СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Современные образовательные технологии в преподавании предметов филологического направления."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные образовательные технологии в преподавании предметов филологического направления.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Современные образовательные технологии в преподавании предметов филологического направления."»



Современные образовательные технологии в преподавании предметов филологического напраления.

Использование современных образовательных технологий на уроках и в воспитательной работе – потребность сегодняшнего дня. Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, чтобы ребенку урок был и в радость, и приносил пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемыми для меня являются:

- ИКТ в обучении и воспитании;

- технология проектного обучения;

- тестовые технологии.

Современный урок требует обязательного использования информационно - коммуникационных технологий. Яркими, интересными, запоминающимися становятся уроки родного языка и литературы с применением информационных технологий и углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником, повышают интерес к урокам родного языка и литературы.

Я очень люблю проводить уроки родного языка и литературы по новой современной технологии, т.е. с применением ИКТ. Информационные технологии начала применять уже 6 лет назад. Первоначально использовала ИКТ (как правило, приложение Microsoft Word) в своей педагогической деятельности для планирования учебного материала и учебных занятий, подготовки печатных материалов к урокам, учитывая индивидуальные особенности детей. Для своих уроков печатаю тестовые задания, карточки-задания, вопросы к олимпиаде. Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки. Конечно, чтобы подготовиться к таким урокам требуется много времени, но я с удовольствием готовлюсь к ним. Вы спросите, почему? Потому что детям больше нравятся именно такие уроки, чем заниматься по учебникам. Благодаря новой технологии, многое удается сделать на уроке: можно выполнить словарную работу, написать диктант по памяти, т. е зрительный, применить разные игровые моменты, описать картину и т.д. Можно сказать, что такие уроки проходят с полной отдачей. Дети с удовольствием ходят на такие уроки и работают увлеченно.

Задачи, стоящие перед учителем при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Они предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой.

Учителю родного языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Я считаю, что бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

Современный урок литературы, многие уроки развития речи немыслимы без презентаций, выполненных в программе Microsoft Office PowerPoint. Они позволяют мне оживить урок, внести игровые моменты, музыкальные паузы на любом этапе урока. Особенно актуально, на мой взгляд, использование презентаций при подготовке лекций учителя, докладов учащихся. Изготовление собственных презентаций процесс очень интересный и важный, но довольно долгий. Такие презентации вызывают интерес у учащихся, так как позволяют не только услышать мой рассказ или одноклассника о писателе, но и увидеть его портрет и изображения близких ему людей, обложки книг и иллюстрации к ним, фрагменты кинофильмов, снятых об авторе или по мотивам его произведений, услышать авторское и актерское чтение текстов. Конечно, подготовка к такому уроку занимает несоизмеримо большее время, чем к обычному, так как поиск необходимых материалов, их оформление процесс долгий и трудоемкий. Однако и эффект от урока гораздо большой. В интернете на сайт «Инфоурок» размещаю свои презентации, мероприятия, таким образом я распространяю свой опыт. Такую работу провожу прямо на уроке с детьми при работе над кратковременными проектами. Были созданы проекты по басням Гамзата Ц.«Пилги ц1унц1раги», «Маймалакги ц1улал устарги» в 6 классе.

По произведению Фазу Алиевой «Кини»,Абдулмажида Хачалова «Шахламаз» в 5 классе. Магомеда Хуршилова «Сулахъалъ нуг1лъи гьабула» Жизнь и творчество Абуталиба Гафурова. Размещены на сайте ….

Конечно, нельзя урок сводить лишь к общению с компьютером. Живое, эмоциональное слово учителя — словесника никогда не заменить машине,

даже самой умной. Поэтому работа за компьютером на уроке составляет не более 25 минут.

Возьмем к примеру басню Гамзата Цадасы «Слон и муравей», которую дети проходят в 6 классе. Прежде чем начать урок, показываю детям разные фотографии Г. Цадасы, сделанные в разных местах, членов его семьи, села, где он родился. Затем провожу его анализ вместе с учащимися так, что они

уже с нетерпением ждут знакомства с самой басней. В конце показываю детям маленький фрагмент мультфильма на аварском языке.

И еще пример: по плану идет урок по литературе, посвященный творчеству Ф.Алиевой и ее произведению «Колыбель». Заранее готовлю разные фотографии ее села, мест где она училась: школы, института, колыбели, а также фотографии самой Фазу Алиевой в разных местах.

