать характеристику современной клеточной теории,
проводить самоконтроль и взаимоконтроль с использованием тестовых заданий;
сравнивать клеточную теорию Т.Шванна с современной клеточной теорией;
умение делать обобщения и выводы по содержанию урока;
воспитывать добросовестное и ответственное отношение к учебе как основному труду школьника, формировать уверенность в собственных силах и возможностях.
ХОД УРОКА
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Клеточная теория – одно из основополагающих обобщений биологической науки, раскрывающее роль клетки в современной естественнонаучной картине мира.
Актуализация опорных знаний по теме.
Фронтальная беседа по вопросам
– дайте определение процессу митоз?
– дайте определение процессу мейоз?
– назовите основные фазы митоза?
– определите биологическое значение митоза?
– назовите основные фазы мейоза?
– определите биологическое значение мейоза?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Работа с учебником
Проверка понятийного аппарата по теме.
Цитология –
Кто из учёных философов высоко оценил создание клеточной теории?
Цитологический метод, позволяющий рассматривать клетки в 3-х мерном измерении.
Ошибочное мнение Теодора Шванна и Матиаса Шлейдена заключалось в том, что….
Рудольф Вирхов считал, что...
Русский учёный, которого по праву можно считать основателем клеточной теории?
Учёный, который усовершенствовал микроскоп и, рассматривая срез пробки, впервые применил понятие клетка?
Назови фамилию и имя учёного, у которого занятие наукой-цитологией считалось хобби.
Карл Бэр доказал, что ...
Ф.И. учёного открывшего ядро в клетках.
Перечисли методы цитологических исследований.
Укажи основные положения клеточной теории.
Обобщение и систематизация знаний по теме.
Какова роль философских идей и фактов, данных о микроскопическом строении организмов в становление клеточной теории?
Как объяснить то обстоятельство, что со времени введения термина клетка до разработки клеточной теории прошло почти два столетия?
Ознакомившись с хронологическим порядком философских и натурфилософских идей, назовите такие, что явились предшественниками возникновения клеточной теории.
Дайте определение понятию «клетка».
Как происходит образование клеток в процессе индивидуального развития?
Сравните трактовку понятия о клетке в современной клеточной теории с трактовкой, данной Т.Шванном и Р.Вирховым?
Каково соотношение закономерности и случайности в разработке клеточной теории Т.Шванна?
ВЕРНО ИЛИ НЕТ
– в клетке происходят:
а) повторяющиеся, обратные процессы;
б) обмен веществ, химических реакций;
в) поступление и выделение веществ;
г) раздражимость;
д) движение;
е) необратимый процесс развития и связанные с ним размножение и дифференцировка.
– Начертите общую схему обмена веществ по цитате Т. Шванна.
«Всякая клетка происходит из другой клетки…там, где возникает клетка, там должна была предшествовать клетка, подобно тому, как животное происходит только от животного, растение от растения»
Эволюция клетки.
– Докажите, используя современные понятия о клетке, что клеточная организация возникла на заре жизни и прошла длительный путь развития - эволюционного развития от безъядерных форм к ядерным.
– Какому свойству биологических систем даёт характеристику Р. Вирхов.
– дайте определение эукариотам и прокариотам.
Рефлексия
К каким выводам и заключениям мы пришли с Вами на сегодняшнем уроке?
Какое это имеет значение для сегодняшней биологической науки ?
Предположите возможные перспективы развития современной клеточной теории.
Домашнее задание. §6, сообщения
© 2023, Ливанова Влада Владимировна 216 1