СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные образовательные технологии

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе кратко описаны такие технологии бучения, как «Педагогика сотрудничества», «Технологию развития критического мышления», «Проблемное обучение», «Технология проектного обучения», игровые технологии

Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии»

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала.

В.П.Беспалько


В своей работе я руководствуюсь педагогическими идеями классиков и современников, в частности использую элементы технологий «Педагогика сотрудничества», «Технологию развития критического мышления», «Проблемное обучение», «Технология проектного обучения», игровые технологии.

Особенности методики «Педагогика сотрудничества»:

  • гуманно-личностный подход к ребенку – новый взгляд на личность как цель образования,

  • гуманизация и демократизация педагогических отношений,

  • отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях,

  • формирование положительной Я-концепции.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс:

  • содержание обучения рассматривается как средство развития личности,

  • обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам, способам мышления,

  • вариативность и дифференциация обучения,

  • создание ситуации успеха для каждого ребенка.

Концепция воспитания:

  • превращение школы Знания в школу Воспитания,

  • остановка личности школьника в центр всей учебно-воспитательной системы,

  • гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей,

  • развитие творческих способностей ребенка.


«Технология развития критического мышления»

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения.

Критическое мышление:

  • способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;

  • облегчает понимание различных «взглядов на мир»;

  • позволяет воспитанникам использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

Критерии оценки результата в условиях технологии развития критического мышления учащихся:

Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:

  • Оценка (Где ошибка?)

  • Диагноз (В чем причина?)

  • Самоконтроль (Каковы недостатки?)

  • Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?)

  • Прогноз (Постройте прогноз).


Технология проектного обучения

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения: «Всё из жизни, всё для жизни».

Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

  • развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

  • в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;

  • процесс обучения строится на логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

  • индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

  • комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

  • глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.


Игровые технологии обучения

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

Выполняемые функции:

  • психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;

  • психотерапевтические, помогая ребенку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие;

  • технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.

Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве средства игры, в учебную деятельность включается элемент соревнования, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.


Проблемное обучение

Проблемное обучение – это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Результат проблемного обучения:

  • творческое овладение знаниями, навыками, умениями;

  • развитие мыслительных способностей.

Методические приемы создания проблемных ситуаций

Учитель

  • подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

  • сталкивает противоречия в практической деятельности;

  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

  • побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

  • ставит конкретные вопросы;

  • определяет проблемные теоретические и практические задания;

  • ставит проблемные задачи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!