СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Бальбекова Наталья Петровна
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Волгоградский техникум
железнодорожного транспорта и коммуникаций»,
г. Волгоград
Информатизация образования – многогранный процесс, затрагивающий требования к компетентности педагогов, учебные материалы, средства ИКТ, мотивы повседневной работы учащихся и учителей, проблему здоровьесберегающих принципов использования ИКТ на уроках.
Информатизация образования – комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в образовательный процесс информационной продукции, средств, технологий.
Повседневная педагогическая действительность характеризуется проникновением информационно-коммуникационных технологий во все её сферы. Не остался в стороне и урок. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроке стало одним из основных требований в современном образовательном процессе. Информационно-коммуникационные технологии предоставляют несравненно большие возможности для студентов в овладении иностранным языком. Изучение лексических единиц и грамматических структур, практика в постановке иноязычного произношения, ознакомление с культурой стран изучаемого языка, чтение статей и текстов художественной литературы в оригинале, непосредственное общение с носителями языка, как в письменной, так и в устной форме, всё это возможно при введении в процесс по обучению иностранному языку информационно-коммуникационных технологий.
Существует большое количество обучающих компьютерных программ по иностранному языку, что является доказательством популярности изучения иностранных языков на современном этапе. Также актуально оценивание студенческих работ с помощью компьютера. Результаты, как классной работы, так и самостоятельной или домашней работы могут быть оценены при помощи специальных компьютерных тестов, в том числе и on-line тестов. Здесь будут полезны такие сайты, как: http://www.languages-study.com/english-tests.html, www.lingua.ru, www.englishjet.com/, www.bkc.ru/test/, www.learnenglish.org.uk/, и др.
Компьютерные коммуникации обеспечивают возможность обработки и передачи информации на большие расстояние. Именно они связывают страны и континенты, позволяя осуществлять процесс непосредственного общения с носителями изучаемого языка и культуры. Например, использование электронной почты и технологии скайп.
Большие возможности для продуктивного обучения иностранным языкам представляет пакет прикладных программ Microsoft Office.
Microsoft Word – это программа, предназначенная для печати и редактирования любого текста. Она делает возможным изготовление раздаточного дидактического материала для уроков (контрольные, проверочные и самостоятельные работы, тесты). Личное задание повышает уровень восприятия и понимания его учащимися. Также данная программа дает возможность качественно заниматься оформлением творческих работ (проекты, рефераты) как на уроке, так и вне его.
Paint – программа для рисования. Может продуктивно использоваться на начальной ступени обучения английскому языку, например, при изучении названий цвета (сделай и раскрась кружки, такими цветами, которые я буду называть на английском). Данная программа входит в инструментарий технологии «Арт-терапия».
Microsoft Power Point – данная программа используется для создания презентаций, которые заменяют собой иллюстративную наглядность на уроке, а зачастую, классную доску и учебник. Она легка в управлении и эффективна в применении.
Информатизация образования – многогранный процесс, затрагивающий требования к компетентности педагогов, учебные материалы, средства ИКТ, мотивы повседневной работы учащихся и учителей, проблему здоровьесберегающих принципов использования ИКТ на уроках.
Информатизация образования – комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в образовательный процесс информационной продукции, средств, технологий.
Информационно-коммуникационные технологии - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Использование информационно-коммуникационных технологий способствует реализации качественного профессионального образования. Современный преподаватель должен не только обладать фундаментальными знаниями в своей предметной области, не только уметь донести эти знания до обучающихся, но и знать об уникальных возможностях ИКТ и уметь применять их в учебном процессе, использовать их в качестве средства обучения. Следовательно, педагог профессионального учреждения должен быть не просто квалифицированным, а высококвалифицированным специалистом. Для того, чтобы педагог имел возможность применять в своей деятельности технологии мультимедиа, телекоммуникаций, его рабочее место должно быть оборудовано компьютерной техникой. Для демонстрации презентаций необходимо иметь проектор. Это минимум компьютерных средств, которыми должен располагать преподаватель, чтобы передать учебную информацию обучающимся. Он должен:
уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из электронных учебников, других пособий на дисках и в Интернете в соответствии с поставленными учебными задачами;
устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методами создания электронного дидактического материала;
уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные;
эффективно применять инструменты организации учебной деятельности обучающегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, и т.д.).
