МОУ СОШ № 16
Научная работа на тему:
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
Выполнила:
учитель
Английского языка
Капустина Л. С.
Электрогорск 2019 г.
Оглавление
1. Понятие метода и методики обучения на уроках ИЯ 6
2. Классификация методов и методик обучения ИЯ 9
3. Современные методы и методики обучения иностранному языку. 15
Введение
Важнейшая задача современного школьного образования — это формировать у ребенка желание и умение овладевать новыми знаниями и видами деятельности, а также способность строить дальнейшее направление собственного образования. Будь то работа с текстом, объяснение нового грамматического материала, словарная работа, — перед детьми ставится задача, с которой они должны справиться самостоятельно, учитель лишь направляет их. Грамотно организованный урок в оборудованном кабинете должен иметь логическое начало и такое же окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учеников, подвести учеников к формулировке темы, цели и задачей урока.
Что касается форм и методики работы по проведению урока, то здесь уместно говорить об индивидуальных, групповых, дифференцированно-групповых, фронтальных, академических, досуговых, интерактивных формах работы. Важно применять методику проблемного, исследовательского, проектного, развивающего, личностно-ориентированного, продуктивно-технологического, рефлексивного обучения.
Средства обучения должны быть современными. Это и компьютер, и диапроектор, и интернет, и аудио-видео материалы. И, конечно, еще никто не отменял стандартной наглядности: картинки, иллюстрации, карточки, книги, учебники и т. д. Что касается современных уроков, то здесь придут на помощь всевозможные фильмы и мультфильмы на английском языке, с субтитрами или без. Аудиоматериалы, такие, как песни, стихи, тексты и диалоги также следует использовать на уроках английского языка.
На современном этапе главной целью обучения английскому языку, согласно ФГОС, является формирование коммуникативной компетентности. Это означает способность осуществления межличностного и межкультурного общения на иностранном языке.
Федеральный государственный образовательный стандарт — это определенные требования и правила, которые должны реализовывать начальные, средние, высшие учебные заведения, которые состоят на государственной аккредитации. Другими словами, это образовательные программы, содержащие в себе нормы и стандарты для образования, требуемые государством. Разработка ФГОС осуществляется согласно с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства. Проекты ФГОС, замечания и изменения принимаются Министерством Образования и Науки РФ [1].
Благодаря формированию коммуникативной компетентности, учащиеся должны быть способными в соответствие с ФГОС:
Представить себя устно и письменно, написать резюме, заявление, письмо, анкету на английском.
Представить свою семью, школу, город, страну в рамках межкультурного общения.
Уметь задать вопрос, построить диалог по-английски.
Владеть различными видами речевой деятельности: письмо, чтение, диалог, монолог.
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России.
Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года согласно указу Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
В федеральном законе "Об образовании в РФ" от 2013 № 273-ФЗ указано, что педагогические работники свободны в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания.
Поскольку ученые-дидакты не пришли к единому пониманию и толкованию сути понятия « метод обучения », то не прекращаются дискуссии вокруг подхода к проблеме классификации этих методов и самой классификации и поэтому наша исследовательская работа является актуальной.
Цель научного исследования: провести теоретический и практический анализ современных методов и методик обучения на уроках иностранного языка в условиях внедрения ФГОС.
Объект исследования: методы и методики обучения ИЯ.
Предмет научного исследования: современные методы и методики обучения ИЯ.
Исходя из цели научного исследования, перед нами стоят следующие задачи:
определить понятие метода и методики обучения на уроках ИЯ;
проанализировать классификацию методов и методик обучения ИЯ;
охарактеризовать современные методы и методики обучения ИЯ.
1. Понятие метода и методики обучения на уроках ИЯ
Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.
Метод в широком смысле есть способ достижения цели. Это понятие употребляется в трех значениях.
общеметодологическом (метод как средство познания);
общедидактическом (метод как способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленной на достижение целей образования, воспитания и развития учащихся);
частично-дидактическом (метод как направление в обучении).
В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения». К ним можно отнести следующие: «методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю.К. Бабанский); «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И.П. Подласый); «метод обучения — это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся» (В. Оконь). Методу обучения можно дать и такое определение: это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания. Уже в этих определениях метод выступает как многомерное явление, как сердцевина учебного процесса. Он выступает механизмом реализации поставленных целей, во многом определяет конечные результаты учебного процесса.
Методы обучения ─ (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения[2].
