Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет ребенок проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
На сегодняшний день используются разнообразные формы и виды здоровьесберегающих технологий, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Главное назначение данных технологий – нацелить педагогов, специалистов детского сада, родителей и самое главное – самих детей на сохранение и укрепление здоровья.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – создать условия для сохранения здоровья, донести до детей необходимые знания по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
В нашем учреждении создаются все условия для сохранения и укрепления здоровья и развития детей, основными из которых являются:
- соблюдение режима дня, способствующего гармоничному физическому и полноценному психическому развитию;
- осуществление личностно-ориентированного подхода к детям;
- построение образовательного процесса в игровой форме с использованием разных видов деятельности;
- осуществление закаливающих и оздоровительных мероприятий;
- обновление и пополнение зоны двигательной активности (физкультурным инвентарём, спортивными игрушками), дорожками здоровья и др.
Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием всех специалистов ДОУ: воспитателей, музыкального руководителя, психолога, медицинской сестры, инструктора по физическому развитию.
Являясь участниками этого процесса, мы уделяем особое внимание обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных современных методов и приемов для сохранения и укрепления здоровья.
Современные здоровьесберегающие технологии в нашем ДОУ применяются в различных видах деятельности и их можно разделить на:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- технологии обучения здоровому образу жизни;
- коррекционные технологии;
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
1.Динамическая пауза на НОД.
Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Чрезмерное умственное и/или физическое напряжение может стать причиной сильного стресса. Поэтому примерно в середине занятия проводим физкультминутку. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку.
2. Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика — упражнения и игры для кистей и пальцев рук. Выполнение упражнений пальчиками стимулирует работу головного мозга и, соответственно, повышает работоспособность организма. Комплексы этих упражнений проводим на досугах и во время прогулок, чтобы обогатить игровой опыт детей.
3. Гимнастика для глаз
Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости, способом профилактики повышенного внутричерепного давления.
Используем систему упражнений для глаз – офтальмотренаж. С малышами офтальмотренаж проводим с игрушками и специальными тренажёрами(дети следят глазками за фигуркой или указкой). В старших группах зрительная гимнастика проводится по устным инструкциям.
4. Дыхательная гимнастика
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, В своей работе используем различные игры: «Пузырики» , «Ветерок», «Сдуй листок», «Каша кипит», «Веселый зайчик».
6.Гимнастика пробуждения (в постели).
Проводится ежедневно после дневного сна. В её комплекс входят упражнения на кроватках для пробуждения, упражнения на коррекцию плоскостопия, правильной осанки, обширное умывание.
Для профилактики плоскостопия используется дорожка здоровья. Дети с удовольствием ходят по ней. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы.
7. Закаливающие мероприятия:
Мытье рук и лица холодной водой, обсыхание. Обсыхание – это мощная закаливающая процедура.
Умывание проводится прохладной водой (в летний период, в зимний-теплой водой). После умывания промакивание полотенцем, но не насухо, а только, чтобы снять свободную воду (капли) с вымытых частей тела, с последующим их окончательным обсыханием.
8.Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
1.Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в группе или в спортивно-музыкальном зале, она способствуют эмоциональной разгрузке, повышению двигательной активности. На занятиях используем бодибар (гимнастическая палка) для формирования красивой и правильной осанки.
2.Физкультурные занятия
Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.
3. Игровые образовательные ситуации
У детей формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.
Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, беседы, чтение художественной литературы, заучивание потешек, стихотворений, сюжетно-ролевые и дидактические игры, направленные на привитие культурно гигиенических навыков, здорового образа жизни, художественное творчество.
4. Игровой самомассаж.
Самомассаж — тактильная гимнастика. Дети с удовольствием выполняют самомассаж в игровой форме. Игровой самомассаж расслабляет мышцы и снимает нервно-эмоциональное напряжение.
5.Образовательный терренкур
Терренкур - это определенная система, состоящая из дозированной ходьбы, прыжков и бега в процессе прохождения маршрутов по территории детского сада.
Методика проведения терренкуров успешно апробирована и внедрена в практику дошкольного учреждения. По территории детского сада составлены маршруты терренкура разной сложности, в зависимости от возраста, интересов и подготовленности детей. Дистанция для каждого возраста дошкольников также меняется в зависимости от условий погоды.
Маршрут терренкура состоит из нескольких «станций», которые имеют свое название и отличительные особенности. Познавательные центры каждого терренкура обновляются в соответствии с календарно-тематическим планированием ДО. Передвигаясь по маршруту, воспитанники делают остановки на таких станциях как: Метеостанция, Станция «Внимательный пешеход», Станция «Игры на асфальте», Станция «Будущие олимпийцы», Станция «Цветочная клумба», Станция «Сказочная поляна», Станция снежных или песочных построек и т.д.
В зависимости от возраста детей меняются и усложняются задания. Кроме терренкуров, проходящих по территории ДОУ, в нашей практике мы используем маршруты, которые выходят за пределы детского сада. Так с детьми подготовительной группы мы освоили образовательный терренкур до парка Березовая роща, к памятникам труженикам тыла, воинам погибшим от ран. А от станции к станции мы с детьми передвигаемся, выполняя логоритмику, физические упражнения, речевки, преодолеваем препятствия.
Маршруты включают в себя не только специально созданные центры, но и спортивную площадку, зону для игр, тропу здоровья, экологическую тропу и другие объекты, расположенные на территории ДО.
6. Тимбилдинг
Тимбилдинг (англ. Team building) — построение команды или командообразование – мероприятия игрового, развлекательного и творческого характера, направленные на улучшение взаимодействия между участниками, повышение сплоченности коллектива на основе осознания общих ценностей и представлений.
Составляющая тимбилдинга это командные игры не только спортивной направленности (футбол, эстафеты и т.) а также мероприятия развлекательного характера, творческой направленности (походы, квест-игры и тд.)
Спортивный тимбилдинг – это построение команды на основе спортивных игр. Цель спортивного тимбилдинга – это формирование умения работать в команде, посредством использования элементов тимбилдинга. Упражнения и игры на командообразование позволяют в игровой форме обучить детей навыкам работы в команде, лидерству, общению, принятию решений и разрешению различных задач. Чтобы достичь успеха в командообразующих играх детям приходиться учиться взаимодействовать друг с другом, внимательно слушать других, самим изъясняться четко и понятно, мыслить творчески и нестандартно. Тимбилдинг проводим на природе, в помещении, на детской площадке для большого количества детей. После окончания каждой игры с детьми обсуждаем, что каждый из них делал для достижения цели. Дети сами разбираются в сути заданий, не нужно превращать игровой формат в лекционный.
Коррекционные технологии:
1.Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
2. Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Музыку используем в качестве вспомогательного средства для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Широко используем для сопровождения образовательной деятельности (на НОД по изодеятельности, ознакомлению с окружающим миром и т.д.) Также музыку используем перед сном, чтобы помочь детям успокоиться и расслабиться.
3.Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.
4. Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).
5. Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями. В целях повышения педагогической культуры родителей и включения их в воспитательно-образовательный процесс, мы воспитатели, используем разнообразные формы работы: беседы с родителями; родительские собрания; консультации; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; участие родителей в подготовке и проведении праздников; совместное создание предметно – развивающей среды; анкетирование.
Комплекс здоровьесберегающих мероприятий поможет осуществить теснейшую связь между физическим здоровьем и психическим состоянием ребёнка, а значит, и реализовать истину: «Здоровому ребенку – всё здорово!».