СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современные педагогические системы: развитие, тенденции, возможности. Применение педагогических систем в условиях школы».

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Об обучении написано и сказано много. Оно и «протекает» и «реализует», и «передача» человеку определенных знаний, умений, навыков. Но знания, умения, навыки - не физические предметы, их передать просто нельзя. Значит, отношения «учитель- ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик-приемник».

Просмотр содержимого документа
««Современные педагогические системы: развитие, тенденции, возможности. Применение педагогических систем в условиях школы».»

Тема: «Современные педагогические системы: развитие, тенденции, возможности. Применение педагогических систем в условиях школы».

Личностно ориентированное обучение на всех этапах непрерывного образования и нацеленность учителя на его реализацию в педагогическом процессе.


Что больше всего на свете? – пространство.

Что быстрее всего? – ум.

Что сильнее всего? – необходимость.

Что мудрее всего? – время.

Что труднее всего? – познать себя.

Что самое общее для нас? – надежда,

ибо у кого и нет ничего, то она есть. Фалес.


Об обучении написано и сказано много. Оно и «протекает» и «реализует», и «передача» человеку определенных знаний, умений, навыков. Но знания, умения, навыки - не физические предметы, их передать просто нельзя. Значит, отношения «учитель- ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик-приемник».

Переход от традиционной системы обучения к личностно ориентированной сложный и долгий. Но личностно ориентированной школе быть, потому - что в центре внимания школы находится ребенок как субъект. Значит, учителю необходимо научится соотносить свои методические действия с субъектным опытом учащихся, выводить их на ведущие позиции в обучении и развитии, то есть осуществлять личностно ориентированное обучение.

Какое обучение будем называть личностно ориентированным? Бондаревская Е. В. отвечает на этот вопрос так: «Обучение, помогающее человеку быть личностью». И.Е.Малова, руководитель курсов ШУМа, организованного БИПКРО, переработала это понятие: «Личностно ориентированное обучение- это такое обучение, при котором учащиеся являются: 1)субъектом обучения 2) субъектом собственного развития 3) с учётом их индивидуальных особенностей. Поясню это понятие: субъект – деятель в постижении саморазвития, субъектный опыт-это опыт жизнедеятельности, развитие ученика (учителя)- это обогащение его субъектного опыта. Следовательно, личностно ориентированное обучение, это обучение помогающее быть человеку личностью. Личностно-ориентированное обучение ставит в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развитие, реализацию ее природных потенциалов. Учащийся в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он – цель образовательной системы, а не средство достижения чего- либо отвлеченного. Личностно – ориентированная педагогика открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня. Во – первых, содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель; во – вторых, обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; осуществляется объединение, интеграция различных дисциплин; в- третьих, достигается вариативность и дифференциация обучения на основе деятельностного подхода; в – четвертых, активно используется положительная стимуляция учеников. Это технология позволяет приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям ученика.

Профессиональная деятельность учителя-это непрерывный процесс обучения в самом широком понимании. Нельзя подготовить учителя к личностно ориентированному обучению учащихся, если он сам не станет на позицию субъекта собственного развития и своей индивидуальности. А для этого должна быть сформирована открытая познавательная позиция. Результат будет лучше, если учитель или группа учителей отвечают признакам открытой познавательной позиции. Перечислю признаки открытой познавательной позиции применительно к обучению учащихся и методической подготовке учителю, указав для них саморегуляторы:



  • Стремление учиться самому и разному - «Из всего можно извлечь пользу»;

  • Умение принять чужую точку зрения – «Что-то в этом, наверное, есть»;

  • Желание высказать свою точку зрения – «Почему бы и нет?»;

  • Создание различных вариантов решения одной и той же проблемы «А можно ли по-другому?»;

  • Небоязнь ошибиться – «Какой это пустяк - сделать хоть раз что-нибудь не так»;

  • Умение признавать собственные ошибки и учиться на них – «Не спотыкаться на одном и том же месте»;

  • Желание прийти на помощь другому в обучении – «Обучаюсь – учу сам»;

  • Умение сомневаться в собственных действиях - «Не буду спешить с выводами, вдруг я не прав?».

Следует отметить еще одну важную составляющую открытой познавательной позиции – это диалог.

Основополагающей в технике ведения диалога будем считать обязательность диалога на уроках и ведущую позицию учащегося во время диалога. Малова И.Е. сформулировала основные положения по технике ведения диалога в педагогическом процессе (такой диалог называется учебным):

  1. Диалог должен быть мотивирован.

  2. Диалог должен устанавливать связь с предыдущим и с последующим опытом учащихся.

  3. Диалог должен подразумевать полилог.

  4. Учитель в диалоге должен стремиться задавать общие вопросы, использовать общие подходы к решению проблем.

  5. Диалог должен иметь определенную направленность, осознаваемую участниками диалога.

  6. Необходимо соблюдать определенную этапность диалога.

  7. Необходимо стремиться к тому, чтобы постепенно инициатива ведения диалога переходила к учащемуся.