Можно сказать, что методы обучения ─ способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, то есть это сочетание методов преподавания и учения.
Ни один метод в чистом виде не существует, например, нет чисто проблемного или чисто репродуктивного метода. Поэтому все классификации методов обучения построены на оценке не всех, а какого-то одного доминирующего свойства метода прежде всего потому, что каждый метод обучения одновременно onределяется и по характеру источника учебной информации, и по уровню самостоятельности учащихся в познавательном процессе, и по форме мыслительной деятельности.
Иными словами, метод обучения представляет собой сложное, системное образование, которому свойственны все знаки, лежащие в основе классификации.
Методика обучения иностранному языку - совокупность методов, способов, приемов обучения, направленных на овладение иностранным языком [3]. Это более широкое понятие, чем метод обучения. Так например в методике проблемного обучения применяются следующие виды методов обучения:
Частично-поисковой, или эвристический. Учитель сам формулирует проблему и путем постановки наводящих вопросов вовлекает учеников в обсуждение. Также учитель помогает организовать поиск решения поставленной проблемы. Помощь учителя ограничивает самостоятельность учеников, поэтому они участвуют только частично [5, с. 52]. Тем не менее, это наиболее действенный метод организации урока по методике проблемного обучения в начальных классах или таких классах, где только начинают применять проблемное обучение.
Репродуктивный метод. Уроки строятся по аналогии с образцами. Например, при постановке проблемной ситуации учитель сначала приводит примеры проблемных ситуаций и указывает, как находить противоречия. То же самое и с формой организации поиска — сначала приводится пример, объясняющий, что нужно делать, чтобы найти ответ на вопрос, к каким материалам обращаться и т.д.
Метод проблемного изложения — это наиболее пассивный метод обучения. Главная роль принадлежит учителю: он сам ставит проблему, указывает на противоречие, сам организует поиск решения и доказывает правильность выбранного решения. Ученики при этом играют лишь роль наблюдателей. Но этот способ можно использовать при объяснении сложных тем, чтобы продемонстрировать детям ход рассуждения, логичность изложения материала, ход анализа.
Исследовательский метод — самый сложный способ организации уроков с использованием проблемного обучения. Здесь задача учителя сводится лишь к постановке проблемной ситуации. Увидеть противоречие, сформулировать проблему, найти способ ее решения — целиком самостоятельная работа учеников.
Многообразие методов обучения должно формироваться на основе сочетания в процессе обучения различных психических функций. Так, если учитель на уроке, используя соответствующие формы организации познавательной деятельности учеников, применяет методы или приемы, возбуждающие эмоциональные переживания, вводит приемы, способствующие конкретизации знаний, упрочению умений, опирается на работу воображения, упражняет способности памяти, воздействуя на целостную личность учащегося - он paционально использует многообразие методов, ставя и познавательный, и трудовой процессы в наивыгоднейшие условия [6, с. 33]. Такое многообразие не утомляет, не распыляет энергию учеников, а связывает воедино активность психических функций, экономит рабочие усилия.
2. Классификация методов и методик обучения ИЯ
Одной из острых проблем современной Дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.
Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).
История методов преподавания иностранных языков наиболее полно исследована и описана И. В. Рахмановым. Историей методики занимались К. А. Ганшина, И. А. Грузинская, Ф. Аронштейн, В. Э. Раушенбах. Отдельные разделы истории методов изложены в работах З.М. Цветковой, С.К. Фоломкиной, Н. И. Гез, Ю. А. Жлуктенко, Р. А. Кузнецовой, А.Н. Щукиным. Классификация методов обучения иностранным языкам представляет собой сложный вопрос, так как в основу их наименования были положены самые разные признаки. В зависимости от того, какой аспект превалирует в преподавании, метод называется лексическим или грамматическим; какие логические категории являются основными, - синтетическим или аналитическим. Название метода определяется приемом, положенным в основу работы над языком, например, аудиовизуальный, наглядный. По принципу организации материала традиционному методу противопоставляют метод программированного обучения. Известны также методы, получившие свое название по имени их авторов – методы Берлица, Гуэна, Палмера, Уэста, Фриза, Ладо, Лозанова и т. д. Из множества методов, известных в литературе, можно, однако, выделить два основных направления обучении иностранным языкам – сознательное и интуитивное, наименование которых отражает их связь с психическими процессами овладения языком.
Наиболее удачной, на наш взгляд, является классификация методов, предложенная А.Н. Щукиным.
