СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные и исторические подходы подготовки ребёнка к школе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сравнение как подготовить ребёнка к школе. Что изучают в ДОУ

Просмотр содержимого документа
«Современные и исторические подходы подготовки ребёнка к школе»

Современные и исторические подходы, подготовки ребенка к школе

Шеховцова В.А.


Введение. Проблему подготовки ребенка к школе не случайно называют «новой, старой проблемой». Действительно, ее история насчитывает более ста лет. Рассмотрим основные вехи становления форм подготовки ребенка к школе

Впервые интерес к ней возник во второй половине 19 века, когда в России возникали первые детские сады, и обсуждалось содержание воспитательно-образовательной работы в них. Наряду с детскими садами, ориентированными на свободные игры, нерегламентированные виды детской деятельности, появлялись дошкольные образовательные учреждения, тесно связанные с элементарной школой. В них проводилось обучение детей старшего дошкольного возраста [3]. Так, например, в платном детском саду открытом в 1872 параллельно элементарной школе, в г. Туле Е.П. Смидович, в качестве уступки родителям, которые скорее хотели видеть своих детей грамотными, для шестилеток было введено обучение грамоте, письму и счету в систематическом порядке [3]. Данная ситуация также объяснялась необходимостью подготовки ребенка к школе. Большинство аналогичных детских садов того времени превращались, по существу в приготовительную школу: детей начинали рано обучать грамоте, счету, письму и иностранным языкам. Поскольку царское правительство в этот период не поддерживало инициативу частных лиц и общественных организаций, открывавших детские сады в конце 19 века, в обстановке наступившей реакции интерес к детским садам и к проблеме подготовки ребенка к школе резко снижается.

С 1917 г. учреждения дошкольного образования включаются в единую систему народного образования, при Наркомпросе создается дошкольный отдел, расширяется подготовка специалистов в области дошкольного воспитания, что, в свою очередь создает условия для роста детских садов различных типов, совершенствования научно-методических основ дошкольной педагогики [2]. В период 1921-1930-х годов среди различных типов ДОУ возникают переходные (от детского сада к школе) или «нулевые» группы. В этих группах, работавших по 4 часа в день, занятия проводились специалистами дошкольного воспитания и в качестве приоритетных назывались задачи подготовки ребенка к школе.

В первом (1932) и следующих проектах программы работы в ДОУ четко прослеживается идея необходимости подготовки ребенка к школе: в нее включаются такие виды деятельности, а позднее разделы как: «Развитие первоначальных математических представлений, «Занятия по чтению и письму» и др. Данная ситуация была закреплена введением в 1943 году всеобщего обязательного обучения детей с 7-летнего возраста [4].

В 50-е годы начинает активно разворачиваться научными сотрудниками АПН РСФСР опытно-экспериментальная работа по обучению детей 6-летнего возраста, в которой участвует 15 детских садов. Так, в 1957-1958 учебном году в шести школах г. Москвы работали первые классы, в которых учились дети , прошедшие по специальной программе грамоту, письмо, счет в подготовительных классах. При этом время, освободившееся от букварного период и других начальных этапов обучения, использовалось для формирования навыков чтения, письма и счета [3]. Результаты эксперимента показали, что, с одной стороны, учебные навыки по предметам первого класса устойчивее у детей, обучавшихся с 6-лет; с другой стороны, была доказана принципиальная возможность систематического обучения детей с 6 лет с использованием специфических для шестилетнего возраста форм, методов и приемов.

Начало массовому воплощению идей обучения детей с шестилетнего возраста, как решения ситуации подготовки ребенка к школе, было положено реформированием образования в 1984 г., согласно которому планируется постепенный переход с 1986 года к обучению детей начиная с 6-летнего возраста. Классы шестилеток открываются в стране по мере создания специальных условий для обучения детей этого возраста (в школе и ДОУ), с учетом желаний родителей, уровня развития детей. Одной из перспективных форм реализации преемственности в дошкольном и начальном школьном образовании, разрешения проблемы подготовки ребенка к школе, становятся УВК «ДОУ – начальная школа», возникающие в этот период [2].

Известно, что эксперимента конца 80-х годов в целом не принесли положительных результатам по разным причинам: экономическим, кадровым, методическим и др. Однако эта ситуация позволила приобрести опыт работы с детьми шестилетнего возраста, как положительный, так и негативный, который, как мы полагаем, будет учтен в дальнейшем.

Вновь проблема подготовки ребенка к школе, преемственности в дошкольном и начальном школьном образовании актуализируется в начале 21 века в связи с переходом на 12-летний срок обучения, с началом систематического обучения в школе с 6,5 лет. В связи с этим разрабатываются преемственные программы дошкольного и начального школьного образования, обсуждаются оптимальные методы и формы обучения детей в 1 классе начальной школе.

