СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии: дуальная образование, преимущества и недостатки дуальной системы.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Дуальное обучение, как показывает практика европейской системы образования, является продуктом взаимодействия образовательных организаций и работодателей по успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста.

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии: дуальная образование, преимущества и недостатки дуальной системы.»

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Государственный гуманитарно-технологический университет»

(ГГТУ)

Социально-технологический техникум













Сообщение на тему:


Современные педагогические технологии: дуальная образование, преимущества и недостатки дуальной системы обучения для производства и образовательных организаций.








Подготовлено

методистом СТТ Макарова Е.Б.



Заслушано на заседании цикловой методической комиссии профессионального цикла

Протокол № _____ от «____» ____ 20__ г.


Председатель цикловой методической комиссии

_______________ Исаева Т.Ю.





г. Орехово-Зуево 2018 г



В поисках наиболее эффективных путей модернизации отечественного образования многие ученые обращаются к опыту зарубежных стран, в частности Германии.

Наиболее известными популяризаторами идей немецкой профессиональной подготовки рабочих кадров являются Н. Е. Воробьев, Б. Л. Вульфсон, А. И. Пискунов, Д. А. Торопов, Г. А. Федотова. В своем исследовании, посвященном истории развития немецкой системы профессионального образования, Д. А. Торопов указывает на то, что возрастающие темпы технологической революции, и в связи с этим появление новых требований на рынке труда к его участникам, оказывают сильное влияние на систему профессионального образования в любой промышленно развитой стране.

Дуальное обучение, как показывает практика европейской системы образования, является продуктом взаимодействия образовательных организаций и работодателей по успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста. Обучающийся уже на ранних этапах процесса учебы включается в производственный процесс в качестве работника предприятия. В знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) Адам Смит подчеркивал, что системы ученичества и наставничества в дуальном обучении необходимо считать традиционными методами профессионального обучения на рабочем месте, так как, работая рядом с мастером, молодые рабочие изучали азы профессии.

Дуальная модель обучения предусматривает вовлечение предприятий в процесс подготовки кадров, которые идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников, так как хорошо знают, что затраты на качественное профессиональное образование являются надежным вкладом капитала. При этом они становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в содержании обучения, его организации. Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения с периодами производственной деятельности. Будущий специалист учится в двух организациях, где, по определению любителей метких фраз, догоняет двух зайцев, осваивая и теорию, и практику. С одной стороны, получает образование в образовательной организации (она дает теоретические знания), а с другой — на обучающем предприятии, где вырабатываются необходимые для данного производства компетенции. Обе организации являются партнерами по отношению друг к другу. Очень важно, что молодые специалисты, сочетающие обучение с производственной деятельностью, остаются работать на обучающем предприятии.

Общепризнанным лидером в деле организации дуального обучения считается Германия, где система профессионального образования отличается развитым институтом наставничества, практико-ориентированным обучением и активным участием бизнеса в подготовке кадров. Опыт этой страны служит образцом для всего Европейского Союза. Можно выделить следующие преимущества и недостатки дуальной модели.

Преимущества системы:

  • практическая часть проводится на предприятиях, а не только в мастерских и на полигонах образовательных организаций;

  • содержание рабочих программ согласовано между образовательной организацией и работодателями;

  • между образовательной организацией и предприятием могут возникать и развиваться тесные отношения;

  • при трудоустройстве возможно немедленное применение приобретённых знаний;

  • постоянное чередование обучения в образовательной организации и на предприятии способствуют лучшей мотивации и производственный процесс сильно не прерывается;

  • гарантирует ясные и однозначные описания профессии, а также унифицированный уровень подготовки.

Недостатки дуальной системы:

  • с мотивацией обучения на предприятии может снижаться качество образования;

  • рабочие программы не всегда согласованны с сезонной последовательностью выполняемых работ на производстве;

  • образовательная организация не всегда может вовремя преподать необходимый предприятиям учебный материал;

  • недостаточная готовность предприятий к обучению — вследствие этого отсутствие учебных местах на производстве;

  • предприятия вынуждены через повышение цен на производимый продукт зарабатывать средства на образование (недостающее оборудование, недостаток финансов и др.).