По мнению Щукина А.Н. методы обучения в частично-дидактическом значении классифицируются в зависимости от подходов к обучению (прямой, сознательный, деятельностный), что позволяет выделять группы методов: прямые, сознательные, комбинированные, интенсивные.
Прямые методы: натуральный, прямой, аудиовизуальный, аудиолингвальный, армейский, устный, «метод гувернантки».
Сознательные методы: грамматико – переводной, сознательно – практический, сознательно – сопоставительный.
Интенсивные методы: суггестопедический, эмоционально – смысловой, активизации, гипнопедия, ритмопедия, экспресс – метод, интеллектуальный метод.
Комбинированные методы: чтения, тандем – метод, коммуникативный.
История методики преподавания иностранных языков знает многочисленные и многообразные попытки найти наиболее рациональный метод обучения иностранным языкам. Самым древним был метод натуральный, который ничем не отличался от того метода, которым ребенка обучают родному языку. Иностранный язык осваивался путем подражания готовым образцам, путем многократного повторения и воспроизведения нового материала по аналогии с изученным. Естественный метод, преследовавший чисто практические цели –обучение прежде всего умению говорить и читать легкий текст, - долго удовлетворял потребности общества, в котором продуктивное владение иностранным языком было привилегией его высших слоев.
Каждый метод при определенных условиях обладает объективной ценностью. Прямые методы целесообразнее всего использовать в небольших по численности группах, в разноязычной или в одноязычной аудитории, если обучающий не владеет языком учащихся обучить устному владению языком в пределах ограниченной тематики. Сопоставительными методами можно пользоваться только в одноязычной аудитории, когда обучающий владеет родным языком учащихся и когда ставятся общеобразовательные и практические цели, особенно в плане рецептивного овладения языком. Смешанные методы также применяются в зависимости от целей и конкретных условий обучения иностранному языку.
Знание истории методики преподавания иностранных языков поможет начинающему преподавателю свободнее ориентироваться в выборе приемов обучения, рационально их сочетать в своей работе, сознательно и творчески применять рекомендации данного учебного пособия.
В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.
При использовании комплекса определенных обстоятельств и условий учитель принимает в той или иной последовательности ряд решений: о выборе словесных, наглядных или практических методов, репродуктивных или поисковых методов управления самостоятельной работой, методов контроля и самоконтроля.
Таким образом, подводя итог вышесказанного, можно сделать следующий вывод. Большое количество подходов, классификации методов обучения объясняется сложностью объекта исследования и серьезностью задач, поставленных обществом перед современной школой. В свете новых требований к школе ученые и учителя ищут такие методы и приемы обучения, которые бы наилучшим образом способствовали их решению. Эти поиски нацелены на то, чтобы: а) стимулировать функциональность пассивных знаний, преобразовывая их в активные; б) способствовать усвоению новых знаний и применению их на практике. И в этом плане различные подходы к классификации методов обучения несут в себе разные потенциальные возможности стимуляции и мотивации учебно-познавательной деятельности школьников в обучении. Методы, классифицируемые по источникам знания, в основном стимулируют мотив долга ученика учиться. Методы же, классифицируемые по характеру познавательной деятельности, нацелены на стимуляцию у школьников желания действовать активно при решении проблемно-познавательных задач, преодолевать трудности в учебном познании, настойчиво продвигаться к намеченной цели, достижение которой сопровождается ситуациями переживания успеха, радости и стремление находиться в постоянной ситуации поиска.
А сейчас рассмотрим первую классификацию методов обучения иностранному языку по источникам получения знаний. Ее предложили ученые Е.И.Перовский и Д.О. Лордкипанидзе. Они выделили 3 группы методов:
словесные;
наглядные;
практические.
Наиболее практичной в дидактическом отношении представляется вторая классификация методов обучения по дидактическим целям, разработанная М.А.Даниловым и Б.П. Есиповым. Они исходили из того, что если методы обучения представляют собой способы организации учебной деятельности учащихся по решению дидактических целей и задач, то, следовательно, их можно разделить на следующие группы:
методы приобретения новых знаний;
методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике;
методы проверки и оценки знаний, умений, навыков.
Третью классификацию методов обучения предложил Ю.К. Бабанский.
Это организационная классификация методов обучения. Все методы обучения им были подразделены на три большие группы:
методы организации учебно-познавательной деятельности;
методы стимулирования учебно-познавательной деятельности ;
методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Поддерживая в целом классификацию методов, предложенную Ю.К Бабанским, С.А.Смирнов внес в указанную классификацию дополнения:
методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта;
методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся.
