СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современная поликультурная ситуация и воспитание толерантной личности в процессе обучения в вузе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: в статье в контексте проблемы воспитания толерантной личности конкретизируется сущность понятия «толерантность», содержание понятия «воспитание толерантности», определяются социокультурные качества толерантной личности,  характеризуются подходы к отбору содержания профессионального образования, наиболее эффективные технологии и методы воспитания толерантности обосновывается важность воспитания толерантности для личностного и профессионального самоопределения студентов.

 Annotation:  The article specificates the essential meaning of the term “tolerance”, the content of the term “education of tolerance”. The article characterizes approaches to the professional education’s choice of content, effective technologies and methods of tolerance’s education. It proves the importance of tolerance’s education for students’ personal and professional identity.

Ключевые слова: толерантная личность, методы, технология, толерантность.

Key words: tolerant personality, methods, approach, tolerance.

Просмотр содержимого документа
«Современная поликультурная ситуация и воспитание толерантной личности в процессе обучения в вузе»

Современная поликультурная ситуация и Воспитание ТОЛЕРАНТНОй личности в процессе обучения в ВУЗЕ

Мордвинова Елена Александровна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и социальной педагогики факультета начального образования

ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная

социально-гуманитарная академия», г.Самара

E-mail: [email protected]

 

MODERN MULTICULTURAL SITUATION AND EDUCATION OF TOLERANT PERSONALITY IN LEARNING PROCESS IN THE UNIVERSITY.

Mordvinova Elena Aleksandrovna

Candidate of pedagogic sciences, associate professor, associate professor in Psychology and Social Pedagogy of preparatory school of Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara

E-mail: [email protected]


Аннотация: в статье в контексте проблемы воспитания толерантной личности конкретизируется сущность понятия «толерантность», содержание понятия «воспитание толерантности», определяются социокультурные качества толерантной личности, характеризуются подходы к отбору содержания профессионального образования, наиболее эффективные технологии и методы воспитания толерантности обосновывается важность воспитания толерантности для личностного и профессионального самоопределения студентов.

Annotation: The article specificates the essential meaning of the term “tolerance”, the content of the term “education of tolerance”. The article characterizes approaches to the professional education’s choice of content, effective technologies and methods of tolerance’s education. It proves the importance of tolerance’s education for students’ personal and professional identity.

Ключевые слова: толерантная личность, методы, технология, толерантность.

Key words: tolerant personality, methods, approach, tolerance.


Современная поликультурная ситуация отличается своей противоречивостью и напряженностью. Эта противоречивость заключается в том, с одной стороны, все страны и люди стремятся к объединению через гармонизацию взаимоотношений, поиск «точек согласия» на основе общечеловеческих ценностей, диалог культур, что приводит к усилению тенденции глобализации мира, с другой – каждый человек, народ, государство стремится найти своё место в мире в силу осознания своей самобытности и уникальности, т.е. стремиться сохранить свою личностную и национальную идентичность. Сегодня как некогда актуально проблема сохранения мира и достижения согласия, нахождения компромиссов в решении острых социально-экономических и политических проблемы, а это предъявляет высокие требования к человеку третьего тысячелетия, результатом воспитания и развития которого должна стать культура мира, умение вести диалог, понимать и принимать точку зрения другого. Кроме того, актуальность проблемы воспитания толерантной личности обусловлена социальными процессами, происходящими в современном мире: ростом различного рода экстремизма, агрессивностью, расширением зон конфликтов и конфликтных ситуаций, изменением социокультурной жизни подрастающего поколения, участившиеся попытки возложить ответственность за свои неудачи на представителей других рас и этнических групп, других конфессий. Эти социальные явления особо затрагивают подростков и молодежь. Все это актуализирует проблему воспитания толерантности отдельного человека, способного преодолевать межкультурные конфликты и готового к диалогу культур, что, в свою очередь, позволит смягчить деструктивные процессы в мировом взаимодействии.

