СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии в деятельности учителя истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии в деятельности учителя истории»

Современные технологии на уроках истории.

Глубокие социально-экономические преобразования, переживаемые российским обществом, требуют кардинального реформирования системы образования, и школа здесь играет роль ключевого института. Её миссия выходит за рамки простого преподавании предметов и расширяется до формирования основы гуманных общественно-экономических отношений. Школа должна стать кузницей активных граждан, способных к самостоятельному анализу ситуаций, взвешенному принятию решений и пониманию личной ответственности за свои поступки. Это требует пересмотра педагогических подходов и внедрения инновационных методик.

Современное образование – это не просто передача знаний, это формирование личностных качеств, способствующих адаптации к динамично меняющемуся миру. Обучение должно воспитывать критическое мышление, умение анализировать информацию из различных источников, способность к командной работе и эффективной коммуникации. Ученики должны научиться самостоятельно ставить цели, планировать свою деятельность и достигать результатов. Важно развивать творческий потенциал, инициативность и стремление к самосовершенствованию.

Современные педагогические технологии – это сложный синтез, объединяющий лучшие достижения педагогической науки и практического опыта. Они представляют собой целостную систему, в которой традиционные методы обучения органично дополняются инновационными подходами, отражающими актуальные социальные процессы. Это касается всех аспектов образовательного процесса, включая методические приёмы и технологии преподавания всех предметов, в том числе и истории.

В преподавании истории, например, это может проявляться в использовании интерактивных методов, проектной деятельности, исследовательских заданий, работы с аутентичными историческими источниками, использования мультимедийных технологий и виртуальных экскурсий. Все эти инструменты позволяют сделать изучение истории более живым, интересным и познавательным, способствуя формированию у учащихся критического мышления и глубокого понимания исторических процессов. Успех реформы образования зависит от компетентности педагогов, их способности адаптироваться к новым реалиям и использовать современные технологии для достижения образовательных целей. Необходимо постоянное повышение квалификации учителей, обеспечение их доступом к современным методическим материалам и технологиям, а также создание благоприятной образовательной среды, способствующей развитию творческого потенциала как учителей, так и учащихся.

Современные образовательные технологии – это применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических человеческих ресурсов и их взаимодействия.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

1. Технология личностно-ориентированного обучения;

2. Технология использования в обучении игровых методов

3. Тестовая технология

4. Развития критического мышления

5. Информационно-коммуникационные технологии;

6. Технология сотрудничества

7. Технология дистанционного обучения

8. Технологию разноуровневого обучение

9. Технология проблемного обучения

10. Здоровьесберегающие технологии и др.

Приведу примеры использования данных технологий на своих уроках.

Технология личностно-ориентированного обучения

«Личностно- ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования»,- так считает одна из основателей данного подхода Якиманская И.С.

Творческое начало при изучении истории может помочь развитию личности обучающегося, его способности к саморазвитию, что, по моему мнению, является основной задачей процесса обучения.

Его развитию способствует разнообразие видов домашнего задания. Первоначально обучающимся предлагаются на выбор следующие формы работы:

  • устный ответ;

  • письменный ответ на вопросы после параграфа;

  • письменные сообщения;

  • составление кроссвордов, ребусов, текстов с ошибками;

  • поиск ключевых идей темы;

  • исторические сочинения;

  • рисунки, схемы.

Затем эти формы можно расширить.

В качестве домашнего задания в 5 классе можно предложить написать небольшой рассказ «Путешествие по Вечному городу», попросить учащихся составить ребусы, где зашифрованы имена древнегреческих богов.

Система новых типов уроков в личностно-ориентированной технологии возникает как совокупность образовательных условий, нацеленных на пробуждение тенденции детского сознания в форме конструкций, моделей, проектов, смысловых переживаний. Так, например, урок-образ, создающий условия, в которых личностный опыт детей очищается от бытовых нагромождений и поднимается на уровень символов и знаков явлений истории и культуры.

Рассмотрим микромодуль художественного образа на уроке в 10 классе «Гражданская война».

На экране – фотографии и репродукции картин, отображающие события Гражданской войны. Учитель читает отрывок из стихотворения Марины Цветаевой:

Все рядком лежат-

Не развесть межой.

Поглядеть: солдат!

Где свой, где чужой?

Белым был –

Красным стал:

Кровь обагрила.

Красный был –

Белым стал:

Смерть победила…

Учитель:

- Какие чувства вызвали у вас эти строки и изображения на экране?