В связи с переходом на 4-летнее начальное образование возникает необходимость пересмотра содержания дошкольного образования и усиления развивающих компонентов в обучении детей 5-6 лет и устранения дублирования в детском саду школьной программы. В то же время в связи с резким снижением охвата детей дошкольным образованием (50%) возникает проблема поиска, методов и средств организации воспитательно-образовательного процесса, направленного на разностороннее развитие детей, не посещающих детский сад, подготовку к школьному обучению в таких современных формах дошкольного образования как: группы временного пребывания при ДОУ, школы раннего развития, студии и кружки.

В начале 2000 года получают широкое распространение группы развития, групп подготовки к школе, которые чаще всего ориентированы на решение достаточно узкого круга образовательных задач и не обеспечивают поддержки основных линий психического развития дошкольников. Проведенный в России анализ ситуации дошкольного образования стал основания принятия решения Управлением дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации организовать Всероссийский эксперимент по созданию и внедрению в действие новых моделей дошкольных образовательных учреждений на основе кратковременного пребывания воспитанников [1]. 9 июня 1999 г. в Москве состоялось первое рабочее совещание для работников управления образованием разных регионов России, на котором участники познакомились с идеей. Целями и задачами предстоящего эксперимента. На этом совещании для обсуждения было предложено содержание эксперимента. Эксперимент рассчитан на три учебных года (с 2000 г. по 2002 г.).

Составляющие психологической готовности:

Личностная готовность – это принятие им новой социальной позиции «школьника», с ее определенными правами и обязанностями, понимание своего нового статуса, желание учиться и получать знания, позитивный настрой, умение и готовность активно участвовать в жизни нового коллектива.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

  • положительных представлений о школе;

  • желания учиться в школе, чтобы узнать и уметь много нового;

  • сформированной позиции школьника.

Следует отличать мотив посещения школы от мотива обучения. Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.

Коммуникативная готовность. Готовность ребенка к школе в сфере общения или социально-психологическая готовность – это умение ребенка строить свои отношения с взрослыми и сверстниками.

Психологические предпосылки включения в классный коллектив складываются у дошкольников в процессе их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе:

  • умение согласовывать действия с другими;

  • осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности.

Интеллектуальная готовность взаимосвязана с личностной готовностью и включает в себя:

  • речь;

  • познавательные процессы;

  • способы познания;

  • знания.

Во всех исследованиях, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

Существует разнообразные занятия по подготовке детей к школе. Родителям полезно разобраться в каждой из них, чтобы выбрать для своего ребенка наиболее интересный и эффективный вариант. Рассмотрим некоторые из них.

Методика Зайцева, направленная на развитие детей 3-5 лет, предлагает быстро обучить ребенка чтению при помощи особых кубиков разных размеров и цветов. Вместе с тем происходит значительное раскрепощение малыша, и он запоминает информацию со слуха, а также развивает зрительную память.

Методика Никитиных, направленная на дошкольное развитие, предлагает ряд интересных логических задач, основанных на взаимодействии ребенка со взрослым. Метод хорошо развивает образное мышление и логику ребенка.

Методика Домана. Метод хорошо стимулирует деятельность нервной системы и эффективно развивает восприятие новой информации.

Методика Монтессори – это особые системные развивающие занятия для детей дошкольного возраста, которые хорошо развивают тактильные ощущения, моторику, память и образное мышление ребенка.

Кроме того, практически при каждой школе существуют подготовительные классы по предшкольной подготовке детей. Основная задача предшкольной подготовки – адаптация детей к обучению и создание условий для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения.

В формировании у дошкольника учебных мотивов решающую роль играет семья. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, справочниках), осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять свое "хочу" слову "надо", желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка – все это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания.

Слайд 7

Современная семья является источником самых разнообразных психолого-педагогических проблем. Далеко не каждая семья может предложить своему ребенку грамотную и эффективную систему социально-личностного развития готовности к школе. Поэтому детский сад призван скорректировать эту проблему.

Формы работы с семьей могут быть разнообразными. Они представлены тремя основными группами по способу представления информации: устно, в наглядно-текстовой форме и дистанционно. 

К устным формам относят: родительское собрание, индивидуальную и групповую консультацию, беседу, телефон доверия. 

К наглядно-текстовым формам информирования родителей: газеты и журналы, брошюры, буклеты, листовки, записки, библиотека, информационный стенд.

К дистанционным формам информирования родителей относятся web-сайты и страница в социальной сети.