Таким образом, существует противоречие между требованиями к личности, которые выдвигает развитие общества, и самим уровнем развития этой личности, влияющим на её нравственные убеждения, чувства, поведения и привычки. Задача преподавателя вуза – помочь студентам не только овладеть профессиональными компетенциями по выбранному профилю обучения (т.е. в профессиональном самоопределении), но и определиться в быстро меняющемся мире, сохранив свою идентичность, найдя свою нишу и уважая выбор других людей, то есть создать условия для личностного самоопределения и, главное, – для формирования социокультурных качеств, характеризующих толерантную личность. К таким качествам мы относим: высокую коммуникативную культуру, уважение к культуре других стран, умение представлять свою собственную культуру в ходе осуществления межкультурной коммуникации, доброту, взаимопонимание. Полагаем, что эти личностные качества обеспечат гармоничное развитие и реализацию возможностей личности в сегодняшнем мире.

Что же такое толерантность? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Сложность заключается не в самом определении, а во всех оттенках значения толерантности. Для каждого народа толерантность носит свои национальные особенности: позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным: в Испании tolerancia – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; во Франции tolerance – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, чем ты сам; в Англии tolerance – готовность быть терпимым, снисходительность; в Китае kuan rong – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в арабских странах tasamul’ – прощение, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; в России «терпимость» – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным. Для русского и российского менталитета понятие «толерантность» выражает не просто возможность смириться с чем-то, а намерение принять с уважением другую точку зрения, другую личность, признавая её право на свои ценности и образ жизни, другую личность, признавая её право на свои ценности и образ жизни, готовность и способность человека жить и конструктивно взаимодействовать в многообразном мире [1, С.4].

Аксиолгический аспект понятия «толерантность» включает, с одной стороны, толерантное отношение к себе, толерантность в отношении с другими людьми; толерантность по отношению к семье и традициям своего народа, – межкультурная толерантность; с другой, по мнению Г.Г.Масловой, позволяет утверждать, что «толерантность – ценность социума и образовательного пространства, которая становится принципом деятельности человека, если приобретает личностный смысл для него» [1, С.23].

Воспитание толерантности – это воспитание потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Что позволяет преподавателю помочь студенту реализовать себя в поликультурном пространстве, быть толерантной личностью? Это содержание профессионального образования при реализации федерального, регионального и вузовского компонента ООП ВПО второго и третьего поколения и разноплановая внеуадиторная воспитательная работа по формированию толерантного отношения студентов к миру и к другим людям.

С целью воспитания толерантной личности отбор содержания образования осуществляется с ориентацией на такие современные педагогические подходы как: 1) личностно-ориентированный, который является ведущим в организации внеаудиторной воспитательной работы по учебной дисциплине со студентами, так как именно в ходе этой работы создаются условия не только для гармоничного развития личности, но и для формирования у них готовности к организации своей творческой деятельности; 2) комплексный подход, предполагающий единство воспитательных усилий всех преподавателей вуза, направленных на создание условий, способствующих личностному и профессиональному самоопределению студентов, их творческому, духовно-нравственному, межкультурному, гражданскому становлению; 3) коммуникативный подход, способствующий развитию коммуникативной культуры студентов; социокультурный подход, ориентирующий студента – будущего учителя на готовность к межкультурному иноязычному общению, способствует воспитанию в контексте «диалога культур», в духе общечеловеческих ценностей; 4) социокультурный подход позволяет формировать социокультурную толерантность – моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной и культурной принадлежности.

В организованной совместной учебной и воспитательной деятельности преподавателя и студентов возможно создание условий для формирования толерантного отношения к окружающему миру в форме единства общения и деятельности. Результатом такой работы должно стать преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и «других», создание возможностей для самовыражения с целью формирования миролюбия.

