СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные методы и приемы формирования практических навыков на занятиях СБО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Некоторые методы и приемы проведения занятий СБО, способствующие успешной социализации обучающихся с проблемами в развитии

Просмотр содержимого документа
«Современные методы и приемы формирования практических навыков на занятиях СБО»

с Современные методы и приемы формирования практических навыков на уроках СБО как фактор успешной социализации обучающихся с проблемами в развитии.


В настоящее время в связи с изменением в различных сферах жизни стали актуальными вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом требуют дети с интеллектуальными нарушениями в развитии. Они рассматриваются как объект особой общественной заботы и помощи. Напряженная социальная, экологическая, демографическая, экономическая обстановка в современном обществе способствует возникновению выраженных трудностей в процессе адаптации в обществе лиц с особыми образовательными потребностями, к числу которых относятся дети с нарушениями интеллекта.

В соответствии с основными законодательными актами в области специального образования перед специальными педагогами стоят глобальные задачи в отношении детей с особыми образовательными потребностями: создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной адаптации и реализации, подготовке к полноценной жизни в обществе.

Одной из актуальных проблем современного специального образования была и остается проблема коррекции дефекта новыми эффективными методами и приемами обучения, которые учитывали бы реальные возможности детей. Современные условия развития специального образования обусловливают использование инновационных технологий по созданию коррекционной развивающей среды на уроках СБО, основанных на современных достижениях социальной педагогики и психологии.

Особое внимание уделяется активному внедрению в коррекционно-развивающий процесс технологий, способных максимально коррегировать дефекты развития и формировать навыки жизненной компетентности. Наиболее эффективными являются элементы проблемного обучения и технология моделирования реальных ситуаций.

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения в котором сочетается самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением готовых выводов. Создаваемые проблемные ситуации представляют собой более или менее явно осознанное затруднение, которое необходимо решить. Например, поставить проблемные задачи с недостаточными или заведомо ошибочными данными. В результате осуществления проблемного подхода, учащиеся приобретают новые знания, устанавливают новые связи между понятиями. Главное условие возникновения проблемной ситуации – это видение учителем новой проблемы в зоне ближайшего развития учащихся с ОВР, чтобы ее решение опиралось на известные ему знания, способы мышления и методы решения.

Проблемное обучение включает в себя несколько этапов:

- Подготовка к восприятию проблемы. На этом этапе проверяется актуализация знаний.

- Создание проблемной ситуации. Это самый сложный и ответственный этап, когда учащийся осознает, что не может выполнить поставленную задачу только с помощью имеющихся знаний и должен дополнить их новыми.

- Формулирование проблемы. Это итог возникшей проблемной ситуации.

- Процесс решения проблемы.

- Доказательство правильного решения, подтверждение его реальности.

Самым трудным является этап создания проблемной ситуации. Самым оптимальным при обучении детей с ОВР является следующая последовательность:

- подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ решения;

- изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предложить учащимся рассмотреть проблему с различных позиций;

- побуждать школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, составлять факты;

- ставить конкретные вопросы, направленные на обоснования, конкретизацию, логику рассуждений;

- предложить проблемные теоретические и практические задания.

Одним из предметов на котором решаются социальные задачи, является СБО, социально-бытовая ориентировка. Это специальные коррекционные занятия, направленные на подготовку к самостоятельной жизни и труду, развитие навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде.

Беда современной школы – потеря интереса к учению многими учениками. Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интерес к предмету, но и сами стремились бы к получению новых знаний и умений? Выход в использовании на уроках современных методов и приемов, которые развивают познавательный интерес воспитанников.

Например: использование игр и игровых приемов; стимулирование занимательным сюжетом; создание ситуации творческого поиска.