Наиболее известной является классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) .
Тип познавательной деятельности – это уровень самостоятельности познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения [7, с.15]. В данной классификации выделяются следующие 5 методов обучения:
Сущность информационного метода выражается в следующих его характерных признаках: знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель организует различными способами восприятие этих знаний; учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти. При рецепции используются все источники информации (слово, наглядность и т. д.), логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным путем. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия знаний.
В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки: знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель не только сообщает знания, но и объясняет их; учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний; необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний [8, с. 319]. Главное преимущество данного метода – экономность. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами.
Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.
Суть частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:
знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;
учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;
учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, делают выводы и т. д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.
Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:
учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;
знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе исследования проблемы, сравнения различные варианты получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют учащиеся;
деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;
учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной. Недостатки данного метода – значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся.
Кроме этого выделяют следующие методы обучения:
по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный (умозаключения от частного к общему), дедуктивный (умозаключения от общего к частному ), традуктивный ( логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности).
3. Современные методы и методики обучения иностранному языку.
Многие современные методики являются коммуникативно-ориентированными, и одной из важнейших их целей является обучение общению и владению речевыми средствами. Каждая из методик использует при этом разные средства, методы и принципы. То есть, каждая из методик имеет отличительные специфические черты.
Современные методические концепции обучения иностранным языкам это коммуникативный метод обучения (И. Л. Бим, Е. И. Пассов), метод интенсивного обучения (Г. А. Китайгородская), метод деятельностного обучения (Ильясов), проектный метод и другие. В настоящее время решающую роль играют коммуникативно-ориентированные методики, которые основаны на коммуникацию и творчество обучаемых.
Итак, еще раз выделим четыре современных методических концепции:
коммуникативная,
проектная,
интенсивная,
деятельностная.
Коммуникативный метод явился основой для создания учебников по английскому языку в средней школе. Самой первой специфической чертой коммуникативной методики является то, что целью обучения является не овладение иностранным языком, а “иноязычной культурой”, которая включает в себя познавательный, учебный, развивающий и воспитательный аспект [9, с. 57]. Эти аспекты включают в себя знакомство и изучение не только языковой и грамматической системы языка, но и его культуры, взаимосвязи ее с родной культурой, а также строя чужого языка, его характера, особенностей, сходства и различия с родным языком. Также они включают в себя удовлетворение личных познавательных интересов обучаемого в любой из сфер своей деятельности. Последний фактор обеспечивает дополнительную мотивацию к изучению иностранного языка со стороны обучаемых, в этом не заинтересованных.
Второй специфической чертой коммуникативной методики является овладение всеми аспектами иноязычной культуры через общение. Именно коммуникативная методика впервые выдвинула положение о том, что общению нужно обучать только через общение, что стало для современных методик одной из характерных черт. В коммуникативной методике обучения общение выполняет функции обучения, познания, развития и воспитания [10].
Следующей отличительной чертой предлагаемой концепции является использование всех функций ситуации. Коммуникативное обучение строится на основе ситуаций, которые (в отличие от других методических школ) понимается как система взаимоотношений. Главный акцент здесь ставится не на воспроизведение с помощью средств наглядности или словесное описание фрагментов действительности, а на создание ситуации как системы взаимоотношений между обучаемыми. Обсуждение ситуаций, построенных на основе взаимоотношений обучаемых, позволяет сделать процесс обучения иноязычной культуре максимально естественным и приближенным к условиям реального общения.
Коммуникативная методика также включает в себя и овладение невербальными средствами общения: такими, как жесты, мимика, позы, дистанция, что является дополнительным фактором при запоминании лексического и любого другого материала.
Специфической чертой коммуникативной методики является также использование условно-речевых упражнений, то есть таких упражнений, которые построены на полном или частичном повторении реплик преподавателя. По мере приобретения знаний и навыков характер условно-речевых упражнений становится все более сложным, пока необходимость в них не исчерпывает себя, когда высказывания обучаемых не становятся самостоятельными и осмысленными.
Итак, из всего вышеизложенного видно, что многие специфические черты, впервые появившиеся в коммуникативной концепции, были затем переняты другими коммуникативно-ориентированными методиками и успешно используются ими.
