Выступление на педагогическом совете
«Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации ФГОС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
«Если ребенок не может учиться так, как мы учим, может быть, мы должны учить так, как он умеет».
Ignasio Estrada
(испанский художник, педагог)
ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) –
это целенаправленное, последовательно изменяющееся
взаимодействие педагога и обучающегося, в ходе которого
решаются задачи образования, здоровьесбережения,
воспитания и общего развития.
Общие проблемы детей с ОВЗ
Ограниченные представления об окружающем мире
Повышенная впечатлительность (тревожность), болезненная реакция на тон голоса
Повышенная утомляемость, быстро становятся вялыми, быстро теряют интерес, отказываются от выполнения
задания
Повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству
Процесс обучения и воспитания
При работе с детьми, имеющими
ограниченные возможности здоровья
применяются особые
коррекционно-развивающие
технологии , позволяющие
добиваться положительной
динамики в обучении и воспитании.
Основные методологические требования, предъявляемые к педагогическим технологиям
Концептуальность. Предполагает опору на определенную научную концепцию
Системность . Включает наличие всех признаков системы:
логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности
Управляемость . Дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса воспитания
Эффективность . Усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения
Воспроизводимость . Подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях
Современные образовательные технологии в системе классного руководителя в условиях реализации ФГОС
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ТЕХНОЛОГИЯ
МАСТЕРСКИХ
ПРОЕКТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИНФОРМАЦИОННО –
КОММУНИКАТИВНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Способствуют развитию активности в силу возможностей и способностей детей, развивают способность к творчеству, эмоциональное восприятие, воображение, память, речь, коммуникативные навыки.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ВОСПИТЫВАЮТ
На воспитательном мероприятии складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: ее победа зависит от личных усилий каждого.
РАСКРЫВАЮТ
возможности для формирования личности обучающихся, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Занятия с использованием
игровых ситуаций, делают
воспитательный процесс
увлекательным, способствуют появлению активного
познавательного интереса
школьников .
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от цели занятия, конкретных условий, а также от показаний заболеваемости учащегося.
Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления воспитательной работы на сохранение, формирование и укрепление здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению проблем.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Коррекционно-развивающие технологии
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Артикуляционная гимнастика;
Логоритмика;
Игротерапия;
Песочная терапия;
Психогимнастика;
Релаксация;
Куклотерапия;
Сказкотерапия.
Дыхательная гимнастика;
Зрительная гимнастика;
Динамические паузы;
Развитие общей и мелкой моторики;
Су-Джок терапия;
«Сухой» бассейн;
Точечный массаж.
Особо стоит отметить развитие общей и мелкой моторики посредством
приобщения обучающихся с ОВЗ к ручному труду, развитие у них
ручных умений и практических навыков
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Занятия с использованием
здоровьесберегающих технологий формируют у школьников понятие о том, что каждый человек должен заботится о своем здоровье.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную
деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую,
которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом
обучения.
В работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо более тщательно составлять план, в котором бы учитывались особенности развития: слабое внимание и запоминаемость, низкая аналитическая и мыслительная деятельность, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость.
1.
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы)
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы)
2.
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать)
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать)
3.
- Помощь в освоении детьми окружающей действительности, всесторонне изучение ее. Умение анализировать и обобщать (креативность и критическое мышление)
- Помощь в освоении детьми окружающей действительности, всесторонне изучение ее. Умение анализировать и обобщать (креативность и критическое мышление)
ЦЕЛИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Анализ проблемы или выбор темы
5. Оценка полученных результатов и выводов
2. Постановка цели, проблемный вопрос
4. Поиск и обработка информации
3. Выбор средств ее достижения
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Формирует наблюдательность и позитивное отношение к работе.
Развивает воображение, внимание, память, речь.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в воспитательном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности классных руководителей.
Включение компьютерных технологий в воспитательный процесс позволяет классному руководителю организовать разные формы познавательной деятельности на занятиях, сделать активной и целенаправленной работу учащихся.
Компьютерные технологии способствуют развитию личности, помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
«Тебе скажут — ты забудешь. Тебе
покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймешь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в воспитательном процессе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Достоинствами компьютерных технологий являются:
индивидуализация воспитательного процесса;
активизация самостоятельной работы учащихся;
развитие навыков самоконтроля;
развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала в ходе проведения воспитательных мероприятий, можно назвать использование мультимедийных презентаций.
ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕРСКИХ
Цель технологии: создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей, закономерностей мира.
Это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности учителя и ученика, дарит радость сотворчества .
ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕРСКИХ
Основные идеи педагогических мастерских выражаются в следующих положениях:
- Личность сама способна строить свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни.
- Гражданин понимается как личность «самостоятельная, творческая, социально-ответственная и конструктивно-вооруженная», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
- Каждый человек (ребенок) — « Все способны!»
ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕРСКИХ
Данная технология помогает реализовать задачи системно-деятельностного подхода. Занятия проходят в системе, где деятельность учащегося выступает на первом месте.
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
- Научно обоснованные социализированные требования.
- Передача социального опыта.
- Постановка цели и анализ сложившейся ситуации.
- Социализированная оценка ученика.
- Организация творческого дела.
- Создание ситуации успеха.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
При работе с «Особым ребенком» необходимо:
Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход.
Предотвращать наступление утомления.
В процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность.
Во время работы с учащимися данной категории педагог должен проявлять особый педагогический такт.
Важно подмечать и поощрять успехи каждого школьника, помогать ему, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.
Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание педагога.
Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы.
Современный французский ученый Эрнест Легуве так определил науку воспитания: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас».
От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного – воспитательного процесса, способы повышения учебной мотивации обучающихся и качества обучения.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые в нашем учреждении, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами, что дает новый эффект в совершенствовании воспитательного процесса, отвечающего требованиям ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Спасибо за внимание!