Помогая другим, учимся сами
Рыбинцова Татьяна Николаевна,
Учитель английского языка
МБОУ Чертковская СОШ № 2
Обучение в сотрудничестве - одна из современных технологий, которая нашла свое применение в условиях массовой школы и органично вписалась в классно-урочную систему. Она позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Учитывая специфику предмета «иностранный язык», эта технология помогает обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому из них возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений. [1, c. 90]
Зародившись в Америке, данная технология широко применяется педагогами всего мира. В России Е.С. Полат детально разработал приемы обучения в сотрудничестве. [2]
Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Класс делится на группы по 3-4 человека, каждая группа получает задание. Оно может быть одинаковым для всех групп, а может быть разным, если общий объем материала разделен на части. Оценка выставляется всей группе, т.е. все члены группы получат одинаковые отметки. В состав группы целесообразно включать учащихся с разным уровнем знаний, девочек и мальчиков, активных и пассивных. Такие условия способствуют созданию команды, у которой есть общая цель и задача, требующие объединения усилий, оказания взаимопомощи, что способствует формированию ответственности за результат. Сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы слабые ученики усвоили изучаемый материал и смогли в итоге ответить на вопросы или выполнить задание. Слабые ученики имеют возможность еще раз получить объяснения по теме, задать дополнительные вопросы, получить подсказки. Таким образом выигрывают все. Не зря девизом данной технологии стала фраза «Помогая другим, учимся сами».
Если рассмотреть обучение в сотрудничестве с позиции ФГОС, то можно найти здесь большой арсенал средств для формирования УУД. Данная технология позволяет формировать и развивать личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия. Работая в группах, учащиеся учатся формулировать цель деятельности, разрабатывать план ее реализации, распределять роли и обязанности, договариваться, анализировать и обобщать информацию, оценивать результаты своей и чужой работы. Совместное обучение формирует такие личностные качества, как ответственность, взаимоуважение, терпимость, умение работать в команде и т.д.
Неоценим потенциал технологии обучения в сотрудничестве и для педагога. Прежде всего, это повышение эффективности обучения, качества знаний - и сильные, и слабые учащиеся лучше усваивают изучаемый материал. Использование данной технологии стимулирует познавательную активность учащихся, повышает мотивацию и является хорошим средством разнообразить традиционные формы проведения урока. Пока ребята работают в группах, учитель имеет возможность наблюдать и оценивать уровень сформированности ряда УУД, что в условиях обычного урока очень затруднительно.
Представляю вниманию коллег свой опыт применения технологии обучения в сотрудничестве на примере уроков по УМК «Английский язык» для 2–11 классов (авторов В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудовой и др.). Данный УМК построен так, что в рамках каждого юнита предусмотрен урок на развитие навыков чтения (обычно Lesson 6). Основной лексический и грамматический материал темы изучен, и учащиеся имеют возможность совершенствовать навыки чтения и устной (письменной) речи на основе прочитанного. Начиная с 6 класса, мы с ребятами проводим такие уроки с использованием технологии обучения в сотрудничестве.
В данных уроках учебника материал для чтения организован в виде трех текстов, представляющих разные точки зрения по проблеме или информацию о трех различных объектах/местах/странах. (Например, Unit 1 Lesson 6 УМК «Английский язык» для 8 класса (авторов В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудовой и др. [6]) Задание для каждой группы – изучить текст, ответить на вопросы к тексту/выбрать главную информацию/ сформулировать позицию автора. Форма контроля выполнения задания зависит от возраста и уровня знаний обучающихся: прочесть отрывок вслух, ответить на вопросы, дополнить предложения, определить верные и неверные утверждения, выбрать информацию для заполнения таблицы, сформулировать позицию автора (эти задания уже даны в учебнике). На уроке учитель акцентирует внимание на конкретных вопросах/заданиях или предлагает ребятам выбрать из списка вопросы, на которые они смогут дать ответ, прочитав свой текст. Проверка проводится по-разному. Иногда учитель сам выбирает того, кто выступает от команды, иногда ученики распределяют роли и назначают ответственного за задание. В процессе работы в группе вслух прочитывается текст, что способствует устранению ошибок в правилах чтения и произношения (слабые ученики читают, сильные контролируют и исправляют или показывают образец). Задания к тексту выполняются сообща. Слабые ученики имеют возможность, не тратя время на поиски незнакомых слов в словаре, быстро получить подсказку в виде перевода слова или выражения. Ответ на вопрос или подтверждение из текста проговаривается вслух. При этом сильные ученики заинтересованы, чтобы слабые правильно отвечали, так как от общего результата зависит отметка каждого.
Подобная форма организации работы по Lesson 6 позволяет сэкономить время на изучении материала, максимально задействовать каждого учащегося на уроке, обеспечить учеников большим объемом практики, стимулировать их познавательную активность.
После работы в группах проходит представление результатов изучения материала. На данном этапе ребята обычно получают дополнительное задание – уже индивидуальное: выбрать точку зрения, с которой они согласны/заполнить таблицу и т.д. Это задание еще больше повышает ответственность членов группа за представление результатов работы, так как на основе них, другие ученики класса будут выполнять задание более высокого уровня. Значит от того, как ты изучишь и представишь материал зависит успех не только малой группы, но и всего коллектива.
Оценка качества работы может варьироваться. На начальном этапе ученики сами оценивают участие каждого и ставят отметку внутри группы. Работа всей группы может быть оценена учителем или учениками всего класса.
О результативности применения технологии совместного обучения свидетельствует успеваемость учащихся на уроках – неудовлетворительных отметок не бывает.
Библиография:
Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык / Н.Ф. Коряковцева. – Москва: Просвещение, 2002. – 219с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия» 2008. — 272 с.
Павлова Д. Д. Современные технологии обучения иностранным языкам // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 471-473. — URL https://moluch.ru/archive/46/5713/
Английский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова и др.]. – М.:Просвещение, 2014. – 272 с.
Английский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова и др.]. – 5-е изд. – М.:Просвещение, 2017. – 191 с.
Английский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова и др.]. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2015. – 262 с.