СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современное общество, образование, профессия.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок.С чего начинается раговор в данном разделе.

Просмотр содержимого документа
«Современное общество, образование, профессия.»

Урок 1. Современное общество, образование, профессия.


Цель: мотивирование учащихся на активное участие в занятиях по данному разделу, ознакомление с отражением изменений в обществе на мир профессий.

Ход занятия:

  1. Знакомство с содержанием и задачами курса.

  2. Понятия: профессия, специальность, должность.

  3. История возникновения профессий.

  4. Профессии новые и исчезнувшие.

  5. Домашнее задание.

Структура уроков.

Особенности проведения уроков, требования к учащимся (учебники, тетради, система домашних заданий, система оценок).

ОСНОВА – главное, на чем строится что-нибудь, остов.

ВЫБОР – определение для себя нужного, предпочитаемого.

ПРОФИЛЬ – совокупность специфических черт, характеризующих какую-либо сферу деятельности.

Вопрос: Почему именно в 8 классе изучается этот раздел?

Слово «выпуск» состоит из двух частей:

«вы» - то есть ученики восьмого класса

«пуск» - у каждого своё восприятие этого слова. (старт, кнопка, ракета и другие понятия).

Уже в девятом классе каждому предстоит определиться с дальнейшим путем обучения, каждому из вас необходимо решить для себя, кем будет являться он: ракетой, которую запустили по избранному ими маршруту ваши родители, или пилотом, который, конечно же, консультируется с центром управления полетом, но всё же ведет свой корабль сам. Или ты делаешь выбор своего пути, или за тебя его делают другие.


Вопрос: Кто считает, что он готов сам строить свой жизненный путь?

Приятно видеть перед собой самостоятельных людей! Однако, даже если человек делает выбор сам, это не на сто процентов предопределяет успешность этого решения. Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям и способностям. Это влечет за собой разочарование, стрессы, неврозы. Ведь кто такой счастливый человек? Счастливый человек – это тот, кто утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой.


Задача - подготовиться к выбору профессии. Познакомиться:

  1. Миром профессий (знакомство с достижениями человечества в различных областях жизни)

  2. Моим психологическим портретом (знакомство со своим внутренним миром).

  3. Особенностями личности в зеркале профессии (знакомство с интересными людьми (заочно), встречи с профессионалами своего дела (вашими родственниками))

  4. Стратегиями профессионального выбора (опорные точки при принятии решений).


Вопрос:

- Для чего выбирать профессию…(Быть свободным) П.А.Флоренский: "Культура - это деятельность по организации пространства". Каждый человек организует свое жизненное пространство. И начало этой организации с профессионального самоопределения.

- А если человек не готов к такому выбору? Если обратиться к философии, то узнаем, что каждому человеку дается путь эволюции и совершенствования, но дается и свободная воля – право выбора. Какие он сделает выборы в жизни? От чего отойдет, к чему устремится?

- Что трудного в предмете? (Открыть себя. Это творческий процесс) На стенах дельфийского храма надпись: « Человек, познай себя, и ты познаешь вселенную» (2 тысячи лет назад). Познавая себя, раскрывая себя, человек обретает новые знания и новые возможности.

- Что учитель ценит в учениках? (активность, творчество, целеустремленность)

Цель должна быть для каждого личной, индивидуальной, но если у нас не будет этой путеводной нити устремления, наше внутреннее «я» увянет, или деградирует….

- Какие способности помогут быть успешным на данных уроках? (Композитор Андрей Попов считал, что идеальный слух – слышать другого)


2. Основная часть.

Первая тема: Современное общество, образование, профессия.


Задача: выяснить какие особенности современного общества существуют и как они влияют на выбор профессии.

Профессия – трудовая деятельность, требующая специальной подготовки.

Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.

Более узкое разделение труда приводит к специализации , так в профессиональной сфере слесаря появляются специальности: слесарь-ремонтник, слесарь-сборщик, слесарь по автоматике, слесарь-инструментальщик.

Вопрос: Назовите специализации врачей.

Должность – служебное место в учреждении.

Должность может занимать человек, владея любой профессией. Так директором школы может быть учитель любой специальности: физики, истории и т.д.

Вопрос: Может быть директором школы учитель физкультуры?

Вопрос: Может быть директором школы гардеробщица?


Распределите предлагаемый перечень профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам: токарь, заведующая поликлиникой, слесарь, монтажник, репортер, менеджер, животновод, терапевт, директор, врач, собственный корреспондент газеты, маляр, бригадир, машинистка, коневод, токарь-револьверщик, слесарь-сантехник, учитель физики, окулист, строитель, фотокорреспондент, секретарь-референт, программист, писатель, журналист, завуч школы, редактор, начальник смены, брокер


Квалификация – уровень профессионального мастерства.

Вопрос: Чем отличаются уроки высококвалифицированного учителя от уроков учителя с низкой квалификацией?

Карьера – продвижение в какой-либо сфере деятельности, достижение признания людей, финансовой выгоды, видного положения в обществе.

Вопрос: Подняться на новую ступеньку служебной лестницы – у англичан это звучит «занять стол», у русских «занять кресло». Для чего делают карьеру тот и другой? (Для англичанина – возможность больше работать, для русского – удобнее сидеть)

Цель карьеры – либо всё больше реализовывать свои способности во благо людям, либо получать всё большие привилегии для себя.


Профессии появились не сразу.

Возникновение профессий:

Доиндустриальный этап развития общества.

  1. первобытный строй- разделение по возрасту и полу (охота и собирательство), нет профессий.

  2. рабовладельческий строй– разделение на умственный и физический, нет самостоятельности выбора профессии.

  3. феодальный строй – развитие товарного обмена, торговля (купечество) отделяется от производства (скотоводы, земледельцы, ремесленники). Выбор занятий определялся тем, к какому сословию человек относился.

Индустриальный этап развития общества.

  1. капиталистический строй – развитие промышленности, увеличивается производство, разделение труда внутри предприятий, появление профессий. Появление учебных заведений. Здесь нужны не только знания и навыки. Способности определяют статус и размер зарплаты.

Постиндустриальный этап развития общества.


Особенности современного общества:

Главная сфера деятельности – сфера услуг. А главная сфера деятельности – информационная среда.

Возникает потребность в высоко квалифицированных работниках, умеющих мобильно менять свою специализацию.

Требования к работникам:

  • компетентность (профессионализм, владение компьютером, языками)

  • мобильность (социальная гибкость, коммуникативные навыки, стремление к самосовершенствованию.


Вопрос: Как вы думаете, сколько профессий существует в мире?

Сейчас в мире насчитывается более 10 тысяч профессий. Со временем какие-то профессии исчезают, получают новое содержание. С развитием технологии появляются новые профессии.

Вопрос: Какие из данных профессий совсем ушли в прошлое, а какие изменили своё содержание:

КУЧЕР ПРЯХА ЖНЕЦ ПРИКАЗЧИК БОЧКАРЬ ПАХАРЬ

Вопрос: Какие вы знаете новые, недавно возникшие профессии?

Программист, оператор мобильной связи, эколог.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

  1. Определения выучить.

  2. Записать примеры профессий: исчезнувшие, возникшие в ХХ веке.

  3. Записать профессию, специальность (должность) своих родителей.

  4. Сообщение «Новая профессия нашего времени».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!