- Связаны ли они между собой?

- Какой вы увидели гражданскую войну?

Объявление темы и постановка целей урока.

В результате применения данной педагогической технологии происходит систематизация знаний по всем предметам и развитие восприятия мира в гармоничном единстве, что позволяет расширить содержание образования.



Технология использования в обучении игровых методов

Форма исторических игр весьма разнообразна. Выбор формы зависит от многих обстоятельств: возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки, информированности, каких-то психологических особенностей, контакта учителя с учениками и т.д.

В младших классах (можно начинать с пятого) с большим успехом проходят уроки – экскурсии. Они дают широкие возможности для формирования у учащихся интереса к историческому прошлому при изучении нового материала.

Урок - экскурсия может также проводится при изучении тем, связанных с обзорным изучением стран, географических открытий, например, по теме «Сибирь в XVII веке». К этому уроку учитель заранее дает учащимся задание изучить биографии русских землепроходцев и подготовить сообщения или доклады.

В младших класса(5-6) с успехом можно проводить урок – театрализованную игру( представление). Здесь также необходимо проделать большую подготовительную работу, прежде всего составление сценария. В шестом классе такой урок можно провести, например, по теме «Колониальные захваты европейцев» и др. В шестом классе можно провести познавательную историческую игру «Люди и события средневековья». Цели и задачи данной игры предполагают в нетрадиционной форме проверить знания учеников по истории; заинтересовать школьников изучением дополнительной литературы; способствует сплочению ученического коллектива. Интересно учащимся шестого класса будет ролевая игра «Несколько дней из жизни Ивана Грозного». Цель игры: проследить этапы формирования характера Ивана VI ;Попытаться раскрыть противоречия его внутреннего мира; понять мотивы его действий во внутренней и внешней политике. За несколько уроков до проведения игры учащимся дается опережающие задание - изучить литературе по теме «Эпоха Ивана Грозного», распределяются роли. Требования к игре: участники должны максимально точно придерживаться фактов истории; эпизоды игры воспроизводит в хронологическом порядке моменты из жизни Ивана VI. В конце игры подводится итог, учащиеся делают выводы по теме урока.

В старших классах применяются более сложные исторические игры: «Круглый стол», «Урок – деловая игра», «Урок – конкурс», «Урок – суд», ролевые игры, игровое моделирование (например, « Формирование централизованного русского государства (внутренняя политика Ивана VI )»).Игра – реконструкция ( например, « Восстание под предводительством С.Разина» или « Русско-Турецкая Война 1877-1878гг.»), проблемные игры дискуссионного характера (например, «Российские партии накануне первой русской революции» ). Имитационное моделирование (например, « Альтернативы развития событий после Февральской революции» или «Гражданская война»). Урок – активный семинар, урок – аукцион (например, « Восточные славяне в VI – IX вв. и деятельность первых русских князей»), урок - выборы.


Тестовая технология

Цель использования тестовых технологий – определять степень усвоения материала учащимися, выявлять уровень знаний, умений и навыков, активизировать работу по усвоению учебного материала, создавать ситуацию успеха, готовить к успешной сдаче аттестационного экзамена в форме ГИА.

На уроках я активно использую тестовые задания при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала на уроках истории и обществознания, для проведения промежуточного контроля, для проведения зачётных и итоговых контрольных работ, а также для осуществления систематического индивидуального и группового контроля знаний, полученных на уроках. На уроках я, в основном, использую три формы работы с тестами: коллективную, групповую, индивидуальную. В тестах применяю разнообразные виды заданий: задания с выбором односложного ответа «да» и «нет» или с выбором одного из четырёх предложенных вариантов, с кратким ответом в виде одного-двух слов, задания со свободным развёрнутым ответом.

На уроках контроля применяю разноуровневые тестовые задания (элементы технологии уровневой дифференциации). Составляю тесты сама при помощи интернет ресурсов или использую готовые контрольно-измерительные материалы.


Развития критического мышления

По мнению Г.Селевко, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю

Критическое мышление — это: способность ставить новые, полные смысла вопросы;  вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;  принимать независимые продуманные решения.

Думать критически:

  • Проявлять любознательность

  • Использовать исследовательские методы

  • Ставить перед собой вопросы

  • Осуществлять планомерный поиск ответов

  • Вскрывать причины и последствия фактов

  • Сомнение в общепринятых истинах

  • Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами

  • Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление

  Что дает технология критического мышления обучающемуся:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Задание в рамках урока «Гражданская война в России» 10 класс.