Проектный метод. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя возможные варианты, решения стоящих перед ним задач, реализуя усвоенные им средства и способы работы. Культура проектирования входит сейчас во многие области образовательной практики в виде проектных методов и проектных методик обучения. В настоящее время проектный метод активно включается в обучение иностранным языкам. Ярким примером применения проектного метода является учебник “Project English”, опубликованный в 1985 году издательством Оксфордского университета. Автор курса – Т. Хатчинсон, специалист в области коммуникативного обучения грамматике.
Эффективность проектной методики в большей степени обеспечивается интеллектуально-эмоциональной содержательностью включаемых в обучение тем.
Другой отличительной чертой проектной методики является особая форма организации коммуникативно-познавательной деятельности обучаемых в виде проекта. От чего, собственно, и появилось название методики.
Проект ─ это самостоятельная, реализуемая обучаемым работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности.
Новизна же подхода в том, что обучаемым дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия. В курсе мало текстов как таковых, они воспроизводятся в процессе работы обучаемых над проектами, предложенные авторами.
Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение определенного времени. Тема имеет четкую структуру, делится на подтемы, каждая из которых заканчивается заданием к проектной работе.
Особенно важной чертой является то, что обучаемые имеют возможность говорить о своих мыслях, своих планах. Благодаря работе над проектом создается прочная языковая база.
Интенсивный метод. Перейдем к интенсивной методике и рассмотрим ее специфику. Данная методика основана на психологическом термине “суггестии”.
Суггестия (от лат. suggestio внушение) это психическое внушение, изменение процессов мышления, чувствования и реакций, большей частью незамечаемое тем, кто подвергается внушению со стороны (чужая суггестия) или со стороны самого себя (аутосуггестия, самовнушение) [11].
Суггестия, осуществляемая внушающим в присутствии внушаемого, называется гипнозом, при котором внушается или гипнотический сон, или состояние бодрствования.
Это и есть первая специфическая черта интенсивной методики. Использование суггестии позволяет миновать или снимать различного рода психологические барьеры у обучаемых следующим путем. Педагог проводит занятия с учетом психологических факторов, эмоционального воздействия, используя логические формы обучения. Он использует также на занятиях различные виды искусства (музыку, живопись, элементы театра), с целью эмоционального воздействия на обучаемых.
Однако суггестопедическое обучение предполагает определенную концентрацию учебных часов. На старших этапах, например, целесообразно выделять шесть часов в неделю за счет школьного компонента учебного плана, их стоит разделить на три, по два часа каждое. При необходимости количество часов можно свести к трем.
Также специфической чертой интенсивной методики является то, что суггестопедия широко опирается на положение о разных функциях двух полушарий головного мозга. Подключение эмоциональных факторов к обучению иностранному языку значительно активизирует процесс усвоения, открывая новые перспективы в развитии методики обучения иностранным языкам. Вся атмосфера занятий организуется таким образом, что освоению языка сопутствуют положительные эмоции. С одной стороны, это является важным стимулом для создания и поддержания интереса к предмету. С другой стороны, интеллектуальная деятельность учащихся, подкрепленная эмоциональной деятельностью, обеспечивает наиболее эффективное запоминание материала и овладение речевыми умениями [12].
Еще одним отличительным фактором служим активное использование ролевых игр. Специфика интенсивного обучения заключается именно в том, что учебное общение сохраняет все социально-психологические процессы общения. Ролевое общение ─ это одновременно и игровая, и учебная, и речевая деятельность.
Игровой метод считается также интенсивным методом обучения. Игра – это форма учебной деятельности в условных ситуациях. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью и соответствующими результатами. При обучении иностранным языкам игровым методом можно выделить языковые игры (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и коммуникативные (ролевые, творческие) игры. Большое распространение на занятиях по иностранному языку получили ролевые игры. Ролевая игра предусматривает распределение учащихся по ролям и разыгрывание ситуаций общения в соответствии с заданной темой и ролями учащихся. Учащиеся включаются в моделируемую ситуацию, которая требует от них принятия решения на основе анализа данной ситуации. Ролевая игра состоит из трех этапов: подготовка ролевой игры, ее проведение и коллективное обсуждение результатов. Схему ролевой игры можно представить следующим образом.
Этап подготовки:
1. общее описание игры и характерных особенностей действующих лиц; формулировка главной цели, постановка проблемы;
2. составление плана, выбор ситуации; разработка сценария [13].
Этап проведения: процесс игры.