уметь сформировать личное электронное портфолио и портфолио обучающегося;
организовывать работу обучающихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс. Приобретение компетенций возможно только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны преподавателя должно уделяться практической направленности учебных материалов. Задача преподавателя иностранного языка сегодня - попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения своей дисциплине. Постараться совместить традиционные умения по дисциплине и умения, составляющие ИКТ-компетентность.
Современный уровень развития ИКТ расширяет доступ к образовательным и профессиональным ресурсам, способствует интеграции национальной системы образования в мировую сеть, значительно облегчает доступ к международным ресурсам в области преподавания иностранного языка. Применение информационно-коммуникационных технологий помогает обучающимся учреждений среднего профессионального образования лучше усваивать информацию, так как позволяет использовать информационно насыщенные объекты: рисунки, видеофрагменты, сложные структуры данных и их комбинации, доступные через Интернет. Технология мультимедиа позволяет объединить в информационной системе визуальную информацию (текст, графику, анимацию, видео) и звуковое сопровождение (аудиоинформацию). Обучающиеся нуждаются как в новых практических навыках и теоретических знаниях, так и в способности постоянно их совершенствовать. Следовательно, им необходимо развивать культуру непрерывного обучения, обучения в течение всей жизни.
Влияние информационно-коммуникационных технологий на профессиональное образование не ограничивается модернизацией дидактических методов.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетных направлений, обеспечивающим достижение высокого качества профессионального образования.
Практическое использование ИКТ предполагает новый вид познавательной активности студентов, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности, формирование умений самостоятельно осуществлять поиск и ориентироваться в потоке новой информации.
Итак, использование ИКТ в образовательном процессе способствует достижению основной цели модернизации образования - улучшению качества обучения (прирост составляет 5%), увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, что отвечает социальному заказу информационного общества и будет способствовать развитию студентов в профессиональном плане.
Из выше перечисленных ИКТ чаще всего при проведении лекций и практических занятий в техникуме я использую готовые мультимедийные продукты, собственные мультимедийные презентации, применяю ИКТ во внеаудиторной работе и кружковых занятиях, прибегаю к ресурсам сети Интернет.
Использование ИКТ на занятиях по английскому языку позволяет мне в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности в области применения современных средств видеотехники и моделировать различные тематические ситуации.
На занятиях по английскому языку и в кружковой работе применение компьютера не самоцель, по моему мнению, а эффективный инструмент развития умений и навыков. Я применяю информационно-коммуникационные технологии и использую мультимедийные обучающие программы не на каждом уроке, а при введении новой темы или ее завершении, при повторении пройденного материала, подготовке дидактических материалов, а также тестов; при проведении внеаудиторных мероприятий, внеклассной деятельности.
Список литературы
Войтко, С.А. Об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка. - URL: http://festival.1september.ru/articles/415914/. - 20.12.2017.
Ефременко, В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка [Текст]/ В.А. Ефременко// ИЯШ. -2007. - №8.- с.18
Недашковская, Н.М. ИКТ - от эксперимента к практике: новые возможности урока [Текст]/ Н.М. Недашковская, Е.О. Хохлова // English. - 2012. - №8. - С.6-7.
Роберт, В.И. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие для педагогических вузов [Текст]/ В.И. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецова, А. Ю. Кравцова. - М.: Дрофа, 2008. - 320 с.
Сергеева, М. Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку[Текст]/ М.Э. Сергеева // Педагог. - 2005. - № 2. - с .162-166
Синегубова, Н. М. Информационные технологии на уроках английского языка [Текст]/ Н.М. Синегубова // Школа. – 2006. - № 2. – с. 43-44