Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п.Белоярский Новобурасского района Саратовской области»
«Современные формы и методы экологического воспитания в школе через краеведение»
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Евстифеева Лариса Викторовна
2020 год.
Содержание
Введение…………………………………………………………………..3 стр.
1. Понятие и сущность экологического воспитания детей начального школьного возраста……………………………………………………….4-5 стр.
2.О формах и методах экологического воспитания……………….……5-6 стр.
3.Метод проектов в процессе формирования экологического сознания учащихся…………………………………………….………………………6 стр.
4.Применение различных форм и методов экологического воспитания из собственного опыта………………………………………………………7-10 стр.
Заключение………………………………………………………………10 -11стр.
Литература………………………………………………………………..12 стр.
Приложение……………………………………………………………..13-21 стр.
Введение
Формирование экологической культуры и повышение ее уровня – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество испытывает на себе воздействие современных глобальных экологических проблем. Поэтому задача формирование правильного восприятия окружающей среды и экологической культуры становится приоритетной задачей государственной политики в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
С принятием закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-I «Об образовании» воспитание любви к окружающей природе стало одним из принципов государственной политики в области образования. Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации, установила право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, бережно относится к природным богатствам. Закон РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определил необходимость формирования всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающего все этапы образования.
ФГОС нового поколения содержат требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы в плане формирования экологической культуры обучающихся.
Личностные характеристики предполагают:
- осознанное выполнение правил экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- понимание значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Экологическое воспитание способно заложить основу построения гражданского общества, пробуждая в каждом жителе «активное неравнодушие» к экологическим, экономическим и социальным проблемам своей страны.
А для этого надо формировать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего дошкольного и школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.
Я считаю, что главная цель экологического воспитания-это формирование у учеников основ экологической культуры, правильного отношения к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения с помощью современных форм и методов учебного процесса.
Для выполнения этой цели необходимо было решить следующие задачи:
1. использовать экологические знания как необходимое условие для выработки правильного отношения к окружающему миру;
2. определить возможности классной и внеклассной работы по экологическому воспитанию младших школьников;
3. показать, используя собственный опыт, систему мер педагогического воздействия по воспитанию экологической культуры у младших школьников посредством современных форм и методов;
4. способствовать созданию условий для ежедневного общения детей с естественной природной средой.
Объект исследования – экологическое воспитание детей младшего школьного возраста в учебном процессе.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что экологическое воспитание может быть реализовано через различные современные формы и методы экологического воспитания детей начального школьного возраста.
Предмет исследования - формы и методы воспитания экологических знаний у младших школьников.
1.Понятие и сущность экологического воспитания детей начального школьного возраста
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Я приведу определение академика Меркурия Сергеевича Гилярова, которое отвечает и моему пониманию термина.
«Экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой»
Я считаю, что экологическое воспитание в начальной школе должно иметь следующие направления:
формировать у детей элементарные представления о растениях и животных организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за её сохранение;
проявление бережного отношения к природе должно выполняться в играх, при выполнении трудовых обязанностей в повседневной жизни;
младших школьников надо обучать навыкам ухода за растениями, животными.
В современной педагогической науке существует большое разнообразие подходов к проблеме показателей экологической воспитанности. Экологическое воспитание рассматривается как разностороннее взаимодействие детей - активных субъектов деятельности с окружающей природосоциальной средой. В результате такого взаимодействия осуществляются процессы социализации личности ребенка, то есть приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как носителя экологической культуры.
Экологические знания – важная часть экологического воспитания, без которого человечеству не решить проблемы сохранения жизни на Земле. Целесообразно многие вопросы экологического образования осуществлять не только на уроках, но и во внеклассной работе. Участие детей во внеклассной работе экологического содержания воспитывает в них доброту, ответственность за свои поступки, отзывчивость, бережное отношение к природе.
Выше было сказано, что экологическое воспитание следует начинать с раннего детства в семье и школе. Педагогам и родителям следует, предстоит заложить фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение к природе.
Учащиеся младшего школьного возраста проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры на уроках окружающего мира.
Интерес - мощный стимул активности учащихся. Воспитание интересов - необходимое условие развития активности и направленности личности, поэтому направленность интереса, его содержание, широта или узость служат показателем активности ребенка. Именно в интересе проявляется отношение человека к предметному миру, в том числе и к миру природы. Интерес, с одной стороны, является стимулом формирования бережного отношения к природе, с другой - его результатом, знаменующим собой относительную завершенность определенного этапа экологического воспитания. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от развития уже имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них - к интересу на более высокой его ступени.
Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, мало дать конкретные задания по ней, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают и внутренний мир ребёнка, заставляют его лучше понимать, познавать окружающую среду, повышают интеллект и культуру общения с природой.
2.О формах и методах экологического воспитания
Б.Т. Лихачев методы и формы экологического образования и воспитания условно разделяет на несколько групп. Это: школьные и внешкольные методы формирования сознания и развития мышления, умениям и навыкам практически направленной деятельности, развитие нравственно-правовой ответственности, эстетического отношения к действительности, нравственного самосовершенствования.
Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета.
3.Метод проектов в процессе формирования экологического сознания учащихся
Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включения младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Таким образом, работа над исследовательским проектом позволяет учащимся увидеть все многообразие окружающего мира, способствует формированию принципов поведения в повседневной жизни Человека на Земле во взаимодействии со всем окружающим миром, которые помогут ему принимать правильные решения в интересах Природы и Жизни станут основой мировоззрения человека нового тысячелетия.
4.Применение различных форм и методов экологического воспитания из собственного опыта
Наиболее богатые возможности по воспитанию экологической культуры нам предоставляют уроки природоведения и ознакомления с окружающим миром. Большой и разнообразный материал дают экскурсии. Уже в 1 классе на первой учебной неделе дети знакомятся с тем, что находится около школы, учатся наблюдать за природой. Так, осенью, во время экскурсии, мы с ребятами собирали красивые опавшие листья. «Вот было бы здорово сохранить их на память,» - сказала я. И тут ребята заинтересовались - какую пользу приносят травы, кустарники, деревья - и предложили собрать незнакомые им растения. Так у нас возникла идея сделать проект на тему: «Растения школьного двора». Нами была сформулирована проблема - во дворе нашей школы растет достаточно много растений, зачем они здесь? Пользу или вред приносят они людям? Цель проекта: Изучить растения, которые растут на территории нашей школы и выяснить их свойства. (Приложение 1)
Так же мы работали над проектом «Птицы – наши друзья», где дети совместно с родителями добывали информацию о них из разных источников, помогали в оформлении. (Приложение 2)
А чуть по старше мы работали над проектом «Птицы нашего села». (Приложение 3)
На экскурсиях в природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость.
Необходимо, чтобы дети учились сопереживать, чтобы в них утвердилась мысль, что вся планета - наш дом и о нем надо заботиться.
Важную роль в формировании экологической культуры играют беседы, которые учат взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней.
Неоценимую помощь при работе по экологическому образованию на уроках оказывают экологические плакатики-побуждения, которые оформляются на альбомных листах, четко и красиво, служат долго. Каждый плакатик содержит или призыв, или запрет, или просто напоминание, призывающие изучать, беречь и охранять природу. И на уроках технологии оформляли эти плакатики. Тематика разная: «Лес-друг человека. Охраняйте леса!», «Лес - это наше здоровье!», «Лес - дом для зверей и птиц», «Берегите природу!». (Приложение 4)
При наблюдении за комнатными растениями я обращаю внимание ребят на красоту цветов и листьев; рассказываю, что комнатные цветы не только украшают комнату, но и что они оздоравливают микроклимат помещения, что каждый цветок требует своих условий (одни любят свет, другие – нет, одни любят много влаги, другие – нет). В процессе различных занятий и опытов мои ученики убеждаются, что через рыхлую землю вода проходит быстрее, а также свет и воздух. Все полученные знания я закрепляю в играх «Опиши цветок», «Узнай растение по описанию», «Что изменилось?» и т.д.
В ознакомлении детей с растительным миром мне очень помогают задачи по развитию логического мышления, схемы, дидактические игры, использование иллюстраций растений, животных, художественного слова, пословиц, загадок, чтения рассказов; проведение уроков изо, литературного чтения, окружающего мира.
На основе представлений о взаимосвязях в природе и в растительном мире у детей развивается интерес к природе, к её познанию, действительная готовность прийти на помощь растениям, если они в этом нуждаются.
Дети моих классов принимают постоянное участие в конкурсах рисунков на экологическую тематику как в нашей школе, так и в муниципальных, региональных конкурсах, ежегодно активно участвуют в конкурсах рисунков и поделок из природного материала. (Приложение 5)
Конкурс рисунков «Природоохранительные знаки»(командам предлагается нарисовать различные природоохранительные знаки, которые можно установить в лагере, в лесной зоне заботы, на экологической тропе).
