СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

:«Современное литературное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности на примере изучения творчества Н.А. Некрасова в 5-6-х классах»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья направлена на рассмотрение некоторых приёмов  знакомства с творчеством Н.А.Некрасова, направленного на воспитание нравственных качеств личности учащихся 5-6 классов.

Просмотр содержимого документа
«:«Современное литературное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности на примере изучения творчества Н.А. Некрасова в 5-6-х классах»»

:«Современное литературное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности на примере изучения творчества Н.А. Некрасова в 5-6-х классах»


Данная статья направлена на рассмотрение некоторых приёмов знакомства с творчеством Н.А.Некрасова, направленного на воспитание нравственных качеств личности учащихся 5-6 классов.

Через личное восприятие произведений Н.А. Некрасова, изучаемых в 5-6 классах, у обучающих пробуждается желание заглянуть внутрь себя, посмотреть на окружающий мир по-другому, сравнить и проанализировать свои отношения со сверстниками, и, как итог, дать себе оценку с точки зрения таких вечных нравственных критериев, как честь и порядочность, доброта и милосердие, сочувствие и сострадание… Возникает абсолютно естественное желание стать лучше.

Конечно, воспитанию нравственных качества в личности школьников через художественную литературу в истории отечественной педагогики всегда уделялось большое внимание. Так, к примеру, в трудах А. И. Виноградовой, А. Д. Шатова отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним. У детей школьного возраста в силу их подражательности наблюдается стремление быть похожими на любимого героя. Они по аналогии с хорошими поступками полюбившегося литературного героя вспоминают свои собственные положительные действия. Поэтому важно выделить то хорошее, что есть у детей, бережно поддерживать и развивать это, используя художественную литературу вместе с другими средствами воспитательного воздействия для развития у них недостающих нравственных качеств. Ведь при чтении художественных произведений у ребенка появляются положительные эмоции, у него возникает желание быть хотя бы в чем-то похожим на полюбившегося героя.

Приступая к изучению какого-либо произведения, мы неизбежно сталкиваемся не только с творчеством писателя или поэта, но и его биографией, которая раскрывает его личность, демонстрирую учащимся глубокую натуру, нелёгкий путь к намеченной цели, лидерские качества, благодаря которым автор добился успеха. На мой взгляд знакомство не только непосредственно с творчеством, но и жизнью писателя или поэта также способствует формированию правильных жизненных ориентиров, воспитывает ряд нравственных качеств личности.

Так, изучая в пятом классе такие произведения замечательного русского поэта, писателя и публициста Н.А. Некрасова, как «Мороз, Красный нос», «На Волге», мы узнаем очень интересные факты из биографии автора. Они заставляют учащихся как бы перенестись в прошлое, взглянуть на жизнь человека, оказавшегося в самом начале своего творческого пути перед сложностями, которые не только не сломили его духа, но и во многом укрепили веру в себя. Дети, все больше узнавая о нелёгком детстве и отрочестве Н.А. Некрасова, начинают проникаться ситуацией, сопереживать и сочувствовать автору.

Через размышления о том, каким нелёгким был жизненный путь поэта и писателя, у детей формируются чёткие представления о вечных нравственных ценностях, которые должны сопровождать человека несмотря ни на что.

Ко всему этому стоит прибавить изображение Некрасовым простого народа, истинные ценности которого не утратили своей значимости даже во времена крепостничества. Люди, лишённые свободы выбора, едины с природой, живут в гармонии с собой, умеют не только работать, но и радоваться мелочам жизни. Некрасов прославляет простого человека, его труд, рассказывает о нелёгкой его жизни. Его произведения наполнены личными впечатлениями и переживаниями, которые, естественно, не могут не отозваться в сердцах детей.

Так, читая и анализируя стихотворение «На Волге», посвящённое родной, знакомой с детства речке, где он в первый раз увидел бурлаков, у детей, как и у самого автора, зарождается чувство жалости к этим людям.


О горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

На берегу родной реки,

И в первый раз её назвал

Рекою рабства и тоски!


А уже в 6 классе, читая стихотворение «Железная дорога», учащиеся подробно рассматривают факты, которые легли в основу создания этого произведения. Они видят, как Некрасов через созданные им образы относится к истории и роли простого человека в ней. Поэт раскрывает свой нравственный идеал в образе этого простого человека, выставляет его примером для подражания.

Но создание положительного героя не единственный путь утверждения нравственного идеала. Этому способствует и показ отрицательных героев, и создание в художественном произведении ситуации нравственного выбора.

Оказавшись перед непростым выбором, герой проявляет лучшие человеческие качества, которые только усиливают стремление учеников подражать литературному герою, его положительному поступки.

С позиции воображаемого соучастника описываемого события ребенок переходит к непосредственному действию. Сначала это происходит в речевом плане, когда он говорит о том, что хочет сделать что-то хорошее или сравнивает свои действия с поступками литературных персонажей.

Произведения Н.А. Некрасова проникнуты глубоким сочувствием и состраданием к человеку, и это всегда вызывало отклик в сердцах читателей. Из этого следует, что при чтении перечисленных произведений дети учатся различать «что такое хорошо и что такое плохо» в нравственных проявлениях людей, их взаимоотношениях и поступках. Они могут оценивать нравственные качества и поступки литературных героев. В этом случае, обеспечивается воспитание недостающих нравственных качеств, и преодолеваются отрицательные черты характера.

Таким образом видно, что использование активных приёмов чтения литературных произведений, основанных на изучении как личности Некрасова, так и его творчества, приводят к повышению интереса к чтению других произведений, раздумьям о жизни современного общества, его морали и нравственности и, как следствие, формированию нравственных качеств личности ребёнка.