Современные образовательные технологии
в практике воспитательно - образовательной работы.
Воспитатель
ГБОУ «Закаменская СКОШИ»
Батуева С.Н.
2018 – 2019 учебный год
Успешность развития ребенка с ОВЗ зависит от условий окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды, а также, во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала коррекционно - реабилитационной работы с ним. Поэтому наиболее эффективным является использование в совместной деятельности с детьми и при взаимодействии с семьями воспитанников, различных современных образовательных педагогических технологий, соответствующих основным направлениям воспитательно - образовательной работы, при соблюдении при этом принципов: невмешательства, поддержания интереса, порядка, свободы выбора, творчества, успешности является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития таких детей.
В образовательной деятельности применяю следующие технологии:
Технологии личностно-ориентированного обучения обеспечивают дифференцированный подход в воспитании и обучении детей, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не просто субъект, а субъект приоритетный; она является целью всей образовательной системы. Основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании – понимание. Основная идея личностно-ориентированных технологий состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная установка педагога – не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с детьми, на их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны понимание и принятие его педагогом, педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике личностно-ориентированных технологий.
Технология проблемного обучения.
Технологии проблемного обучения предлагают такую организацию учебно - воспитательного процесса, которая предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей детей.
Стараюсь использовать проблемные ситуации во всех областях своей деятельности. Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям. Проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов воспитателя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.
Технологии проблемного обучения могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Проблемные ситуации могут быть использованы в беседах по безопасности жизни и здоровья, на занятиях по самоподготовке, ознакомлению с окружающим миром, в игровой деятельности.
Гуманно-личностная технология – всестороннее уважение и любовь к ребёнку, вера в его творческие силы;
Технология сотрудничества - реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка;
Технология свободного воспитания - предоставление ребёнку свободу выбора и самостоятельности;
ИКТ (информационно компьютерные технологии).
Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. ИКТ позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания. ИКТ дает возможность воспитателю заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Практика показала, что значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.
Метод проектирования, позволяет развивать личность ребёнка, его способность ставить перед собой цель и добиваться результата;
Игровые технологии.
Направленны на развитие коммуникативной и социальной компетентности детей, творческих способностей и индивидуального самовыражения. Используя игровые технологии в образовательном процессе, воспитатель должен обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Игра полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Важной особенностью игровых технологий, которые воспитатель использует в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.
Воспитатель организует игровую ситуацию «Что катится?» и использует её в образовательной деятельности «Введение в математику» для обучения и закрепления понятий «круг», «квадрат».
Игровые технологии, направленные на развитие внимания.
У школьников с ИН происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому воспитатель учит детей, снова используя игровые приемы. Например, в при «Ознакомление с окружающим миром» воспитатель использую игровую ситуацию «Найди ошибку».
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. Воспитатель использую игры «Магазин», «Запомни узор» и «Нарисуй, как было» и другие.
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Использую дидактические игры, которые позволяют научить ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
С помощью игровых технологий развиваю творческие способности детей, творческое мышление и воображение. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях формирует гибкое, оригинальное мышление у детей. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры - придумки, игры – фантазирования.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Здоровьесберегающие технологии.
Это, прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре, а также использование развивающих форм оздоровительной работы.
Новые педагогические технологии гарантируют достижения школьника с ИН и гарантируют их более или менее успешное обучение в школе. Каждый воспитатель – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.