СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные образовательные технологии на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Главным умением XXI века становится умение учиться. Именно такие требования к обучающимся предъявляют ФГОС ООО. Использование ниже названых технологий, средств, форм и программ в обучении биологии,  позволяет достигать определенных результатов.

Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии на уроках биологии»



СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ БИОЛОГИИ



Жигжитова Татьяна Владимировна,

учитель биологии и химии

ГБОУ «Республиканский центр образования»

Республика Бурятия, г.Улан-Удэ



Введение

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.[3] Современный учитель должен идти в ногу со временем, не отставать от вводимых новых технологий.

Главным умением XXI века становится умение учиться. Именно такие требования к обучающимся предъявляют ФГОС ООО.

Развитие качеств личности человека зависят от разнообразия видов деятельности. Разнообразные технологии способствуют повышению интереса учащихся к предмету биология, что отражается на качестве успеваемости. У обучающихся развиваются познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные учебные действия. Универсальные учебные действия, являющиеся основой образовательного и воспитательного процесса, пригодятся не только в учебной деятельности, но и в дальнейшей жизни. Использование ниже названых технологий, средств, форм и программ в обучении биологии и химии, позволяет мне достигать определенных результатов.


ИКТ-технология

Педагогический процесс осуществляю дистанционно с использованием дистанционных технологий в программе Skype в режиме Online.

Педагогическая цель моей деятельности: от заинтересованности и любознательности у детей к познавательной самостоятельности и творческой активности.

Особенность педагогического процесса с использованием дистанционных технологий состоит в том,  что в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является преподаватель,  «центр тяжести» постепенно переносится на обучающегося, который активно строит  свой учебный процесс. Несмотря на сохранный интеллект и хорошие способности, мои некоторые ученики, не всегда могут покинуть пределы даже своей квартиры, поэтому им так не хватает общения со сверстниками. Моя функция - преподавателя заключается поддержать обучающегося в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в громадной учебной информации. В процессе обучения в компьютерной образовательной среде мои дети получают не только знания школьной программы, но и  новый уровень образования, навыки работы в Интернете для дальнейшего обучения в институте, учатся гибкому взаимодействию с учителем и другими учащимися посредством компьютера,   обмениваются информацией, что способствует социализации и личностному развитию.

В семьях, имеющих ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ, преобладает чрезмерная опека, воспитание, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. В таких семьях родители чрезмерно заботятся о своем ребенке, не позволяют ему самостоятельно выполнять какую-либо работу, все делают за него.

Для меня становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям развития ребенка, формировать у него инициативность, самостоятельность, толерантность и способность к самообразованию и саморазвитию. Поэтому уделяю внимание  в рамках урока развитию творческой активности и самостоятельности своего ученика.

Моя задача учителя в условиях дистанционного урока – не передать ученику определенный объем знаний, а организовать его самостоятельную познавательную деятельность, научить его самостоятельно добывать знания и применять их на практике.

Обучая дистанционно, учу ученика создавать творческий продукт с помощью компьютера, учу взаимодействовать дистанционно, прививаю необходимые умениями работы с компьютерными программами и ресурсами сети Интернет, самостоятельно организовывать учебный процесс. Процесс обучения с использованием Интернета направлен на развитие у учащихся навыка самостоятельной активной учебной деятельности. Для учащихся - инвалидов, учащихся с ОВЗ данный фактор в значительной степени является существенным, ученик всю жизнь будет вынужден самостоятельно получать образование сначала по выбранной специальности, а затем для повышения уровня своей профессиональной квалификации.

Ресурсы виртуального класса - MOODLE позволяют организовать самостоятельную работу учащихся по сценарию: поисковую, исследовательскую, творческую, коллективную проектную работу и др.

Активность учеников на уроках направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов, чему способствует виртуальная обучающая среда. Все это осуществляется на доступном ученикам уровне и с помощью учителя.

Поэтому руководство самостоятельной работой обучаемых является непременным условием успешного обучения в условиях дистанционного образования.

 Средства  дистанционного урока, развивающие самостоятельность и творческую активность:

1. Учебные  книги  (твердые копии  на   бумажных  носителях и электронный вариант учебников, учебно-методические пособия, учебные справочники, учебные курсы по предметам и т.д.);

2. Сетевые учебно-методические пособия;

3. Компьютерные обучающие системы;

4. Аудио учебно-информационные материалы;

5. Видео учебно-информационные материалы;

6. Лабораторные дистанционные практикумы;

7. Учебные  тренажеры;

8. Электронные библиотеки. 

9. Компьютерные программыт(Tabula Rasa, Photo Booth, Quiсk Time Player, iTunes, iPhoto, iMovie, NeoOffice, Mikrosoft Word, Mikrosoft Excel, Mikrosoft Pover Point, TextEdit,

Firefox, VLC, Skype).


