Несмотря на различные финансовые и политические катаклизмы производство автомобилей демонстрирует рост на протяжении ряда десятилетий. Мировые гиганты автомобилестроения входят в число самых влиятельных корпораций планеты, обладая огромными людскими и материальными ресурсами. Автомобильный рынок развивается и не собирается сбавлять обороты.
Прежде всего, производители стараются оснащать автомобили самыми современными техническими разработками. Улучшаются бортовые системы управления и навигации, активные системы безопасности для человека.
Второе направление развития диктуется ужесточающимися требованиями к экологичности и экономичности двигателей. Стандарты экологии ужесточаются ежегодно и производители вынуждены реагировать на это. Запросы потребителей на экономичные моторы тоже не остаются без внимания. В разработку таких двигателей вкладываются большие денежные и материальные средства. Появляются и внедряются новые разработки, но в итоге за это приходится расплачиваться увеличением стоимости автомобиля.
Изменения происходят в дизайне и материалах. По-прежнему наблюдается тенденция по переходу к округлым формам в массовом производстве. Но и элитные автомобили в своеобразном «старинном» дизайне ХХ века найдут своего покупателя.
В стремлении снизить вес машины производители обращают внимание на легкие металлы. Все чаще в корпусе можно встретить алюминий, магний, карбон и композитные материалы. Хотя сталь в автомобильном производстве будет доминировать еще не один десяток лет.
Очень активно обсуждается тема создания систем автопилота для управления. Но навряд ли эта технология попадет в серийное производство в скором будущем. Пока можно только представлять и обсуждать.
На самом деле трудно предположить точное развитие событий. Возможно и появление какой-нибудь гениальной конструкторской или дизайнерской мысли, которая круто изменит весь ход автомобильной истории.
Ведь идеальный автомобиль еще пока не создан.
В последние 15 лет отмечено резкое увеличение темпов роста производства автомобилей. К примеру, в период 1996 – 2005 гг. темпы мирового производство автомобилей практически двукратно превосходили темпы роста населения. При этом увеличилась средняя долговечность автомобиля. К примеру, в США за период 1980 – 1985 гг. она повысилась на 2 года, составив 8,5 лет. В 1990 гг. мировое автомобилестроение претерпело ряд изменений, связанных с организацией и технологией производства, а также развитием дизайна.
Техническое оснащение автомобилей
В наши дни наблюдаются тенденции, связанные с оснащением автомобилей новейшими техническими разработками, относящимися к экстерьеру и интерьеру.
Особенно сильно новые изменения затронули спортивные автомобили, включая те, которые задействованы в гонках «Формула-1». Для оснащения моделей используются самые новые технические средства: к примеру, видеокамеры на приборной панели, устанавливаемые вместо зеркала заднего вида и передающие на экран изображения.
Оснастка кабины соответствует анатомии человека. Такие автомобили оснащаются мощными двигателями (свыше 400 л.с.) с максимальной скоростью до 300 км/ч. Для изготовления колес используется специальный магниевый сплав, а скоростная езда обеспечивается наличием гладких шин. Перечень инноваций можно перечислять ещё долгое время.
Для оснащения современных машин используются:
высокопроизводительные бортовые компьютеры с широким функционалом, которые управляют работой трансмиссии, двигателя и иных узлов автомобиля;
антиблокировочная тормозная система;
сигнализаторы топливного расхода, обеспечивающие возможность выбора оптимального режима работы автомобиля;
системы навигации, которые позволяют лучше ориентироваться на незнакомой местности;
лазерные устройства, которые предотвращают столкновение автомобилей;
системы безопасности, которые активируются при аварийных ситуациях.
Главный тренд - улучшение экологичности моторов
Ежегодно в мире стандарты экологии для двигателей становятся всё более жёсткими. В наше время на территории ЕС действует стандарт Евро 5, который регулирует содержание токсинов в выхлопных газах легковиков и грузовиков.
В наше время всё больше водителей отдают предпочтение экономичным машинам. Следовательно, компании, занимающиеся производством легковиков, вынуждены находить новые методы для повышения динамических параметров с уменьшением рабочего объёма силовых агрегатов.