Соотнесите слова, сказанные В.И.Лениным. К какому выводу вы пришли?

В статье «Успехи и трудности Советской власти», написанной в мартеапреле 1919 г., Ленин утверждал: В статье «Успехи и трудности Советской власти», написанной в марте-апреле 1919 г., Ленин утверждал: «Все знают, что война эта нам навязана; в начале 1918 г. мы старую войну кончили и новой не начинали, все знают, что против нас пошли белогвардейцы на западе, на юге, на востоке только благодаря помощи Антанты».

11 января 1918 г. на III съезде Советов Ленин заявлял: «На все обвинения в гражданской войне мы говорим: да, мы открыто провозгласили то, чего ни одно правительство провозгласить не могло… Да, мы начали и ведем войну против эксплуататоров».

Информационно-коммуникационные технологии

Выделяются такие формы организации работы с использованием ИКТ на уроках истории:

1) Презентация проектов, дидактического материала, тестов, схем, таблиц, проблемных вопросов (изучение темы урока учащимися самостоятельно или в парах с помощью определенного программного обеспечения;

2) Мультимедиа – ресурсы (использование на уроке мультимедийных возможностей компьютера, служащая наглядным пособием);

3) использование Интернета, программ для выполнения лабораторно-практической работы, проекта, написание реферата, выполнение любого творческого задания;

4) проведение различных опросов, тестирований, тематического оценивания (диагностика уровня обученности учащихся с использованием различных программ).

5) Электронная библиотека.

6) Видеофильмы (художественные, научно – популярные).


Технология сотрудничества

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как

наиболее успешная альтернатива традиционным методам обучения.

Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно –

ориентированного обучения, которая основана на принципах:

-взаимозависимость членов группы;

- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и

успехи группы;

- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

- общая оценка работы группы.

Метод «Обучение в команде».

Обучение в команде. Оно уделяет особое внимание групповым целям и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой или проблемой. Обучение в команде может реализовываться посредством организации сотрудничества в малых группах и через командно-игровую деятельность. К примеру, данный метод я использовал при изучении темы «Рыцарство», когда учащиеся, поделившись на группы, выполняли задания по «штурму» рыцарского замка, поочередно называя элементы рыцарского вооружения. Также на этом уроке ребята в группах рисовали рыцарские гербы и представляли их одноклассникам. Также этот метод можно использовать не только при изучении новой темы, но и на уроке повторения и обобщения.

Технология дистанционного обучения

Организация обучения на расстоянии с помощью средств интернет технологий, предусматривающими интерактивность для повышения мотивации и качества обучения


Технологию разноуровневого обучение

Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития.

Рассмотрим применение конструктора задач Л.С. Илюшина на примере урока истории в 5-ом классе. На данном уроке дифференцированный подход в обучении был реализован через организацию одновременной работы всего класса и каждого ученика в отдельности. Учащимся был предложен единый текст «Из летописи Тутмоса 3, высеченный на стене храма Амона в Фивах»по разделу «Древний Египет», с которым они должны были работать определенное время. Задания к тексту были составлены для каждого учащегося отдельно, в соответствии с его уровнем сформированностиобщеучебных умений (об это подробно в Разделе 2 «Высокие (с позитивной динамикой за последние 3 года) результаты учебных достижений обучающихся, которые обучаются у учителя»; в пункте 2.5 «Диагностика метапредметных результатов»):

Из летописи Тутмоса 3, высеченной на стенанх храма Аммона-Ра в Фивах.

«Его величество отправился на золотой колеснице, украшенной своим оружием. И враг увидел, что его величество одолеет их, и бежав стремглав в Мегиддо с лицами, полными страха. Они бросали своих лошадей и своизолотые и серебряные колесницы, и их с помощью одежд втаскивали в этот город. И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг.  Тогда были захвачены их лошади и золотые и серебряные колесницы. Их ратники лежали, простершись на спине, как рыбы, а победоносное войско его величество считало свое достояние. И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы. И они доставили добычу, взятую ими: 340 пленных, 83 руки, 2041 лошадь, 191 жеребенок, 6 жеребцов, 1 колесница, отделанная золотом, 897 простых колесниц, 200 броней, 502 лука, 929 быков, 2000 коз и 2500 овец, 1796 рабов, чаши из ценного металла»

Крушол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира

Задания для учащихся с базовым уровнем.