Примером технологий, обеспечивающих формирование толерантного отношения к миру и другим людям на занятиях факультатива «Основы самоорганизации личности» на 1 курсе факультет начального образования направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование профиль: «Психология и социальная педагогика» являются технология критического мышления, технология проблемного обучения, интерактивные методы, в частности диалоговые (беседа, дискуссия, диспут, обсуждение доклада), кейс-метод, ролевые игры, метод проектов, рефлексия. В своей совокупности они дают прекрасную возможность для самовыражения, самореализации, содействует умению работать вместе, высказывать своё мнение и аргументированно, тактично его высказывать, что также важно в процессе воспитания толерантной личности.

Так, например, при изучении темы «Профессионально-педагогическая культура учителя» преподавателем организуется беседа по вопросу «Какие ценности составляют содержание аксиологического компонента профессионально-педагогической культуры учителя?», в рамках которой, в том числе, происходит проблематизации отношений студента – будущего учителя к ученикам – представителям иных культур. Такая проблематизация, искусственно создаваемая для студентов проблемная ситуация, направлена на выявление возможных противоречий в их отношении к иным культурам, позволяющая им обнаружить и преодолеть собственные стереотипы, предрассудки, которые ранее, быть может, и не осознавались ими. Однажды такой диалог вышел на проблему этнических стереотипов в оценке людей, студентам была предложена ролевая игра «Учитель в этническом классе», когда студентам предлагалось оказаться в позиции этнического меньшинства во время образовательного процесса в школе.

Во время практического занятия «Мир наших эмоций» преподаватель организует проблемную дискуссию по высказываниям Ж.-Ж.Руссо «Все страсти хороши, когда мы владеем ими; все – дурны, когда мы им подчиняемся» и М.Лютера Кинга-младшего «Ненависть парализует жизнь, любовь освобождает ее. Ненависть вносит в жизнь беспорядок, любовь – гармонию. Ненависть погружает жизнь во тьму, любовь освещает ее». Здесь речь, конечно же, идет о межличностном общении, об умении владеть и управлять своими эмоциями, быть доброжелательным и любить других людей во имя гармании и света (счастья). Но эту тему можно развернуть и в сторону проблемы полиэтнического общества. Такой ракурс дискуссии позволяет студентам соотнести собственное отношение к иным культурам со взглядами и мнениями сверстников, иногда способствует коррекции этих отношений, так как мнение одногруппников может стать источником изменения их собственных взглядов.

При изучении темы « «Я» в ситуации взиамодействия. Я – организатор» в студенческой группе проходит круглый стол «Общение в конфликтной ситуации», одним из вопросов которого можно стать «Понятие «национальная принадлежность» – необходимо ли оно в современном мире?». Входе обсуждения студенты отвечают на такие вопросы: 1) Насколько важно это понятие для современного человека? 2) Как вы ответите на этот вопрос, если мы будем говорить о чувстве национальной принадлежности национальных меньшинств и чувстве национальной принадлежности доминирующей национальности? 3) Для кого из них это чувство будет наиболее значимым и почему? 4) Существует ли граница между национальной гордостью и национализмом и насколько она прочна в реальной жизни? 5) Всегда ли верны национальные стереотипы? 6) Кто должен определять национальную принадлежность и что вы думаете о смешанных семьях? 7) Можно ли избежать межэтнические и межнациональные конфликты? Завершить этот блок занятия можно организацией процесса рефлексия студентами своего отношения к представителям иных культур.

Формирующаяся в проблемных дискуссиях, в организуемых преподавателем проблемных ситуациях, в межкультурных диалогах позиция студентов в отношении представителей иных культур должна быть осмыслена ими. Рефлексия позволяет им оформить свою собственную позицию в сфере межкультурных отношений, открывает перед ним перспективу сделать эту позицию предметом осознанного и целенаправленного преобразования, то есть заняться самовоспитанием, учиться быть толерантной личностью. Активизировать процесс рефлексии можно, во-первых, используя устные формы: инициируемые вопросами преподавателя свободные высказывания студентов по итогам какого-либо занятия, отражающие их впечатления, переживания, мнения (например: «После занятия ваше первоначальное мнение по данной проблеме: утвердилось, немного изменилось, полностью поменялось? Что этому способствовало?»), или выступления по предложенному преподавателем образцу (например: завершите начатую фразу: «Люди, не принадлежащие моей культуре, на мой взгляд...»). Письменные формы рефлексии предполагают большую искренность студентов. Это написание небольших эссе, выступающих в качестве подведения итогов тех или иных педагогических событий. Студентам могут быть предложены следующие темы: «Как, на ваш взгляд, нужно преподавать историю в классах, в которых обучаются представители разных национальностей и религий?»; «Должно ли государство придерживаться концепции культурного плюрализма?».

