Современные инновационные технологии в образовании
Внедрение инноваций на уроках технологии
Учитель технологии Доржиева Татьяна Николаевна
Использование современных инновационных технологий в образовательном процессе означает внедрение передовых методов и форм обучения и воспитания в условиях перехода на новый федеральный государственный стандарт основного общего образования.
Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:
• в цели, содержание, методы, технологии и формы организации учебного процесса;
• в стили педагогической деятельности;
• в систему контроля и оценки уровня образования;
• в учебно-методическое обеспечение;
• в систему воспитательной работы;
• в учебный план и учебные программы;
• в деятельность обучающегося и преподавателя.
Основными целевыми направлениями внедрения инноваций на уроках технологии являются:
· совершенствование организации учебно-воспитательного процесса;
· создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию и самостоятельности обучающихся;
· использование здоровьесберегающих технологий;
· применение информационно-коммуникационные технологий;
· внедрение проектной деятельности;
· внеурочная деятельность.
Говоря об образовательном процессе, нельзя не отметить, что в первую очередь, сегодня в дополнительном образовании меняется роль педагога. Он превращается из источника информации, инструктора и контролера знаний в консультанта, в организатора учебной деятельности, где очень важно взаимодействие педагога и ученицы, создание равнопартнерских отношений, а также творческой среды индивидуальной для каждого ребенка, где возможно диалоговое взаимодействие и поддержка.
Сегодня в условиях внедрения инновационных технологий в учебный процесс педагог должен:
· владеть современными инновационными образовательными технологиями;
· делать учебный материал доступным пониманию;
· творчески применять современные методы обучения;
· способствовать организации детского коллектива;
· проявлять неформальный интерес к детям;
· обладать яркостью речи и тактом.
Большое внимание уделяю сохранению здоровья обучающихся, применяя с этой целью здоровьесберегающие технологии. Это и физкультминутки, и своевременное проветривание кабинета, и питьевой режим, а также игровые паузы на уроках. Результатами применения этих технологий являются: снижение утомляемости учащихся на занятиях, профилактика заболеваний опорно-двигательной системы и органов зрения.
С целью развития исследовательских умений, в последнее время активно применяю информационно-коммуникационные технологии – это не дань моде, а необходимое условие повышения уровня образования обучающихся.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний обучающихся, повысить интерес к теме, а также познавательную активность школьников.
Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
· создание презентаций к урокам;
· использование готовых обучающих программ;
· работа с ресурсами Интернет.
Применение таких форм проведения занятий уроков технологии позволяет стимулировать разнообразие творческой деятельности обучающихся, дает возможность увеличить на занятиях объем информации, позволяет воспитывать навыки самоконтроля, повышает интерес к различным направлениям декоративно-прикладного творчества.
Использование ИКТ помогает реализовать личностно-ориентированный подход, учитывать особенности детей, их интересы и склонности. Так, при изучении в 6 классе раздела: «Конструирование юбки», кроме традиционного способа построения выкроек юбок различных фасонов использую электронные образовательные ресурсы, например, http://www. redcafe. ru/. Редактор одежды RedCafe предназначен для автоматического построения выкроек одежды и последующего их редактирования.
Все, кто сегодня связан с образованием, понимают, что проектная деятельность обучающихся предполагает их активность в образовательном процессе, а без активности ребенка образование невозможно. Целостная система универсальных знаний и умений может проявиться наиболее полно в самостоятельной работе, а именно в проектной деятельности.
На протяжении последних лет девочки на уроках технологии вовлекались в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Тематика проектов может быть самая разнообразная, например, «Фартук», «Юбка», «Войлочный башкирский ковёр», «Столовый набор», «Подарок школе», «Прихватка» и др. Среди этих проектов есть и победители различных конкурсов.
Вот уже шестой год в нашей школе действует кружок «Мастерица», что позволило нам проводить внеурочную работу. В условиях ФГОС внеурочная деятельность – это органическая часть всей учебно-воспитательной работы школы. Она является продолжением и развитием процесса, осуществляемого на уроках, и подчинена общим учебно-воспитательным задачам.
Основным нормативным правовым документом, определяющим внеурочную деятельность, является федеральный государственный образовательный стандарт. В требованиях к структуре основной образовательной программы определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) и призвано:
· обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
· снизить учебную нагрузку обучающихся;
· улучшить условия для развития ребенка;
· учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Цель внеурочной работы в школе – развитие мотивации детей к познанию и творчеству воспитанников, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Основная задача внеурочной деятельности заключается в стимулировании инициативы и самостоятельности детей, развитии индивидуальных интересов, склонностей и способностей. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений между воспитанниками школы-интерната.
Результатами внеурочной деятельности можно считать участие наших воспитанников в различных конкурсах и выставках, олимпиадах и турнирах.
Особое внимание в учебном процессе уделяется эстетической направленности уроков, поддержки положительной эмоциональной атмосферы. Особая роль в решении этой проблемы отводится оформлению кабинета, его техническому и учебно – методическому обеспечению. На сегодняшний день кабинет полностью укомплектован необходимым мультимедийным оборудованием, инструментарием и исходными материалами. Идёт постоянная работа над оформлением тематических стендов и изготовлением наглядных пособий. Кабинет пополняется новыми учебниками соответствующих ФГОС и новинками методической литературы для учителя и учениц.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод: инновационные технологии в образовательном процессе позволяют более полно раскрыть возможности педагога и способности обучающегося, делать учебный процесс более гуманным и личностно-ориентированным. В целом, процесс обучения становится более творческим, и направленным на саморазвитие и самообразование личности.
Литература:
1. Метод проектов в технологическом образовании/Под ред. . М.: Педагогическая академия, 2010г.;
2. Григорьев деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / , . — М.: Просвещение, 2011. — 233 c.;
3. «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утверждён приказом МО РФ от «17» декабря 2010 г. № 000;
4. Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 класс. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011г.;
5. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе /авт.-сост. .-Волгоград: Учитель. 2009.;
6. Социальная сеть работников образования nsportal. ru; http://nsportal. ru/shkola/
7. Социальная сеть RedCafe http://www. redcafe. ru/