Дадим пояснения по каждому положению. Диалог должен быть мотивирован. Мотивация активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся, она связанна с ближайшей учебной деятельностью. Мотивированный диалог определяет уважительное отношение учителя к ученикам, создает равноправие между участниками диалога. Овладение мотивационным диалогом позволяет ответить на вопросы «Как обеспечить желание учащихся вступить в диалог?», «Как учащиеся поймут, почему обсуждается именно эта проблема, это задание?». Диалог должен устанавливать связь с предыдущим и с последующим опытом учащихся. Диалог устанавливает связь с субъектным опытом учащихся. Помогает в умении «свертывать» свои записи, при этом вопросы учителя обращены к прошлому опыту учащихся, что создает условия для рефлексии. Учитель начинает урок с предложения: «Сегодня познакомимся с еще одним…» «Сегодня продолжим…» и заканчивает вопросами «Чему учились на уроке?»

«С каким новым понятием познакомились?». Диалог должен переходить в полилог - многоголосье. Вслед за полученным ответом, в диалог включаются следующие учащиеся, которые подхватывают идею или отвергают высказанную идею, предлагают свою. В этой ситуации учителю необходимо фиксировать ответы учащихся на доске, не повторять за учащимися их ответы - это ведет к потере времени, а так же уметь держать паузу. Учитель направляет полилог вопросами: «Можно ли выполнить задание иначе?», «Можно ли предложить другое объяснение?». Учитель в диалоге должен стремиться задавать общие вопросы, использовать общие подходы к решению проблем. Задавая общие вопросы, учитель управляет педагогическим процессом. При этом учащийся, овладевая общими вопросами, помогает себе справляться с возникшими проблемами, что дает возможность развивать поисковую деятельность. Овладеть учителю постановкой общих вопросов помогают такие вопросы: «Как учащиеся могут самостоятельно догадаться о способе решения?». Диалог должен иметь определенную направленность, осознаваемую участниками диалога. Путей достижения целей может быть несколько, направленность диалога включает сбор известных сведений об объекте рассмотрения. Диалог должен быть построен по схеме: «Имеем…», «Предстоит…», «Расскажите все, что знаете о…».

Необходимо соблюдать определенную этапность диалога. Учитель должен уметь держать паузу в диалоге, сопоставлять поставленные цели с достигнутыми. Вовремя замечать возникшие проблемы и намечать новые цели. Вопросы при введении учебного диалога: «Что хотели…?», «Что получили…?», «Что полезного запомним на будущее?».

Необходимо стремиться к тому, чтобы постепенно инициатива ведения диалога переходила к учащемуся. Это позволяет сформировать у учащихся умение задавать вопросы. Учит их рассуждать вслух при поиске решения проблем, вести диалог самим собой (задавать вопросы к рисунку, тексту). Чтобы диалог прошел продуктивно, удобно все предложения, заданные вопросы по заданию фиксировать на доске.

Умение выстраивать учебный диалог позволяет не забывать о необходимости рефлексии в обучении. В качестве примера рассмотрим фрагмент тьюторского занятия с учителями школы №63 по теме: «Групповая работа – дифференцированная форма учебной деятельности учащихся». Учителя рассаживаются за столы по 4-5 человек, таким образом, образуются группы смешанного состава. На каждый стол кладется чистый лист, в котором сверху написано: Почему диалог должен быть мотивирован? или, Почему диалог должен устанавливать связи между прошлым и будущим опытом учащихся? или, Почему диалог должен переходить в полилог? или,

Почему диалог должен включать преимущественно общие вопросы?

или, Почему диалог должен приобретать направленность? или, Почему диалог должен соблюдать этапность? или, Почему инициатива ведения диалога должна переходить к ученику?

Учителя на листе записывают свой ответ и передают другой группе, которая читая ответ, добавляет что-то свое. Таким образом, все группы принимают участие в описание правил ведения диалога. Работа в группах считается законченной, когда первоначальный лист вернется к группе. Получив свой лист, группа готовит выступление по той проблеме, которая была записана на листе. Такая форма групповой работы называется «вертушка». Результаты можно вывесить на доску, для рефлексии.

Работа учителя может быть организованна с учетом признаков личностно ориентированного обучение:

    1. Установление связи с прошлым опытом.

Многие учителя частично владеют некоторыми элементами личностно ориентированного обучения. Значит, каждый учитель должен проанализировать свой уроки, чтобы четко представлять, что из старого опыта следует взять с собой.

    1. Привлечение к активному поиску.

Учитель должен проникнуться необходимостью поиска новых методов работы, которые вовлекут ученика в процесс познания, чтобы через организацию своей деятельности учитель почувствовал новые методы.

    1. Преобладание диалога, эвристической работы в общении «учитель – ученик».

В традиционном обучении преобладает передача учителем знаний в форме, удобной для запоминания учениками, то на личностно ориентированном уроке на первое место выходит умение учителя побуждать учащихся к деятельности через диалог. Исходным положением ведения учебного диалога является обязательность ведение диалога на уроках и ведущая позиция учащихся во время диалога.

    1. Мотивация учебной деятельности.

