Просмотр содержимого документа
«Современная литература в школьной программе»
Современная литература в школьной программе
В последнее время в школьную методику преподавания литературы входит понятие "интерактивное обучение", то есть обучение, основанное на взаимодействии учащихся и учителя, в котором наиболее активная роль отводится учащемуся, его опыт служит основным источником познания. Учитель не считает себя единственным носителем информации и организует учебный процесс таким образом, чтобы побудить учащегося к поиску знаний, он помогает им добывать знания самостоятельно, создает учебную среду для освоения опыта".
Анализ новых, часто неожиданных и неоднозначных произведений, непредсказуемых с точки зрения привычной логики характеров раскрывает перед учителем и учеником возможность исследовательской деятельности, творческого сотрудничества, способствующих достижению высоких образовательных и воспитательных результатов. Как показывает практика, анализ методической литературы, сложившаяся ситуация свидетельствует о наметившейся в методике преподавания современной литературы противоречия: изучение современной литературы, требующее систематического формирования самостоятельного эрудированного читателя-школьника, осуществляется нерегулярно и ограниченно, при помощи репродуктивных методов, ориентированных на воспитание регламентированного читателя.
Элективные курсы показывают, что есть интерес к современной литературе, но он не реализуется и не направляется в полной мере, а значение современных текстов в школьном образовательном и воспитательном процессе недооценивается.
Учителя-словесники признаются, что уделяют новой литературе минимум внимания (не читают "толстых" литературных журналов, не следят за состоянием критики, не ищут информацию о новых писательских именах), так как нет художественных текстов, методических рекомендаций и отсутствует должный контроль за проведением уроков по современной литературе. Отношение учителей-практиков к современной литературе как к необязательному элементу системы литературного образования сложилось по вполне объективным причинам. Необходимость работы над новыми произведениями понималась всегда и этому вопросу уделяли серьезное внимание методисты и филологи (Агеносов В.В., Богданова О.Ю., Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И., Коровина В.Я., Курдюмова Т.Ф. , Г.Кутузов А.Г., В.Бунеев В.В.), но все же современной литературе отводилась периферийная роль. Примером может служить программа Т.Ф. Курдюмовой, в которой на современную литературу отводится все меньше часов, а рекомендованы для изучения произведения 84 современных авторов.
Принцип широкого охвата материала за короткий срок, не способствующий получению качественных знаний и эстетическому развитию школьников, прослеживается и в программах других авторов. Да и ни в одном из учебников по методике преподавания литературы до сих пор нет полноценного раздела "Современная литература". Поэтому преподавание ее остается эпизодическим и малоэффективным. Без учета реального круга чтения современных школьников Характер литературы меняется, меняется качество современной литературы, а школа продолжает относиться к новой массовой литературе ,как к чему-то не заслуживающему внимания .Дети зачитываются книгами о Гарри, о вампирах или других малопонятных учителям- взрослым героях,
А мы утверждая, что это не классика, а проходящая литература, пропускаем мимо то, что помогло бы лучше понять их, нынешних.