Слайд 8

Традиционные и современные подходы к проблеме готовности детей к школе.

Традиционный подход к проблеме преемственности заключается в том, что школа диктует дошкольным учреждениям свой взгляд на то, как готовить ребёнка к школе, каким он должен быть, поступая в первый класс.

В недавнем прошлом в дошкольных учреждениях подготовка детей к школе и формирование учебной деятельности сводились к выработке у детей навыков школьного поведения на уроке: умения сидеть за партой, "правильно" отвечать на вопросы педагога и др. Но не это главное в формировании готовности к учебной деятельности. Основным отличием учебной деятельности от других (игры, рисования, конструирования) является то, что ребенок принимает учебную задачу и его внимание сосредоточено на способах ее решения. При этом дошкольник может сидеть за партой или на ковре, обучаться индивидуально или в группе сверстников. Главное – он принимает учебную задачу и, следовательно, учится.

В школе овладение знаниями и умениями является осознанной целью деятельности учащегося, достижение которой требует определенных усилий. В дошкольный период знания усваиваются детьми в большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной для ребенка форме, в привычных для него видах деятельности.

При таком подходе обучение дошкольников определялось не объективными законами развития ребёнка, а образовательной системой последующего звена.

Такой подход решить проблему преемственности сверху вниз приводит к тому, что во многих дошкольных учреждениях:

  • проводится форсированная подготовка детей к школе, что неизбежно увеличивает количество обязательных занятий и ведёт к перегрузке детей;

  • игнорируются сенситивные периоды в развитии детей, роль возрастных новообразований, роль ведущей, игровой деятельности, вытесняется художественная творческая деятельность;

  • содержание знаний по математике, обучению грамоте из школьной программы перемещается в детские сады; вместе с тем недостаточно внимания уделяется развитию детской речи, способностей детей;

  • воспитатели ДОУ увлекаются школьными вербальными методами обучения, контролируют не развитие детей, а усвоение ими знаний, слабо владеют игровыми методами и формами обучения.

В результате отмеченных тенденций происходит «взросление» дошкольного образования, искусственная акселерация детского развития.

Назрела необходимость в иных методах подготовки детей. Современный подход к проблеме преемственности заметно отличается от традиционного подхода. Он осуществляется снизу вверх. Для этого следует:

  • учителю младшей ступени школы признавать не на словах, а на деле опыт, приобретённый ребёнком в дошкольном возрасте;

  • начальная школа должна создавать условия для дальнейшего развития детей на основе сближения опыта жизни старших дошкольников и младших школьников.

Современные подходы к этой проблеме характеризуются основными различиями в требованиях, предъявляемых школой к будущим первоклассникам. Цель дошкольной ступени – развитие общечеловеческих качеств, добрых чувств, глубокого ума, здорового тела. Цель начальной школы – формирование умения учиться, создание условий, при которых обучение становится средством самовыражения ребёнка. Каждое звено образования должно выполнять свои задачи, не подменяя друг друга.

Новые требования к содержанию дошкольного образования меняют сам смысл понятия «готовность к школе», который теперь понимается более широко, ориентирует нас на раннее развитие ребенка на основе всестороннего учета его возрастных и индивидуальных особенностей. ДОУ начинает работу по адаптации ребенка к школе, а школа продолжает. В ДОУ принимаются все необходимые меры для всестороннего развития детей, выявления их способностей и наклонностей путем игры и продуктивных видов детской деятельности (лепке, рисования, конструирования, аппликации и т.п.). В первом классе должен осуществляться плавный переход от игровой к учебной деятельности. Причем игра, как средство обучения, на первых порах должна доминировать.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используется практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Комплексно - игровой метод организации фронтальных занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игре.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивает внимание, стремление к знаниям. Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся: познают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию.

Таким образом, современный подход к готовности детей к школе заключается в преемственности детского сада и школы. Решить его можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.




Библиографический список


  1. Всероссийский эксперимент «Развитие новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях» Сб. ст. и док. / М-во образования Рос. Федерации. Упр. дошк. образования; Под общ. ред. Т.И. Оверчук. - М.: Шк. Пресса, 2001-. Вып. 3. - 2001. - 195 с.

  2. История дошкольной педагогики. //Под редакцией Л.Н.Литвина. – М., 1989. – 351 с.

  3. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. //Под ред. Э.Д.Днепрова. – М., 1991. – 479 с.

  4. Стеркина Р. Князева О., Маханева М. Организационно-методические основы развития новых форм дошкольного образования. //Дошкольное воспитание — 2002. — № 9.- С. 14-20.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!