О важности воспитания толерантности говорят результаты, полученные студентами в ходе социологическое самоисследования по теме «Семь шагов к мирному разрешению конфликта», организуемого как метод проекта. 100 студентам 1 курса предлагалось ответить на три вопроса: 1) в чем, на Ваш взгляд, заключаются основные причины конфликта?; 2) каковы последствия конфликта?; 3) почему трудно быть толерантным?

Отвечая на первый вопрос, 72 % студентов указали в качестве основной причины конфликта «оскорбление», 55 % – «непонимание», 38 % – «неумение слушать», 35 % – «отсутствие уважения», по 24 % – «ложь» и «агрессия», 13 % – «неумение разговаривать, вести беседу». При ответе на второй вопрос, все студенты (100%) считают, что положительных последствий конфликта не может быть; а отрицательными последствиями конфликта являются: «ссора» и «обида» – по 65 %, «вражда» – 57 %, «драка» – 43 %. Иерархия ответов на третий вопрос «Почему трудно быть толерантным?» оказалась следующей: 1) я не умею слушать других – 35 %,; 2) я не умею владеть своими эмоциями – 28 %; 3) я очень раздражителен – 19 %; 4) я очень вспыльчив – 17 %; 5) я плохо воспитан – 3 %.

Итогом проекта стало составление студентами «Советов по разрешению конфликтов»: осознать ошибку (62 %); помириться, остаться друзьями (51 %); найти компромиссное решение (43%); необходимо выслушать другого (38 %); необходимо найти «общий язык» (35 %); нужно быть сдержанным терпеливым (33 %), найти другую тему разговора или общее увлечение (26 %), понять причину конфликта (21 %); оставаться вежливым (19 %); успокоиться самому, сдерживать свои эмоции (15 %); прервать разговор, отложить решение проблемы на некоторое время (9 %); Памятки: «Семь шагов к мирному разрешению конфликта»: «Если конфликт возник, то необходимо: 1 шаг – взять под контроль свои эмоции, успокоиться; 2 шаг – постараться понять причину конфликта; 3 шаг – оставаясь терпеливым, сдержанным, выслушать мнение противоположной стороны; 4 шаг – найти общий язык для дальнейшей беседы; 5 шаг – осознать ошибку и извиниться, если не прав; 6 шаг – сообща найти компромиссное решение, которое будет оптимальным для обеих сторон; 7 шаг – самое главное: оставаться друзьями!».

Сложная, противоречивая современная поликультурная ситуация предопределяет выделение в педагогической теории и практики вопроса воспитания толерантной личности в особую предметную область исследования, и мы, вслед за Б.С.Гершунским, считаем его наиважнейшей стратегической задачей XXI века [2]. Воспитание личности, основанное на принципах толерантности, является целью многих гуманистических концепций: педагогики ненасилия, воспитание как педагогический компонент социализации воспитанника, воспитание ребёнка как Человека культуры, педагогическая поддержка воспитанника и процесса его развития, что показывает значимость воспитания толерантности, в том числе для личностного и профессионального самоопределения студентов.

Литература

1. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования /Гершунский, Б.С. // Педагогика. – 2002. - № 7. - С. 3-12.

2. Маслова, Г.Г. Л. Воспитание толерантности как фактор развития личности / Г.Г Маслова./ Дис.на соиск. уч.ст.канд.пед.наук, – Псков : ПГПУ, 2006. – 234 с.

8