Этап анализа и обобщения:
1. Анализ;
2. Оценка и самооценка работы;
3. Выводы, обобщения и рекомендации.
Ролевые игры подразделяются на социально-бытовые и профессиональные, деловые. Социально-бытовые игры направлены на формирование навыков и умений иноязычного общения в социально-бытовой сфере общения. Профессиональные, деловые игры используются при обучении профессиональному общению. Следует остановиться на положительных и отрицательных моментах ролевой игры. Положительным в проведении ролевой игры является следующее:
– учащиеся испытывают удовольствие от проведения игры, т.к. любая игра имеет высокую мотивацию;
– урок проходит на высоком эмоциональном уровне;
– в процессе игры учащиеся имитируют определенную деятельность. Это формирует умения и навыки, а также учащиеся учатся применять свои знания;
– послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний. Отрицательными моментами ролевой игры являются:
– высокая трудоемкость подготовки к уроку для учителя; – большая напряженность для учителя. Учитель должен быть хорошим сценаристом, режиссером и актером. Если он не владеет этими качествами, то ему будет трудно правильно организовать игру, что может привести к разочарованию учащихся;
– трудности с заменой участников игры, если кто-то отсутствует в момент проведения игры. Ролевые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках ролевой игры. В процессе ролевой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, сообща определяется степень участия каждого из них в работе, ощущается взаимосвязь участников при решении общих задач. В процессе ролевой игры развиваются речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом, логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы.
Еще одна из современных методик обучения английскому языку – деятельностная методика. Первоначально она должна была использоваться для обучения взрослого контингента обучаемых. Затем ее сочли возможным использовать в старших классах общеобразовательной школы.
Создатели этой методики считают, что обучать навыкам оформления и умения работы с содержанием сообщаемого следует отдельно. Для того, чтобы обеспечить сознательное овладение языковыми средствами и обучение навыкам оформления, их необходимо формировать до того, как будет иметь место обучение умениям работы с содержанием. Из этого вытекает другая специфическая черта данного метода.
В деятельностной методике имеет место разделение между предварительным овладением языковыми средствами и последующим овладением общением на основе имеющихся знаний, умений, навыков использования языковых средств.
Но действительно специфической чертой деятельностной методики составляет выделение того, что называется языковыми речекоммуникативными единицами [14, с. 90]. Так как для полноценной коммуникации при обучении недостаточно только речевого статуса языковых единиц – речевой статус должен сочетаться со свободой их выбора в речи.
И последней специфической чертой является использование такого метода, как условный перевод, при котором используется не только то, чем ученики уже овладели, так и то, чему их обучают на данном этапе.
Из этого видно, что деятельностная методика значительно отличается своей спецификой от первых трех методов.
Заключение
Расширение и качественное изменение характера международных связей, интернационализация всех сфер общественной, политической и экономической жизни нашей страны сделали иностранные языки реально востребованными. Все это послужило толчком к развитию изучения иностранного языка как общеобразовательного предмета на качественно новом уровне.
Сейчас никто не сомневается в том, что методика обучения иностранным языкам представляет собой науку. Как и во многих науках, в методике обучения иностранному языку существует проблема классификации методов обучения.
По мнению А.Н. Щукина, метод в широком смысле есть способ достижения цели. Это понятие употребляется в трех значениях.
общеметодологическом (метод как средство познания);
общедидактическом (метод как способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленной на достижение целей образования, воспитания и развития учащихся);
частно-дидактическом (метод как направление в обучении).
Классификация методов обучения иностранным языкам представляет собой сложный вопрос, так как в основу их наименования были положены самые разные признаки. В зависимости от того, какой аспект превалирует в преподавании, метод называется лексическим или грамматическим; какие логические категории являются основными, - синтетическим или аналитическим. Название метода определяется приемом, положенным в основу работы над языком, например, аудиовизуальный, наглядный. По принципу организации материала традиционному методу противопоставляют метод программированного обучения. Известны также методы, получившие свое название по имени их авторов – методы Берлица, Гуэна, Палмера, Уэста, Фриза, Ладо, Лозанова и т. д.
Большое количество подходов, классификации методов обучения объясняется сложностью объекта исследования и серьезностью задач, поставленных обществом перед современной школой.
Методы обучения иностранных языков развивались по двум основным направлениям: прямые и переводные методы.