Я считаю, что дуальное обучение — эффективный путь повышения качества образования. Для производства дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах по поиску и выбору работников, их переквалификации и адаптации. К тому же, есть возможность отобрать самых лучших выпускников, ведь за период практического обучения их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь, такой подход мотивирует обучающихся учиться не для галочки. Молодые специалисты могут сразу работать с полной отдачей и производительностью, они хорошо знают жизнь предприятия и чувствуют себя на нем «своими». Все это в совокупности способствует закреплению кадров и уменьшению текучести, что для предприятий немаловажно. Для обучающихся дуальное обучение — это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни.

Дуальная система обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой. Оно позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует профессиональную компетентность и ответственность. Дуальная модель обучения предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается. Ни одна образовательная организация не способна дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенькой на пути к успешной карьере.

Дуальная система подготовки компетентных, востребованных рынком труда выпускников образовательных организаций СПО обладает следующими преимуществами перед «традиционной» системой подготовки специалистов:

  • соответствие содержания образования современному уровню производства;

  • знакомство обучающихся с корпоративной культурой предприятия, его особенностями;

  • сведение к минимуму затрат по социальной и трудовой адаптации выпускника в новом трудовом коллективе;

  • использование в обучающем процессе современного оборудования в условиях реальных производственных площадок;

  • привлечение к образовательному процессу в качестве специалистов профессионального обучения высококвалифицированный инженерно- технический персонал предприятия.

Дуальная модель обучения как производственная компонента базового профессионального обучения очень привлекательна для образовательных организаций СПО, но все же следует правильно извлекать полезность дуального обучения в обществе с учетом социально-экономических проблем, развития мировых интеграционных процессов в образовании, существующих законодательных и нормативных актов и менталитета российских граждан.

Основной целью дуальной формы обучения является наиболее каче­ственное и полное освоение обучающимися изучаемых дисциплин и прак­тическое освоение профессии. При дуальном обучении половина учебного времени отдается теоретическим занятиям, а вторая половина - занятиям практическим. При таком подходе все изучаемое усваивается быстрее и лучше.

Программы дуального обучения, реализуемые на конкретных рабо­чих местах в учреждениях города под руководством наставников, включают в себя три основных компо­нента:

  1. учебную, производственную практику;

  2. практические и лабораторные занятия;

  3. внеаудиторную работу (экскурсии, круглые столы, семинары- практикумы).

Таким образом, переход на систему дуального обучения:

во-первых, позволяет значительно укрепить практическую состав­ляющую учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки, обеспечивающий реализацию требований ФГОС СПО;

во-вторых, способствует решению задач подготовки специалистов, полностью готовых к педагогической деятельности;

в-третьих, повышает профессиональную мобильность и конкуренто­способность выпускников на рынке труда;

в-четвертых, укрепляет взаимосвязь образовательных учреждений общего и профессионального образования.

Таким образом, реализация механизма взаимодействия образовательных организаций и предприятий путем воздействия на сбалансирование спроса и предложения рабочей силы позволяет повышать качество подготовки кадров, улучшать ситуацию с трудоустройством и занятостью обучающихся, а также вносит свой вклад в развитие человеческих ресурсов. Дуальная модель обучения как важнейший компонент этого механизма способствует освоению выпускником профессиональных компетенций, формированию активной жизненной позиции и становлению ответственной личности, способной к продуктивному труду.

Я считаю, что необходимо налаживание реальной связи между производственным сектором и образованием для того, чтобы обеспечить квалифицированными и профессиональными кадрами предприятия железнодорожной отрасли.


Литература: Торопов Д. А. Учебное пособие «История развития немецкой системы профессионального образования». ИСПО РАО. Москва 2002. Российская Академия образования. Институт среднего профессионального образования. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-244177.html (дата обращения 21.01.2016). Смит А. «Исследование о природе и причинах богатства народов». — М.: Эксмо, 2007. — Серия: Антология экономической мысли — 960с).

Дуальная модель обучения как основа механизма взаимодействия образовательных учреждений и предприятий // Заочные электронные конференции. Режим доступа: http://econf.rae.ru/pdf/2014/09/3687.pdf