Название программ

Назначение компьютерных программ

Tabula Rasa

-симулятор школьной доски. К ней прилагается мел, издающий характерный звук при письме, и губка, позволяющая стирать пользовательские творения и освобождать место для новых записей. При выходе из приложения все нарисованное на доске переносится в док.

Photo Booth

-создание снимка или видеоклипа. Отключение обратного отсчета и вспышки. Предварительный просмотр снимков и видеоклипов. Печать контрольных экземпляров фотографий. Удаление снимков и видеоклипов. Использование полноэкранного режима

QuiсkTime Player

-предназначен для просмотра и прослушивания мультимедийных файлов, позволяет сделать видеозапись (урока, фильма, ролика) с веб-камеры компьютера и экрана монитора. Просматривать видео с компьютера и из сети интернет .

iTunes

-мультимедийная библиотека для хранения и систематизации звуковых файлов

Skype

Skype – это программное обеспечение для связи с миром. Осуществляет связь между учителем и учеником посредством сети Интернет.

iPhoto

-предназначена для импорта и просмотра фотографий, систематизации изображений и фото. Предназначена также для улучшения фотографий и их отправке по электронной почте. Программа предназначена для создания фотоальбома, слайд-шоу, книг, календарей.

iMovie

-предназначен для импорта видео, демонстрации фильмов. Обладает широким спектром возможностей для создания видеороликов

АrtRage

-имеет достаточно много возможностей. В распоряжении пользователя разные кисти, мелки, масляные краски, фломастеры и другие инструменты для рисования. Программа позволяет настраивать размеры, цвет и зернистость холста, сохранять выбранные настройки в виде шаблонов, импортировать и экспортировать изображения, использовать специальные курсоры для повышения точности.

NeoOffice

-приложение NeoOffice позволяет разрабатывать и выпускать текстовые документы, презентации, содержащие графические объекты, таблицы и диаграммы. Документы и презентации могут быть затем сохранены в различных форматах, включая Microsoft Word, HTML или даже формат PDF (Adobe Portable Document Format).


Виды самостоятельных работ, развивающие творческую активность и самостоятельность на моих уроках: рефераты, сообщения учащихся, графические работы, разнообразные кроссворды, презентации, работа на сайтах, работа с электронным учебником.

Данные задания  требуют от учащихся собственной инициативы, будят мысль, заставляют анализировать и осуществлять самостоятельно решения. Лучшему усвоению материала способствуют виртуальные средства наглядности, опорные схемы, таблицы

Организация работы учащихся на созданных мною учебных курсах на сайте Центра, позволяет мне решать целый ряд дидактических задач: обеспечивает удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену, конференции в кратчайшие сроки. Мультимедийные презентации, видеоуроки позволяют мне представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

Вывод. Дистанционное образование позволяет детям – инвалидам и детям с ОВЗ реализовывать свой творческий потенциал, сформировывать профессиональную направленность и развивать важные качества для будущей профессиональной деятельности, полноценно приобщиться к ценностям общества.

  1. Технология деятельностного подхода

Цель: Формирование деятельностных способностей, через тренировку разных видов деятельности.

Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов:

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент).
На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу); 2)выделяется содержательная область (могу).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Данный этап предполагает: 1) подготовку мышления детей к проектировочной деятельности, актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

3. Постановка учебной задачи.
На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выделяют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

4. Построение детьми проекта выхода из затруднения нового знания.
На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.
Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). После построения и обоснования нового способа действий новый способ действий фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками, принятыми в культуре. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.

5. Первичное закрепление во внешней речи.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают её. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в познавательную дальнейшую деятельность.

7. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

8. Рефлексия деятельности (итог урока). На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, и намечаются цели последующей деятельности.

Интегративный характер технологии деятельностного подхода обосновывается реализацией в ней как традиционного подхода к обучению, так и введением в практику работы учителей новых идей развивающего обучения. (Приложение 1)

  1. Технология проблемного обучения

Проблемное обучениеосновано на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих активизации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления, закономерности.

В своей практике создание психологических проблемных ситуаций использую на всех этапах процесса обучения: при объяснении, при закреплении, при контроле.

Методические приёмы создания проблемных ситуаций на уроках биологии.

1. Сталкивание противоречий практической деятельности;


2. Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

3. Предложение рассмотреть явление с различных позиций (юриста, финансиста, педагога...);

4. Подведение учащихся к противоречию с предложением 
самостоятельно найти способ его разрешения;

5. Побуждение к сравнению, сопоставлению фактов, обобщению, 
выводам;

6. Постановка проблемных задач (с недостаточными, избыточными 
исходными данными с заведомо допущенными ошибками и т.д.);

7. Использование практических заданий, содержащих проблему. (Приложение2)

3. Тестовая технология

Данная технология служит не только основой для анализа результатов обучения, прогнозирования уровня достижения государственного стандарта, обоснованных выводов об эффективности использования тех или иных инновационных образовательных технологий, методов, дидактических приемов, организационных форм обучения, но и средством проектирования собственной педагогической деятельности с конкретным контингентом учащихся.
Предлагаемая технология дополняет традиционную систему текущего контроля системой тестов различного назначения, что позволит получить достоверную и оперативную информацию об уровне усвоения знаний, достигнутом каждым учащимся.