В основе прямого метода лежит идея о том, что обучение иностранному языку должно имитировать овладение русского языка и протекать естественно, без специально организованной подготовки. Название «прямой метод» вытекает из положения о том, что значение иностранного слова, фразы и других единиц языка должно передаваться учащимся напрямую, путем создания ассоциаций между языковыми формами и соответствующими им понятиями, которые демонстрируются с помощью мимики, жестов, действий, предметов, ситуаций общения.
Название «переводной метод» вытекает из положения, что основным средством семантизации и усвоения языкового материала является перевод. Для этих методов характерен отрыв формы от содержания. Так, в грамматико-переводном методе все внимание направляется на грамматику, а содержательная сторона текстов и лексика игнорируются. В текстуально-переводном методе все внимание обращается на содержание и особенности текстов, грамматика изучалась бессистемно, а правила давались от случая к случаю.
Существует множество классификаций частично – дидактических методов обучения иностранных языков. Дальнейшее совершенствование применяемых в настоящее время методов – задача важная и актуальная
В рамках некоторых методов разработаны модели обучения. На основании стратегии метода обучения языку, учитель разрабатывает тактику учебной деятельности в конкретных условиях обучения. Она реализуется на занятиях в виде модели обучения, представляющей собой индивидуальную интерпретацию преподавателем концепции метода в конкретных условиях педагогического труда.
В рамках аудиовизуального метода была разработана модель обучения, включающая четыре этапа работы: представление, объяснение, закрепление.
В рамках метода активизации была разработана модель обучения, обеспечивающая цикличность учебного процесса. Каждый цикл занятий включает три последовательных этапа: введение нового материала, тренировка общения, практика в общении.
Через посредство модели обучения осуществляется связь между методом в обучении и способом деятельности учителя и учащихся на уроке, при условии, что модель обучения отражает содержание метода, при сохранении признаков присущих данному методу.
Методы обучения, равно как и цели и приемы, находят непосредственную реализацию именно с помощью упражнений. В зависимости от видов иноязычных заданий учитель использует различные методы обучения
Таким образом, на основании всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: сравнение современных методов обучения играет важную роль, так как возникающие новые методики появляются на их основе и хотелось бы, чтобы в них не было тех минусов и недостатков, которые присущи современным методам.
Сравнительная характеристика важна также для выбора работы учителя. При таком многообразии очень трудно сделать выбор, не зная особенностей и специфики методов обучения иностранному языку.
Список использованной литературы
1. https://www.syl.ru/article/311464
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения
3. https://methodological_terms.academic.ru/938
4. Денисова Л.Г. Место интенсивной методики в системе обучения
иностранным языком в средней школе. Иностранные языки в школе. № 4.
1999. с.11-14.
5. R. Lado, Language Teaching, New-York, 1964, с. 52.
6. Ch. C. Fries, Teaching and Learning English as a Foreign language, Ann
Arbor, 1945, с. 33.
7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения/ М.: Педагогика,
1981. - 186 с.
8. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы совр. дидактики/ Под
ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982. – 319 с.
9. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения
иноязычному общению. М., 1989, с. 57.
10. Оганджанян Н.Л. Элементы коммуникативной методики обучения
английскому языку в средней школе. – Английский язык. – 1 сентября
//№6, 2005.
11. Рабинович Ф.М., Сахарова Т.В. Интенсивные методы обучения и
средняя школа. - Иностранные языки в школе, 1991, №1.
12. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучения иностранным языкам. -
Иностранные языки в школе, 1980, №2.
13. Дианова Е.М., Костина Л.Г. Ролевая игра в обучении иностранному
языку (обзор зарубежной методической литературы) // ИЯШ, 1988, №3.
14. Гальскова Н.Д. "Современная методика обучения иностранным
языкам", М. 2003 г., с. 90.
Приложение
Примеры использования современных методик обучения иностранному языку
Метод проектов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Работая над проектом, дети понимают, для чего они изучают новые слова и грамматические явления, где и как они могут эти знания применить. Задача учителя – организовать самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика в ходе работы над проектом.
На моих уроках дети делали творческие, информативные, фантастические проекты. В качестве примера хочу привести работу над проектом в 7 классе. Уже в самом начале работы над темой "Проблемы окружающей среды” была запланирована работа по созданию агитационного плаката «Help save the planet», которая велась на протяжении всей темы, постепенно разворачиваясь и наполняясь содержанием. На эту работу было отведено 11 уроков. После введения новой лексики ребятам было предложено разбить ее по подтемам и озаглавить каждую. Например, "Загрязнение воды”, "Загрязнение атмосферы”, "Климатические изменения”, "Деятельность человека, губительная для окружающей среды”. Все эти проблемы взаимосвязаны. Готовя проект по одной из этих тем, дети изучали все аспекты проблемы.