Конкурс устных рассказов на тему «Красная книга природы» (участники турнира должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд, представителе флоры или фауны, попавшем на страницы Красной книги). Для конкурса можно предложить и такие темы: «Самый красивый уголок нашего края», «Удивительное растение (животное)», «Очевидное — невероятное» и т.п.
Лозе Мария ежегодно участвует на Межрегиональных (международных) Мартыновских чтениях, например с проектом «Редкие и исчезающие растения Новобурасского района», Максимов Артем с проектом «Деревня у водяной мельницы». (Приложение7)
Также Маша участвовала на районной конференции младших школьников с проектом «Этот загадочный мир растений и животных Волги».
Мы с классом принимали участие на III Всероссийском уроке «Хранители воды» (Приложение 8)
Игры - путешествия способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в природе. Активизирую учащихся интересным сюжетом игры, личным участием детей в игре, их устными сообщениями, переживаниями. Примерами используемых мною игр являются: «Путешествие по природным зонам», «Путешествие по родному краю», «Путешествие с Красной книгой», «Тайны зимнего леса», «Путешествие на родину комнатных растений». Игры - путешествия в основном провожу на обобщающих уроках.
День природы (субботники) - одна из важных форм работы по экологии. В этот день внимание учащихся направлено на изучение природного окружения - среды обитания человека, многообразия растений и животных, оказания практической помощи объектам природы, укрепления своего здоровья и, главное, на овладение методами изучения природы. Во время их проведения школьники оказывают практическую помощь природе, например, участвуют в очистке парка от сухостоя, от мусора и листьев школьный двор. Во время трудовой операции дети собирают интересные коренья, причудливые ветки, шишки и плоды, а позже в школе делают всевозможные поделки из собранного материала, приучаются видеть и чувствовать красоту окружающей природы, овладевают правилами поведения в природе. При проведении «Дня Семьи» совместно со взрослыми дети сажают молодые деревца у себя в полисаднике, цветы. Систематический труд должен формировать у детей привычку заботиться о живом. Это процесс во многом зависит от мотивов, которые побуждают трудовую деятельность ребёнка. Мотивы могут быть различны. Сильным стимулом к труду может быть интерес к совместной деятельности со взрослыми или сверстниками. Формирование у детей нравственно значимых мотивов труда по уходу за растениями и животными требует специальной педагогической работы.
Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки чтения и произведения писателей - натуралистов, включенные в учебники. Эти произведения позволяют формировать знания об объектах природы, о мотивах охраны природы. Можно рассказать детям об увлечениях природой В. Бианки, о роли природы в творчестве А.С. Пушкина, С. Есенина, М. Пришвина. Анализ лирических стихотворений развивает у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, видеть отношение человека к окружающему миру.
Тесная связь на уроках музыки, произведений изобразительного искусства создает эмоциональный настрой, помогающий полнее и ярче воспринимать окружающий мир.
Большой эмоциональный всплеск дают уроки изобразительного искусства и трудового обучения. На этих уроках дети не только учатся видеть красоту природы, но и изображать ее. При этом не просто изображать лес или речку, а показывать их своеобразие, характер. На уроках трудового обучения и дома дети изготавливают кормушки, накапливают корм. В течение зимы дети поочередно ведут наблюдение за «птичьей столовой».
На уроках технологии, начиная со 2 класса мы создавали проект «Мебель для куклы», используя спичечные коробки. (Приложение 9) В повседневной жизни человек не задумывается, сколько ненужных вещей и отходов он выбрасывает в контейнер и отвозит на свалку, где накапливаются горы и залежи мусора. В последнее время, проблема переработки мусора, среди прочих экологических проблем, выдвинулась на первое место. А ведь многое из того, что мы выбрасываем, могло бы послужить нам вторично. Это детские поделки, интересные предметы для хранения мелких вещей, и просто, красивые оригинальные предметы.
Для выявления уровня экологической культуры младших школьников во 2 классе, мною был проведен эксперимент.
Детям были предложены вопросы анкеты. (приложение)
Анкета
1. Что такое природа?
2. Что природа дает человеку?
3. Назовите охраняемые растения нашей местности.
4. Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?
5. Какие насекомые появляются весной первыми?
6. Что такое «фотоохота»?
7. Назовите лекарственные растения.
8. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?
9. Как человек разрушает природу?
10. Что могут сделать дети для охраны природы?