Преимущества тестового контроля:


- объективность оценки, так как в тестовом контроле влияние субъективных факторов (например, таких, как осведомленность экзаменатора о текущей успеваемости экзаменующегося, учет его поведения на уроках и т.п.) исключено;


- достоверность информации об объеме усвоенного материала и об уровне его усвоения;


- эффективность - можно одновременно тестировать большое число учащихся, причем проверка результатов при этом производится гораздо легче и быстрее, чем при традиционном контроле;


- надежность - тестовая оценка однозначна и воспроизводима;

- дифференцирующая способность - так как в тестах содержатся задания различного уровня;

- реализация индивидуального подхода в обучении - возможна индивидуальная проверка и самопроверка знаний учащихся;


- сравнимость результатов тестирования для разных групп учащихся, обучаемых по разным программам, учебникам, с использованием различных методов и организационных форм обучения.

В зависимости от назначения на уроках биологии, экологии использую следующие виды тестов:

- базовае тесты - тесты, позволяющие проверить усвоение базовых понятий на репродуктивном и алгоритмическом уровнях; время проведения - 10-15 минут;

- диагностические тесты - тесты, дающие возможность выявить не только пробелы в знаниях по теме, но и уровень ее усвоения (по четырем уровням), учебные возможности обучаемого;

- тематические тесты - тесты для проведения в конце изучения темы, позволяющие зафиксировать объем и уровень ее усвоения;

- итоговые тесты- тесты для проведения в конце полугодия, года, за курс основной (средней) школы с целью выявления объема и уровня усвоения материала. (Приложение 3).

4. Технология личностно – ориентированного обучения

Личностно ориентированное обучение, не отрицая значения иллюстративно- объяснительного метода, не ставя четко обозначенной границы, тяготеет к поисково-исследовательскому методу.

Его суть в следующем:

- выявление и понимание учащимися недостаточности ранее усвоенных знаний и способов действий;

- постановка учебной задачи;
- совместная с учителем поисковая деятельность;

-оценка, обоснование найденного способа и самооценка собственной деятельности.

Роль учителя - в организации поисковой деятельности "изнутри". Учитель - участник совместного поиска, и его предложения должны быть открыты для критического анализа и оценки. Учитель ставит и решает учебную задачу вместе с учащимися, а не вместо.

Основной формой организации поисковой деятельности учащихся является диалог, в ходе которого определяется содержание очередной учебной задачи, анализируются пути ее решения. Наиболее удачными формами организации диалогового общения являются работа учащихся в малых группах, дидактические игры и другие нетрадиционные методы проведения уроков, в которых научное содержание наиболее естественно сочетается с индивидуальным опытом учащихся. (Приложение 4).

5. Игровые технологии

Игровые педагогические технологии включают обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства,

- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Ребята действуют по игровым правилам. Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия. (Приложение 5)

Заключение

Современное общество развивается стремительными темпами, создаются новые технологии, сильно преобразующие жизнь людей. Необходимо учить школьников: проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, быстрому поиску нужной информации, применению знаний, умений и навыков в различных ситуациях, презентации своей деятельности и ее результатов, самоанализу и рефлексии.

Важнейшей задачей современной биологии является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися конкретными биологическими знаниями и навыками в рамках предмета. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

В заключение хочется сказать, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках биологии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.

Литература


1. Булычева М.Б. Использование информационных и

коммуникативных технологий на уроках биологии //Биология в школе.- 2008.- No16.

2. Галкина Е.А. Технологии обучения биологии: учебно-методическое пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им В.П. Астафьева.- Красноярск,2011 – 176с

3. Кларин М.В. Развитие педагогической технологии и проблемы теории обучения //Советская педагогика N4, 1984г. с.117-122.

4. Лернер Г.И. ГИА 2013. Биология 9кл. Типовые тестовые задания.М.: Эксмо., 2013г.

5. Тимофеева А.В. Информационные технологии – друзья или враги?

//Биология в школе.-2007.-No 13.

6. Феденко Л.Н. «Об особенностях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Журнал «Вестник образования», No2, 2012.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного

общего образования // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.

Интернет – источники

http://www.floranimal.ru/orders/2209.html

http://ru.wikipedia.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Gymnophiona

http://www.floranimal.ru/orders/2209.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!