Не последнюю роль в организации личностно ориентированного урока играет мотивация учащихся на уроке. Мотивация- это создание условий для осознания учащихся в недостаточности их прошлого опыта для описания возникших ситуаций на уроке. Мотивы различают внешние и внутренние. Внешние мотивы направлены на получение поощрения, положительной оценки.

Для внутренней мотивации характерно стремление к творческим

заданиям, активность в коллективной работе, ориентация на саморазвитие.

В качестве примера предлагаю рассмотреть фрагмент урока по формированию понятие степени с целым отрицательным показателем в 8 классе. Учитель проводит подготовительную работу, составляя карту по введению выбранного понятия.


Степень-это иная

запись алгебраического 1. Что значит степень

выражения. числа?

2. Что показывает

показатель степени?

3.Как вычислить

значение степени?

4.Какими свойствами

обладает степень?





Есть числа, которые записываются

в виде степени с целым отрицательным

показателем. С такими числами

познакомимся сегодня на уроке.








Рассмотреть текстовые Через рассмотрение Через сохранение задачи: возрастающей и свойств степени нату

  1. Химические убывающей последо- ральным показателем

  2. Биологические вательностей степеней с и перенос их на сте-

с основанием 10 пень с отрицатель-

ным показателем



Запись чисел с

использованием Выделение закономер-

дроби с знаменателем ности между членами Свойства:

10;100;1000… возрастающей последо- 1) умножение степе-

вательности и перенос ни с одинаковым

закономерности на убы- основанием

вающию последователь- 2) деление степени

ности степени с основа- с одинаковым

ванием 10 основанием





Понятие степени с отрицательным целым

показателем





Определение,

формула для вычисления значения степени

с отрицательным целым показателем






Выделение признаков, примеры




Сегодня на уроке разберем, какой смысл имеют степени с целым отрицательным показателем. Выберете те степени, значения которых можете вычислить: 0,31; 43; 0,2-3; 100; 10-2; (√2)2; (√3)-3;

(-16)5; (⅔)-5; (⅝)7. Какие степени вы не назвали? В чем их особенность? Встречались ли вы на других уроках с числами, которые были записаны в виде степени с целым отрицательным показателем? (учебник на стр.181) 1,674.10-24-масса атома водорода

2.10-4-длина палочковидной бактерии. Что общего в записи этих чисел? Рассмотрим последовательность чисел в виде степени с основанием 10 и показателем:0,1,2,3,…

100; 101; 102; 103;…

Как меняются числа в этой последовательности? (каждое следующее в 10 раз больше предыдущего, следовательно, предыдущее в 10 раз меньше). Можно ли продолжить эту последовательность в обратную сторону? Сделайте это, с учетом закономерности, которую установили.

...; 100

Итак, мы разобрались, как получаются числа в этом ряду. Теперь попробуем продолжить предыдущий ряд чисел влево, используя запись степени. Каким будет основание? Каким будет показатель степени? (используйте туже закономерность).

…;10-4:10-3;10-2;10-1;100

Что дописали? Проанализируйте дописанные члены в каждом ряду. Итак, речь идет об одних и тех же числах в каждом записанном нами ряду. Сможете ли еще дописать два-три числа в каждом ряду? Сделайте это последовательно, друг за другом в каждом ряду. Какие тогда равенства можно составить? К такому же соглашению пришли и математики: решили считать дробь степенью числа а-п - степени с целым отрицательным показателем.

С буквами всегда нужно быть осторожными. При любом ли значении а - степень имеет смысл? (а ≠0,иначе дробь не имеет смысла). А какие значения принимает показатель степени п ? ( п-натуральное число). Какую формулу запишем? (а-п = ). Давайте вернемся к списку степеней в начале урока. Были выбраны такие степени с целым отрицательным показателем: 0,2-3; 10-2; (√3)-3;

(⅔)-5-сможете теперь объяснить, что означает эти записи?

Для этапа усвоения определения предлагаю сделать следующую работу. Заполнить таблицу.






Примеры




Степень?



Основание степени

а ≠0?


Показатель степени - целое отрицательное число?

Вывод: данный объект можно записать, как

оп =

0,5-3


(⅓)-4


0-5


43


(6,2)-0.2


(7,2-7,2)6


х - у


(√3)-4

+


+


+



+


+


+

-

+

+


+


-


+


+

-


+

+

+





-


-

+

+


+










+




На этап закрепления понятия степени с целым отрицательным показателем предлагаю рассмотреть следующее задание. Проверить равенства, если есть ошибки - исправить, а затем прочитать.

2-2= : 10-3= ; 0,21/2= ; 0.5-5= ; (√5)-2 =


⅛=2-3; =6-2; =0,43; 0,0001=10-4; =( )-1.


Вернемся к числам, которые встречаются в биологии и химии. Какие это числа по величине? Как записать их в другом виде?

2.10-4=2. =0,0002;

1,674.1024=1,674. =0,0000…001674

24 знака

Еще есть масса других примеров, включая буквенные выражения, действия со степенями.

Подведем итоги. С каким новым видом степени познакомились?

Что о степени с целым отрицательным показателем надо знать?

В каких ситуациях особенно нужно быть внимательным?

Сможете теперь находить значения степени с целым отрицательным показателем?