Далее дети объединились в группы, в каждой из которых были распределены следующие роли: кто-то следил за активностью в группе, кто-то отслеживал культуру общения и взаимопомощь внутри группы. Это очень важные роли, и их ученики выполняли наряду с выполнением академических заданий. Именно такая форма работы обеспечивает успешный результат. Каждая группа рассматривала следующие вопросы: существует ли проблема, каковы ее причины и каковы ее последствия.
На каждом уроке формирование тех или иных речевых навыков (говорения, аудирования, чтения, письма) связывалось с соответствующими аспектами проекта, постепенно подводящими ребят к обобщающему проекту. Во время работы над проектом ребята использовали не только ту информацию, которая была предоставлена в учебнике, но добывали новые знания из курса географии, биологии. При таком пересечении предметных областей у учащихся формировалось целостное видение проблемы. Они просматривали газеты и журналы, слушали новости в поисках примеров последствий экологических проблем. Затем они обменивались полученной информацией.
Соревнования между группами не было, т.к. все работали над одним общим проектом. С самого начала дети были ориентированы на то, что итоговая оценка будет зависеть от усилий каждого. На заключительном уроке ребята, защищая свой собственный проект, затрагивали все стороны проблем окружающей среды. Дети доказывали необходимость той или иной иллюстрации в проекте. В итоге из лучших иллюстраций был составлен общий плакат, цель которого привлечь внимание учащихся к проблемам окружающей среды и призвать соблюдать элементарные правила поведения для ее сохранения.
После завершения работы над этим проектом, дети выразили желание сделать новый проект, потому что чтение достаточно скучных текстов по экологии вдруг превратилось в интересный творческий процесс.
Этот метод дает положительные результаты и на начальной ступени обучения. Более того, чем раньше дети начнут работать над созданием проектов, тем выше будут их учебные достижения. Поэтому работа по созданию проектов становится неотъемлемой частью учебного процесса.
Работа с модулем.
Модуль – это особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает четкие указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией.
В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий. Учить работать с модулем лучше начинать непосредственно на уроке, когда ученик может сразу обратиться за помощью к учителю.
Приведу пример самостоятельной работы учащихся с модулем на уроках английского языка в 5-х классах. В УМК Верещагиной И.Н. на изучение темы «The English Year» отводится 10 уроков. Разговорные тексты этого цикла уроков знакомят детей с традициями английских праздников. Их лексическое и грамматическое наполнение позволяло объединить весь учебный материал в модуль.
Перед детьми была поставлена задача создать календарь английских праздников. Были даны письменные инструкции для самостоятельной работы учащихся.
Образец инструкции:
Задание: сделать календарь английских праздников.
1 шаг – прочитать тексты «The English Year I», «The English Year II», «The English Year III», «The English Year IV»;
2 шаг – Ответить на вопросы упражнения 10, на стр. 115;
3 шаг – Узнать историю празднования Дня благодарения; выяснить, кто были святой Патрик и святой Валентин;
4 шаг – Приготовить 12 альбомных листов, по одному для праздника, используя карандаши или фломастеры написать дату празднования каждого праздника на отдельном листе;
5 шаг – Простым карандашом выписать на лист с датой праздника слова, обозначающие атрибуты этого праздника. Например: «День благодарения» – жареная индейка, тыквенный пирог, овощи, фрукты, цветы, стол, семья;
6 шаг – Каждое слово или словосочетание на листе заменить иллюстрацией (наклеив или нарисовав картинку, стереть запись, сделанную карандашом);
7 шаг – Объяснить, что обозначают картинки на календарном листе.
Первый лист календаря, посвященный празднованию Рождества, был сделан на уроке. Во время работы дети четко выполняли задания инструкции. Им понравился и сам ход работы, и результат. Тем самым был снят страх и неуверенность перед самостоятельной работой.
В целом на изучение этой темы потребовалось 6 уроков, на которых дети представляли уже готовые листы праздничного календаря. Так как дети сами выбирали, о каком празднике будут рассказывать, монотонности и однообразия на уроках не было. Об эффективности технологии интегрированного обучения свидетельствует повышение качества знаний и степени обученности учащихся.