СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современное гендерное воспитание детей в ДО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что же такое гендер? - это не просто обозначение различий между девочками и мальчиками. В отличие от понятия «пол», которое отвечает за биологические функции человеческих особей, гендер — это «социальный пол» индивида. Он не даётся с рождения, не закодирован X и Y хромосомами, а формируется в процессе воспитания и культурного становления личности. В это понятие включается вся богатая палитра различий (в психологическом, культурном и социальном смысле) между мужчинами и женщинами. 

Просмотр содержимого документа
«Современное гендерное воспитание детей в ДО»

Современное гендерное воспитание



Наше отношение к полу развивается очень рано. Исследования показывают, что к двум годам дети уже начинают замечать физические различия, а в возрасте трёх лет имеют сформированные представления о поведении, деятельности и т. д., которые соотносятся с полом человека.



Что же такое гендер? - это не просто обозначение различий между девочками и мальчиками. В отличие от понятия «пол», которое отвечает за биологические функции человеческих особей, гендер — это «социальный пол» индивида. Он не даётся с рождения, не закодирован X и Y хромосомами, а формируется в процессе воспитания и культурного становления личности. В это понятие включается вся богатая палитра различий (в психологическом, культурном и социальном смысле) между мужчинами и женщинами.







Гендерное развитие - это непрерывный процесс качественных изменений и количественных преобразований феминных и маскулинных свойств личности ребёнка, способов полоролевого поведения, эмоционально-ценностного отношения к своей половой роли и взаимодействию с людьми разного пола. Результат гендерного воспитания и развития - формирование позитивной гендерной идентичности.







Гендерная идентичность — внутреннее самоощущение человека как представителя того или иного гендера, то есть как мужчины, женщины или представителя другой категории. Гендерная идентичность необязательно совпадает с биологическим полом. Люди, чья гендерная идентичность совпадает с приписанным при рождении полом, называются цисгендерными, а те, у кого эти характеристики не совпадают — трансгендерными. Люди, не относящие себя к какому-либо полу и гендеру, называются агендерными (андрогинными). При этом когда ребенок рождается, никто не может определить, или он/она/они трансгендеры, андрогиды или гендерквиры. Около 2–5% всех людей являются трансгендерами.



Гендер - это спектр!

И каждый человек может находиться в любой промежуточной точке от "М" до "Ж"

Картинки по запросу гендерный спектр



В современных обществах господствует бинарная гендерная система — способ социальной организации, при котором люди разделяются на две противоположные группы — мужчин и женщин. Бинарная гендерная система подразумевает жёсткое соответствие между приписанным при рождении полом и гендерной ролью. Несоответствие предписываемой человеку гендерной роли, то есть гендерная неконформность, как правило, не одобряется.



Гендерно-неконформные дети могут выражать желание носить одежду противоположного пола, отказываться от деятельности, которая считается типичной или подходящей для их пола, стремиться заводить друзей противоположного пола. Социальное окружение оказывает давление на детей и взрослых, принуждая их соблюдать предписанные гендерные роли. Как показывают исследования, гендерно-типичное поведение и самоощущение как типичного представителя своего гендера может положительно влиять на самооценку детей. Но в случае, если гендерное самоощущение расходится с предписываемой гендерной ролью, требование соблюдать гендерные роли негативно влияет на психологическую адаптацию и психологическое благополучие ребёнка, приводя к повышению стресса, замыканию в себе и социальной изоляции.



Цель гендерного подхода — формирование способности к самореализации у детей в процессе воспитания независимо от их пола, а также усвоение ими ценностей, не зависящих от социальных ролей (например, идеи равенства независимо от половой принадлежности). Гендерный подход в образовании – это индивидуальный, личностно ориентированный подход к формированию и проявлению ребёнком своей идентичности. Биологические особенности разных полов являются предпосылками потенциальных возможностей для формирования психологических и поведенческих различий между мальчиками и девочками. Эти различия формируются под влиянием социальных факторов – современного устройства общества и семьи.







Весь смысл нейтрального гендерного воспитания заключается в том, что пол — т. е. определение при рождении на основе внешних половых признаков — не должен диктовать «допустимое» поведение.



Рассматривая вопросы воспитания девочек и мальчиков, необходимо учитывать их гендерную принадлежность не как данность, изначальную от рождения, а как явление сложного взаимодействия социализации и биологического пола.



Важный момент – опереться на личностные особенности, а не на сложившиеся стереотипы.

Гендерные предрассудки - стереотипы о существовании превосходства или неполноценности, органически связанных с половой принадлежностью и так называемым "предназначением полов". Когда женщина вынашивает ребёнка — это функция её биологического пола, а вот если звучит посыл «мальчики не плачут» или «уступи, ты же девочка» — это уже сфера гендерных стереотипов. «Как Вася может играть в куклы, он же мальчик!..», «Девочки не могут быть пожарными!..», «Разве Петя девочка, у него же длинные волосы?..». Такие высказывания знакомы каждому воспитателю в детском саду и каждому родителю.















Под гендерным равенством подразумевается равный доступ для женщин и мужчин к ресурсам и благам вне зависимости от половой принадлежности при выполнении социальных функций.



А дискриминация по признаку пола - это любое ограничение или ущемление прав и свобод человека, а также принижение его достоинства по признаку пола. Дискриминация по признаку пола является самой распространенной разновидностью дискриминации в современном обществе.



Гендерное воспитание в детском саду предполагает помощь детям в принятии собственной гендерной идентичности (какой бы она ни была), с целью формирования в будущем гендерного равенства, отсутствия гендерных предрассудков и дискриминации по половому признаку.



Ребенок, которого не ограничивали строгими правилами в спектре пола, не станет проявлять признаки гипермаскулинности или гиперфеминности. Вместо этого, у него появятся большие возможностей для самовыражения, позволяющие отыскать свои сильные и слабые стороны.







Источники



Ирина Жеребкина (ред.). Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие. — Харьков, СПб: ХЦГИ, Алетейя, 2001. — ISBN 5-89329-397-5.



Бёрн Шон. Гендерная психология = The Social Psychology of Gender. — СПб: Прайм-Еврознак, 2002. — ISBN 9785938780194.



Воронина О. Гендер // Словарь гендерных терминов / Денисова А. (ред.). — М.: Информация XXI век, 2002.



Дугин А. Г. «Социология пола (Структурная социология)» // «Структурная социология» М., 2010.



Чикалова И. Р. Гендерный подход в науках о человеке и обществе: смещение исследовательских парадигм. — Мн.: БГУ, 2007.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!