Анализ полученных данных убедил в том, что уровень экологической культуры младших школьников, особенно такого его компонента, как экологические знания очень низок. В связи с этим было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа по формированию экологической культуры школьников может повысить эффективность формирования у школьников бережного отношения к природе. К концу 4 класса ребятам была дана эта анкета. Из неё было видно, что уровень экологической культуры вырос. (Приложение 10)
В решении экологических проблем должны помочь и родители. Вместе с детьми они изготовляют наглядные пособия, кормушки, скворечники, сажают цветы, деревья, кустарники, ходят в походы, на экскурсии и в театры.
Заключение
Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные формы и методы процесса экологического воспитания. Показателями экологически воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.
Считаю, что разнообразные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий способствуют формированию целостного представления о природе, месте и роли человека, ценностных свойствах природных и социальных объектов, экологической ответственности младших школьников, тем самым реализуются основные задачи экологического образования младших школьников.
Знакомство детей с природой родного края в настоящий момент является актуальным и важным направлением воспитания ребенка. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов.
Лукина, А.К. Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества образования / А.К. Лукина, Т.П. Лисунова, И.Н. Сеткова // Проблемы современного образования. – 2012.
Об образовании в Российсской Федерации: Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ [Электронныйресурс]: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/23125.html
Об охране окружающей среды: Федеральный Закон от 10 января 2002 г. № 7 – ФЗ [Электронный ресурс: ] http://www.referent.ru/1/78524.
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2002 г.
5.https://www.xn-
6.https://yandex.ru
7.https://moluch.ru/archive
8.Архив фото
Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Проект «Птицы нашего села»
Актуальность темы очевидна: помощь, забота о птицах – наша обязанность.
Проектная деятельность осуществлялась в инициативных группах:
1.«Юные орнитологи»
Учащиеся этой группы занимались сбором информации о птицах нашего села. Они составили памятку «Что мы должны знать о птицах» и организовали игру «По словесному портрету, угадай, кто это?». Школьники писали сочинения и изложения на данную тему.
2.«Птичья кормушка»
Ребятами была изучена кормовая база птиц. Они выяснили, что синички любят семена подсолнечника и несоленое сало; голуби – крошки хлеба и булок; воробьи клюют овес, просо и семена сорняков. Еще ребята заметили, что очень удобно устраивать кормушки на старых трухлявых пнях. Провели конкурс на изготовление самой диковинной кормушки. Все кормушки были сделаны по заранее подготовленным эскизам.
3.«Фотокорреспонденты».
Главной целью деятельности учащихся этой группы – провести фотосъемки и нарисовать по наблюдениям рисунки о птицах. Какое эстетическое наслаждение получаешь, когда любуешься этими рисунками и фотографиями «Воробьиная семья», «Это наш любимый корм», «Следы разных птиц», «Самая красивая птица по оперению».
Итак, в проектную деятельность были вовлечены учащиеся, их родители.
В процессе наблюдений пришли к выводу:
В селе можно встретить воробьев разных видов.
Вороны ведут неколлективный образ жизни.
В еде птицы предпочитают разный корм, кому какой нравится.
Снегири переселяются ближе к жилью человека в сильные морозы.
Учащиеся прочитали познавательный материал о птицах нашей местности, узнали много нового и поучительного.
В результате деятельности ребята нашей школы придумали интересные конструкции кормушек из пластиковых бутылок и молочных коробок.
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
2 класс
№п/п | Вопросы анкеты | Правильные ответы кол-во чел (12 чел.) |
1 | Что такое природа? | 4 |
2 | Что природа дает человеку? | 8 |
3 | Назовите охраняемые растения нашей местности. | 5 |
4 | Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны? | 5 |
5 | Какие насекомые появляются весной первыми? | 3 |
6 | Что такое «фотоохота»? | 9 |
7 | Назовите лекарственные растения. | 6 |
8 | Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности? | 4 |
9 | Как человек разрушает природу? | 6 |
10 | Что могут сделать дети для охраны природы? | 8 |
4 класс
№п/п | Вопросы анкеты | Правильные ответы кол-во чел (17 чел.) |
1 | Что такое природа? | 14 |
2 | Что природа дает человеку? | 17 |
3 | Назовите охраняемые растения нашей местности. | 16 |
4 | Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны? | 10 |
5 | Какие насекомые появляются весной первыми? | 9 |
6 | Что такое «фотоохота»? | 17 |
7 | Назовите лекарственные растения. | 17 |
8 | Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности? | 11 |
9 | Как человек разрушает природу? | 17 |
10 | Что могут сделать дети для охраны природы? | 17 |
13