Игра вызывает чувство соревнования, желания победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. Небольшие соревнования между группами при изучении тем «Мелкий ремонт одежды», «Приготовление бутербродов», «Транспорт», «Уборка жилого помещения» дают положительный результат, как в усвоении учебного материала, так и в повышении интереса в процессе выполнения работы. Проведение модели «деловой игры» предполагает воспроизведение некоторой деятельности. Каждый решает задачу в соответствии со своей ролью, зная, что его действия отражаются на общих результатах. Воспитанникам прививаются умения и навыки сотрудничества, которые несомненно пригодятся им в самостоятельной жизни.

Учитывая непереоценимое значение собственной предметно-практической деятельности обучения на занятиях СБО, практические работы должны занимать особое место. Именно они позволяют детям научиться выполнять необходимые повседневные ,действия по личной гигиене, уходу за жильем, приему пищи и поведению за столом, уходу за одеждой и обувью и т.д. Таким образом, формирование практических и трудовых навыков и умений непосредственно содействует именно практический метод. На занятиях по СБО практические работы по освоению того, или иного навыка включает в себя инструктаж, демонстрацию правильных приемов выполнения действия, повторение учащимися этого действия. Прежде, чем приступать к овладению тем или иным действиям, необходимо определить, способен ли воспитанник справиться с поставленной задачей. Практическое освоение навыка может проводиться только после того, насколько данный навык соответствует возможностям ученика. Для этого необходимо регулярно осуществлять контроль знаний и практических умений. Увлекательной формой проверки и самопроверки знаний является использование в современной школе тестирования. Тесты составлены с учетом требований к знаниям и умениям учащихся, соответствующие действующей программе по СБО. Эту работу лучше проводить индивидуально или в то время, когда другие дети работают самостоятельно. Для фронтального тестирования подготовлены тестовые карты на каждого ученика. После проверки теоретических знаний, для закрепления выполняется практическая работа по той же теме. У ребенка появляется мотивация в овладении теоретическими знаниями, т.к. они помогают практической работе.

Основным методом обучения на занятиях по СБО по-прежнему является наглядность. Используются различные виды наглядности: натуральные предметы, реальные объекты, муляжи, игрушки, макеты, изображения и пр. Использование аудио и видео техники, интернет-ресурсов на уроке делают его занимательным, иллюстративно окрашенным, позволяют найти дополнительную информацию, что несомненно повышает интерес учащихся. Например, найти сведения об истории различных традиций, информацию о бытовых приборах и их изобретателях и т.д.

При проведении занятий необходимо помнить о том, что обучающиеся могут усвоить программный материал лишь на посильном им уровне трудности. Поэтому необходимо использовать дифференцированный подход в обучении. Для этого можно выделить три основных направления:

  1. Организовать движение вперед группы наиболее способных учеников с использованием самообразования.

  2. Сочетание объяснения учителя с самостоятельным закреплением материала учащимися.

  3. Объяснение нового материала и его закрепление под руководством учителя.

Необходимо стимулировать познание. Ученику нужен успех и виде оценки, и словесно.

Дети нашей школы подвержены быстрой смене настроения. Для того, чтобы предотвратить «кризис настроения», необходимо заметить эти симптомы и преодолеть их. Для этого нужно правильно выбрать приемы и методы обучения, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать их мыслительные процессы.

Инновационные технологии могут быть использованы в процессе проведения всех видов занятий с учащимися. Это позволяет изменить методику своей работы, внедрять творческие инновационные подходы, изменяя психология взаимоотношений на уровне «учитель-учащийся» с особыми образовательными потребностями. Соответственно изменились и формы организации учебных занятий. Происходит переход от урочной к индивидуальной системе работы, формирование групп, проводящих самостоятельные исследования на доступном уровне. Целью обучения является развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе формирования творческого и критического мышления, опыта и инструментария учебно-поисковой и исследовательской деятельности.

Показателем эффективности внедрения в учебный процесс специальной коррекционной школы новых технологий является оптимальность усилий, средств и времени, затрачиваемых для достижения поставленных учебно-воспитательных задач: актуальность, активность и самостоятельность учащихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!