Основная тема данного произведения - война (1941-1945 г.) Учащиеся смотрят небольшой отрывок фильма о войне, видят фотографию единственного сына основной героини произведения Халун – Закари, который не вернулся с войны. Проводить такие уроки мне самой интересно и учащиеся участвуют на уроке активно.

Учащиеся 8-9 классов писали изложение по новой технологии (ИКТ). В 8 классе, к примеру, я взяла текст «Кубачинка». Заранее была маленькая презентация села Кубачи и изделий кубачинских мастеров, а также был готов план на интерактивной доске, по которому учащиеся собирались писать изложение и дано объяснение трудных слов. В таком виде учащиеся успевают написать изложение за один урок. И в дальнейшем они с готовностью пишут такого рода работы.

Такие изложения я даю каждому классу. Я с удовольствием даю уроки родного языка и литературы, если дети приходят на такие уроки с желанием работать. Каждую неделю по пятницам я провожу уроки-игры. На интерактивной доске бывают готовые разные игры: «Поле чудес», «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать миллионером?» Учащиеся с нетерпением ждут таких уроков.

В своей профессиональной деятельности я активно применяю современные информационно-коммуникационные технологии, главным содержанием которых считаю формирование компетентности обучающихся.

Их использование позволяет мне создать условия для повышения эффективности образовательного процесса, а также повысить качество обучения по предмету, зримо воплотить в жизнь принцип наглядности, повысить интерес к предметам гуманитарного цикла.

Информационно - коммуникационные технологии применяю на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. В основном использую такие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью информационных технологий, как информационно-обучающие программы, тесты, проекты, наглядные пособия, слайдовые презентации, видеоуроки.

К наиболее эффективным формам представления материала по родному языку и литературе я отношу презентации, которые достаточно часто использую на своих уроках. Демонстрирование презентаций на уроке при объяснении нового материала: заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных. Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов: подготовка учениками (самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения собственного доклада. Всё это позволяет построить мне учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности. При изучении новых тем на уроках литературы использую различные материалы компьютерных учебников, их фрагменты, самостоятельно созданные презентации. Данные элементы позволяют достигать более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиления его эмоционального воздействия.

Особое внимание уделяю учебному проектированию, созданию условий для реализации креативных возможностей обучающихся. Школьники под моим руководством успешно создают мультимедийные проекты, компьютерные презентации, электронные доклады, ресурсам Интернета.

Обучение с помощью интерактивного оборудования, которое имеется в моём кабинете, существенно отличается от привычных методов преподавания. Я по-разному классифицирую материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, привлекая к процессу учащихся, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Работа с интерактивными досками делает любое занятие динамичным, благодаря этому можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе урока. Дети часто выполняют задания, используя интерактивное оборудование: редактируют тексты, набирают тексты своих творческих работ, составляют сборники, оформляют свои доклады, проектные работы, рефераты, создают слайдовые презентации, клипы, компьютерные рисунки, дидактические материалы. Так можно соединять приятное с полезным, скучное с интересным.

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс значительно повышает не только эффективность обучения, но и мотивацию школьников к изучению предметов, развивает их творческую активность и коммуникативные навыки, позволяет осуществлять рефлексию своей деятельности и коррекцию пробелов, а также поддерживать интерес к процессу обучениния. Я считаю, что использование информационно-коммуникационных технологий в моей работе необходимо и отвечает современным требованиям к уроку. Они позволяют мне:

1.разнообразить материал, наполнить уроки новым содержанием;

2. формировать элементы информационной культуры, повышать

компьютерную грамотность и школьников, и учителей.

3.прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

4. поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

5.повышать производительность моего труда и учащихся на уроке;

6. увеличивть объем использования наглядности на уроке;

7. экономить время при подготовке к уроку;

8. вести дифференцированную работу с каждым учеником;

Применение новых современных технологий на уроках литературы привело к целому ряду положительных результатов:

• повышение качества обучения;

• усиливает интерес к изучению предмета;

• рационально распределять время урока;

• доходчиво объяснять материал, делать его интересным.

С тех пор как я начала проводить уроки по новой технологии (ИКТ), повысился интерес учащихся к урокам родного языка и литературы, поднялся их уровень знаний, в чем признаются и сами учащиеся.

В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно, использование компьютера на каждом уроке не реально, да ведь это и не нужно. Я думаю, что каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным. И мне кажется, что мой опыт — это только начало большой и кропотливой работы!





Доклад

на тему



«Современные образовательные

технологии в преподавании

предметов филологического

направления»





Подготовила

учитель родного языка и литературы

Магомедова Жаврият Г.