Современные методы преподавания и их классификация.
Преподаватель иностранного языка – Демьянова Ю.И.
«Метод» — это способ совместной деятельности учителя и ученика.
«Метод» в переводе с греческого означает “исследование, способ, путь достижения цели”.
С точки зрения педагогики под «Методом» в самом общем значении понимается “способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности”.
Современная система образования требует формирования у студентов среднего профессионального образования таких общих компетенций, как принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности с учётом возрастания требований общества к качеству и конкурентоспособности человеческих ресурсов. Успешность достижения этой цели зависит в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации выделяют следующие методы:
1.объяснительно-иллюстративный метод;
2 репродуктивный метод;
3.метод проблемного изложения;
4.частичнопоисковый, или эвристический, метод;
5.исследовательский метод.
В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения- метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.
Репродуктивный метод обучения- метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
Метод проблемного изложения в обучении- метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.
Частично-поисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями.
Исследовательский метод обучения- метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
Выбор метода зависит от определенных условий:
цели обучения;
уровня подготовленности учащихся;
возраста учащихся;
времени, отведенного на изучение материала;
оснащенности школы;
теоретической и практической подготовленности учителя.
Например, познавательная деятельность, организованная учителем, приводит лишь к запоминанию готовых знаний и последующему их безошибочному воспроизведению, которое может быть и неосознанным, то здесь имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности и соответствующий ему репродуктивный метод обучения. При более высоком уровне напряженности мышления учащихся, когда знания добываются в результате их собственного творческого познавательного труда, имеет место эвристический или еще более высокий — исследовательский метод обучения.)


Вывод.
Как многомерное образование, метод имеет много сторон. По каждой из них методы можно группировать или классифицировать. В настоящее время известны десятки классификаций по различным основаниям: по источнику передачи информации, по назначению, по типу познавательной деятельности, по дидактическим целям, на основе сочетания методов преподавания и методов учения, на основе целостного деятельностного подхода и др. Чтобы определить целесообразность той или иной классификации, надо соотнести ее с практикой.
Литература.
1."Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского. "Просвещение", Москва, 1983 год. Источник информации - http://www.detskiysad.ru/ped/ped142.html
2. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем.дидактики: Учеб.пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин; под ред. М.Н. Скаткина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982.