СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации ФГОС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации ФГОС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»»

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»











Выступление на педагогическом совете

«Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя
в условиях реализации ФГОС с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»




Рыбакова Лариса Владимировна –









Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического по­ражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.

Российская дефектология (как пра­во­пре­емница советской) руководствуется теоретическим по­стулатом Л. С. Выготского о том, что сво­ев­ременная педагогическая кор­ре­к­ция с уче­том специфических осо­бенностей каж­дого ребенка с ум­с­т­венной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «запускает» ко­м­пе­н­са­то­р­ные процессы, обес­пе­чивающие ре­а­лизацию их потенциальных возможностей, что дает основания для оптимистического прогноза.

Практика обучения таких детей показывает, что под воздействием коррекционно-воспитательной работы упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются.

Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на положение, сфор­му­ли­ро­ва­н­ное Л. С. Выготским, о единстве закономерностей развития ано­мального и нормального ре­бенка, а также решающей роли создания таких социальных условий его вос­пи­тания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В качестве таких ус­ловий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально организо­ва­нного обучения, опирающегося на сохранные стороны психики учащегося с умственной отсталостью, учитывающее зону ближайшего развития.

Таким образом, педагогические условия, созданные в образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью, должны решать, как задачи коррекционно-педагогической поддержки ребенка в воспитательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям обучающегося.


Особые образовательные потребности обучающихся

с умственной отсталостью (ин­те­л­ле­к­ту­аль­ны­ми нарушениями)

Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучаю­щи­хся с умственной отсталостью (ин­те­л­ле­к­туальными нарушениями) про­яв­ля­ется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глу­бо­ком сво­еобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осу­ще­с­т­вляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей пси­хи­чес­кой дея­тель­ности ре­бенка.

Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллекту­аль­ными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.

К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.

Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические об­ра­зовательные потребности:

  • раннее получение специальной помощи средствами образования;

  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе воспитательной работы;

  • научный, практико-ориентированный, действенный характер содержа­ния образования;

  • доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе воспитания;

  • обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной не­рвной системы и нейродинамики психических процессов, обучающихся с ум­ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

  • развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;

  • специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;

  • стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные психологические новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе воспитательной работы и проведения коррекционно-развивающих занятий.


Образовательные технологии и методики работы с детьми с интеллектуальными нарушениями

Здоровьесберегающие технологии с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Здоровьесберегающие технологии - в широком смысле слова все те технологии, программы и методы, использование которых в образовательном и воспитательном процессах идет на пользу здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие технологии - это все психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. (Н. К. Смирнов).

Здоровьеформирующие технологии не менее важны, чем здоровьесберегающие, так как школьник, не умеющий заботиться о своем здоровье, ничего не предпринимающий для его укрепления, не будет здоровым, несмотря на все усилия со стороны педколлектива. Изменение этих параметров в сознании учеников является первоочередной необходимостью

Использование вышеуказанных технологий не является альтернативой всем другим педагогическим приемам, а является необходимым дополнением. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только - в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели. Применение здоровьесберегающих технологий на практике.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в воспитательном процессе, можно разделить на четыре основные группы:

  • Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.

  • Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

  • Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

  • Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.


Игровые технологии с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

Игровые технологии позволяют развивать все виды универсальной деятельности:

  • осваивать правила поведения и роли в группе,

  • приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;

  • накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями и др.

Использование современных образовательных технологий в воспитательной работе и внеурочной деятельности позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:

  • находить, осмысливать, использовать нужную информацию;

  • анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем и таблиц;

  • сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;

  • выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.


Информационно – коммуникационная технология с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является материал. Применение электронных учебных материалов на занятиях не только знакомит детей с предметным миром, но и способствует развитию их информационной компетентности и коррекции познавательной сферы.

В процессе работы в области применения ИКТ могу отметить:

  • повышение уровня познавательных процессов у детей с ОВЗ, благодаря применению информационных технологий;

  • повышение уровня личного профессионализма в области информационных технологий и методики коррекционно-развивающей работы;

  • формирование мотивационных компонентов деятельности у большинства обучающихся.

Ребенку с особыми потребностями для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактические компьютерные игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Используя учебно-игровые средства и тренажеры в коррекционно-развивающей работе, могу сказать, что компьютерные технологии открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике:

  • Возможность подобрать материал разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения.

  • Сформировать у учащегося процесс осмысливания собственных навыков.

  • Занятие на компьютере создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений.

  • Учащиеся меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.

  • Глядя на экран монитора, обучающийся сам видит результат своей работы.

Таким образом, использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, на которой программа базируется, но и потому, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.

Большую помощь при подготовке и проведении воспитательных мероприятий оказывает классному руководителю электронные презентации PowerPoint. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к мероприятию. Презентации, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией.