Традиционные способы – установление турбины, оптимизация работы двигателя и снижение массы автомобили. Это решение приводит к увеличению стоимости автомобиля, но оно обеспечивает повышение экологичности и экономичности автомобилей – разработка гибридных силовых агрегатов и электромобилей. Электромобили ещё разрабатываются, а гибридные установки уже активно эксплуатируются. Каждый крупный концерн использует подобные установки.
Автомобиль будущего
Недавно французским журналом Ingenieurs de L"automobile было названо несколько инноваций автомобиля будущего:
магнитные карты, с помощью которых посылаются команды на открывание дверей и пуск двигателя;
система автоматического регулирования динамики в соответствии с условиями автомобильного движения в определенный момент;
приборная панель с ЖК-дисплеем;
надувные подушки безопасности по бокам;
видеокамера, заменяющая наружные зеркала заднего вида;
прозрачная крыша со специальным покрытием, которую можно затемнить нажатием кнопок;
специфические фары, обеспечивающие автоматическую регулировку светопотока соответственно дорожной ситуации и скорости движения.
Конструкция автомобиля будущего определяется двумя основными факторами: экономическими и социальными. К первым относятся оптимизация затрат топлива и внедрение современных технологий, а ко вторым – аспекты правил дорожного движения, парковки, политической структуры и т.д.
В целом, довольно трудно предположить, каким будет автомобиль будущего, ведь существует множество факторов, оказывающих существенное влияние на его конструкцию.
Географически автомобильная промышленность мира сконцентрирована в трех основных регионах – Северная Америка, Европа и Азия (здесь в первую очередь речь идет о трех странах – Китае, Японии и Южной Корее). Одновременно следует отметить, что ценные бумаги автомобиль-ных корпораций слабо обращаются на фондовом рынке. Так, по оценкам Deutsche Bank, на долю автомобилестроения в ЕС и США приходится 1,6 и 0,6% капитализации их совокупных фондовых рынков соответственно. Хотя еще около двадцати лет назад данный показатель был на уровне 3,6 и 4% соответственно. Даже с условием доминирования на корпоративном фондовом рынке таких мощных компаний, как Ford, их задолженность возрастает быстрыми темпами. В Японии, правда, автомобильные корпорации являются более активными участниками фондового рынка.
Бум производства потребительских товаров более ста лет назад был связан именно с интенсивным развитием автомобильной промышленности. Последнее, впервые появившись во Франции и Германии, созрело в современном виде исключительно благодаря введению Г. Фордом конвейерной сборки. В итоге длительное время автомобильная промышленность опережала прочие отрасли по уровню организации производства. Впервые отрасль столкнулась с накопившимся недовольством со стороны покупателей в США в 1960-е гг., которые сочли автомобили все-таки недостаточно безопасными, а также в результате резкого роста цен на нефть и нефтепродукты в результате мирового энергетического кризиса эта отрасль впервые среди прочих ощутила на себе государственное регулирование, заключившееся преимущественно в вопроса анти-монопольной политик и экологизации автомобильных производств.
В настоящее время в мировой автомобильной промышленности сконцентрированы ведущие технологии производства и сбыта. В данной отрасли функционируют наиболее продвинутые бренды мировой экономики. Ни для одной продукции не характерна такая степень обращения на вторичном рынке, как для автомобилей. Тем не менее, в современном мировом автомобилестроении накопилось много проблем, основные из которых заключаются в следующем:
- высокая степень фрагментации мирового рынка автомобилей, подталкивающая уменьшение темпов роста производства;
- относительная дороговизна производства автомобилей не по заказам, а для склада;
- сложившаяся в рамках подетальной специализации практика сборки автомобилей из крупных агрегатов и узлов ведет к тому, что существенная часть добавленной стоимости создается не сборочным предприятием, а производите-лями автомобильных компонентов;
- ожидаемый в средне- и долгосрочной перспективе более массовый пе-реход на электромобили, который, очевидно, существенно перекроит структуру традиционного автомобилестроения.
Помимо указанных проблем, для развития мировой автомобильной промышленности характерен ряд новых определяющих тенденций, свидетель-ствующих о значении этой отрасли и смежных с ней отраслей в экономиках ведущих стран мира.
Автомобильная промышленность в развивающихся странах в последние 10–15 лет продемонстрировала феноменальные темпы роста благодаря либерализации, экономическому росту в целом и росту спроса на автомобили в особенности, а также активной государственной политике стимулирования и привлечения прямых иностранных инвестиций в этот сегмент экономики.