«Современные информационные технологии в коррекционной педагогике»
Одним из основных направлений в коррекционном образовании является использование новых информационных технологий для реализации развивающего обучения и повышения качества образования дошкольников. Именно поэтому в современных условиях проведения занятий с дошкольниками так необходимо применение новых компьютерных технологий.
Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы всестороннего развития дошкольников. Именно это новое качество позволяет надеяться на эффективное, реально полезное расширение кругозора воспитанников..
Концепции, новации, авторские программы – все эти понятия органически вошли в нашу сегодняшнюю реальность. Использование ИКТ в дошкольном учреждении во время занятий, является наиболее эффективной формой взаимодейтвия между педагогом и детьми.
Эффективность использования компьютеров и компьютерных технологий в коррекционной педагогики непосредственно зависит от того, насколько тщательно продумана организация этого процесса, какие цели поставлены, какой подход избран.
Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях группы , обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности. Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий встраивается в систему обучения, а не осуществляться изолированно от решения основных коррекционных задач.
При работе с дошкольниками эффективны различные развивающие игры. Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача педагогов специального (коррекционного) дошкольного учреждения состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился бы механизм компенсации имеющегося дефекта.
В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.
Игровая технология. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса дошкольников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого.
Здоровьесберегающая технология, цель которой - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья. Использование данной технологии в коррекционном детском саду позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.
Под информационными и коммуникационными технологиями предлагается понимать комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой и доставкой информации, а также все технологии и отрасли, интегрально обеспечивающие перечисленные процессы.
Развитие детей с нарушением зрения без коррекции их зрительного восприятия и психофизических функций не может быть достаточно успешным. Одной из задач учебной работы детского сада является продолжение обеспечения качественного образования за счет внедрения новых технологий, использования ИКТ.
Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя; помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию.
Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами.
На занятиях в коррекционном детском саду для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ - помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации. Отмечу несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютера на занятиях в коррекционном дошкольном учреждении.
Во-первых, организация процесса обучения в соответствии психоэмоциональным и физиологическими особенностями детей.
Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения.
Также при обучении в коррекционном дошкольном учреждении большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ.
Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами .
Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий должно встраиваться в систему обучения, а не осуществляться изолированно от решения основных коррекционных задач.
Отбор коррекционных задач педагог осуществляет исходя из следующих принципов:
*отбираются учебно-коррекционные задачи, решение которых без компьютера сложно или практически неосуществимо в условиях традиционного обучения;
*достижение обучающего эффекта в более короткие, по сравнению с традиционным обучением сроки;
*индивидуализация процесса выполнения задания за счет использования компьютерных технологий.
Развитие детей в соответствии с требованием времени, для их социализации в современном обществе невозможно представить в отрыве от информационных технологий, повышает интерес к занятиям , активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал.
ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры.
На занятиях в коррекционном детском саду наиболее популярны следующие виды компьютерных технологий: компьютерные игры; компьютерные презентации, зрительные гимнастики.
Компьютерные игры используются в процессе развития и коррекции познавательных психических процессов, выработке учебных знаний, умений и навыков. При использовании компьютерных игр происходит не только усвоение знаний, но ещё коррекция и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности.
Основным видом применения ИКТ в нашей практике являются электронные презентации, которые позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.
Использование презентаций, на наш взгляд:
- способствует развитию наглядно-образного мышления, внимания;
- содействует созданию положительной мотивации за счет использования средств привлечения внимания;
- способствует обеспечению методической и дидактической поддержки различных этапов занятия;
- каждый слайд презентации представляет собой учебный эпизод, включающий в себя самостоятельную дидактическую единицу.