Проектная технология с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Проектная деятельность включает в себя множество понятий: проект, проектирование, воспитательный проект, деятельность, творчество, проектная ситуация, метод проектов и обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития учащихся. Проектную деятельность, можно организовать по любой теме воспитательного занятия. Даже ребенок-инвалид может самостоятельно провести исследовательскую работу, используя литературу, имеющуюся у него дома, и опираясь на различные электронные ресурсы. Проектная деятельность дает возможность обучающемуся проявить свои способности в любой отрасли знаний. Вместе с классных руководителей учащиеся выбирают интересующую их тему проекта. План реализации выбранной темы может быть следующим:

  • постановка целей и задач;

  • составление плана работы над проектом;

  • самостоятельная работа обучающегося над проектом, консультации руководителя, контроль промежуточных результатов;

  • оформление проекта;

  • защита проекта;

  • подведение итогов.

План работы над проектом составляется вместе с классным руководителем.

Проектная деятельность направлена на формирование личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способного принять себя таким, какой он есть, умеющего чувствовать себя полноценным членом общества. Работа над проектом способствует развитию памяти и мышления обучающегося; формирует познавательную активность и познавательную самостоятельность. А самое главное - проектная деятельность позволяет обучающемуся расширить круг своего общения и дает возможность участвовать дистанционно в сетевых проектах.


Технология мастерских с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В технологии мастерских с детьми с ограниченными возможностями, главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследования исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства в керамике или батике и др. Передавать способы работы, а не конкретные знания - очень непростая задача для классного руководителя (воспитателя), особенно с детьми с ОВЗ. Тем благодарнее результаты, выражающиеся в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию.

Технология заключается в специально организованном педагогом-мастером развивающем пространстве, которое позволяет ученикам в индивидуальном и коллективном поиске приходить к «построению или открытию знания».

Мастерская — это необычная форма проведения воспитательных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов определяющим является соответствующее задание, которое направляет познавательную деятельность ребят. Ученики, вместе с тем, имеют возможности выбора пути исследования, средств достижения цели, темпа работы и т.п. Выполненные учащимися задания учитель не проверяет. В классе организуется самопроверка, самооценка, рефлексия результатов работы и самого процесса познания. В результате такого соотнесения вырабатывается, конструируется собственное понимание фактов, процессов и явлений (собственное содержание образования), устраняется ограниченность или ошибочность субъектного опыта ученика, осуществляется личное образовательное приращение в его знаниях, умениях, отношениях, чувствах и способностях.


В каждой воспитательной технологии обязательно используется алгоритм управления, который представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции ее функционирования для достижения поставленной цели. Для достижения каждой из обозначенных целей воспитания применяется строго определенный алгоритм управления воспитательной деятельностью педагогов. Это позволяет не только оценивать успешность процесса воспитания, но и заранее проектировать процессы с заданной эффективностью.

Отдельной задачей формирования воспитательной технологии выступает отбор и оптимальный выбор методов, приемов и средств воспитательного взаимодействия. Именно они определяют специфику каждой из них и должны отражать существующие условия педагогической деятельности, личностные особенности педагога и его педагогический опыт.

Можно сделать вывод о достаточной сложности воспитательной технологии. В педагогической практике она приобретает такие неожиданные признаки, что позволяет говорить о придании всему процессу воспитания новых качеств.

1. Воспитание в условиях реализации конкретной технологии приобретает целостный характер. Его трудно разделить на отдельные воспитательные операции, осуществлять в виде совокупности отельных приемов или последовательного формирования не связанных между собой личностных свойств и качеств. Воспитание в рамках конкретной технологии приобретает комплексный характер.

2. С учетом первого крайне осторожно и взвешено должен решаться вопрос о привлечении к воспитательной деятельности лиц, владеющих лишь отдельными технологическими операциями, например, только методикой формирования отдельных качеств личности.

3. В конкретной технологии воспитания существуют общие для всех воспитателей этапы, которые необходимо проследовать на пути формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

  • Диагностирование

  • Целеполагание

  • Проектирование

  • Конструирование

  • Организационно – деятельностный компонент

  • Контрольно – управленческий компонент

Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер используемой воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и ее пошаговый анализ.

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования воспитательного процесса, способы повышения учебной мотивации обучающихся и качества воспитания. Коррекционно-развивающие технологии, применяемые в нашем учреждении, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами, что дает новый эффект в совершенствовании воспитательного процесса, отвечающего требованиям ФГОС для обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Закон РФ «Об образовании» предписывает в воспитании ориентироваться на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

И сегодня создан инструмент, позволяющий эту задачу решить, то есть построить такое воспитательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются деятельностные способности обучающихся. Таким инструментом и являются современные образовательные технологии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!