Сложное нарушение – это наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка.
Первичное нарушение – это нарушение, которое возникает в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы в следствии воздействия повреждающих факторов.
Осложненный дефект – это поражение нескольких функций внутри одной системы организма как результат воздействия определенного неблагоприятного фактора.
Вторичное нарушение – имеет характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленные им (пример: I-нарушение слуха – II-нарушение речи)
Предметом психологии детей со СНР – изучение особенностей психического развития детей со СНР и определение путей психолого-педагогической помощи этим детям и их семьям.
Задачи:
- Определение общих и специфических закономерностей детей со СНР
- Разработка методов диагностического изучения
- Психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания детей со СНР
- Изучение особенностей социально-психологической адаптации этой группы людей в обществе
Ученые, которые занимались изучением детей со СНР:
Грачева, Сироткин, И.А. Соколянский, Мещеряков, В.Н. Чулкова, А.В. Ярмоленко (женщина), Скороходова, Е.Л. Гончарова. Из современных: Т.А. Басилова, Соломатина.