Ознакомление.  Прочитайте текст самостоятельно.

Понимание. Что захватывали в качестве добычи в таких походах египетские войны? Приведите пример из текста.  Кому приносили награбленное?

Задания для учащихся с продвинутым уровнем.

Ознакомление.  Прочитайте текст самостоятельно.

Понимание. Приведите пример того, к чему приводят завоевательные походы фараонов.

Применение. Сделайте схему, которая показывает потенциал завоеванных богатств фараона.

Задания для учащихся с углублённым уровнем.

Ознакомление.  Прочитайте текст самостоятельно.

Понимание. Приведите пример того, к чему приводят завоевательные походы фараонов.

Применение. Сделайте схему, которая показывает потенциал завоеванных богатств фараона.

Анализ. Выявите принципы, лежащие в основе распределения завоеванного имущества.

Синтез. По пыльным дорогам в Египет гонят огромные стада овец, быков, коней, везут награбленное золото, ткани, черное дерево, но какова главная добыча воинов? Почему?

Оценка. Какой характер носили войны?

Таким образом, за одинаковое количество отведенного времени учащиеся выполняют разноуровневые задания. Учащиеся с базовым уровнем, успевают пройти только уровень ознакомления и понимания.Темп их работы снижен, они испытывают затруднения при выделении нового и главного при работе с информационным текстом. Учащиеся продвинутого уровня учебную информацию воспринимают быстрее. Темп их работы средний, поэтому они за такое же время успевают и ознакомиться, и понять, и выполнить задания на применение. Учащиеся углублённого уровня могут даже проанализировать и синтезировать ситуацию.


Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения — это такая система обучения, в которой преподаватель на занятии предлагает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно ее разрешают.

Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30 годы. Сегодня под проблемным образованием понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности. Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций. Организация проблемного обучения предлагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению проблемных ситуаций.

1. Вопросно-ответная форма применялась в древности. В наше время не прекращаются попытки ее усовершенствования. В активизации познавательной деятельности вопросы имеют важное значение. Умелой постановкой вопроса можно создать противоречие ситуации.

На уроке истории в 5 классе по теме “Падение Римской республики» при постановке вопроса: почему пала Римская Республика” дети отвечают: “Удар республике наносят рабовладельцы ”. Учитель: “Это верная мысль, но не главная. Кому в Риме принадлежала власть? Вы отвечаете рабовладельцам. Оказывается, те, кто господствовал в Риме, и разрушили республику. Как понять это противоречие?" Такая постановка вопроса привела к созданию проблемной ситуации. Таким образом, проблемными являются те вопросы, которые вызывают у учащихся интеллектуальные затруднения, и в тоже время посильные для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка вопроса логически должна быть связана не только с новыми, но и прежними знаниями ученика.

2. Ученик, учебное пособие являются важнейшими источниками вопросов, задач, заданий. Научить школьника работать с книгами – это значит научить его учиться.

Для проблемного обучения важно научить ученика самостоятельно работать с учебником, вырабатывая навыки умения осмысленного чтения. Используя такие приемы работы выделить главную мысль параграфа, составить план, ответить на вопросы, составить вопросы к тексту, постановка вопросов к себе и поиск ответов.

Например: изучая тему “Франция в XVIII в.”, в учебнике читаем “…феодальное общество делилось на 3 сословия: 1- духовенство, 2-дворянство, а все остальные слои населения - 3 сословие. Какие слои входили в 3 сословие?”

3. Проблемное изложение материала учителем. Рассказывая материал “Февральская революция 1917” даю детям информацию о календаре событий с 17 февраля по 14 марта 1917. Совместно с ребятами составляем календарь событий, а затем переходим к выполнению проблемных заданий.

4. Проблемное задание - ею выполнение требует усвоения многих фактов данного урока, побуждает вспоминать ранее пройденные факты. Так при изучении темы “Февральская революция 1917 год” выполняем следующие задания: Почему победила Февральская революция? Как могло случиться, что всего за 8 дней развалилась монархия, державшаяся веками и в течение 3-х лет первой русской революции? Каков итог революции? Сравни 1-ю и 2-ю революцию. Задания бывают несколько видов:

логически-поисковые - связаны с выполнением задания на преображение новых знаний и усовершенствование старых.

констатирующие - работы, включающие познания и описания новых знаний.

творческие - проявление учеником эмоционального отношения к фактам, явления, личности.

Для успешной работы по проблемной технологии необходимо отбирать самые актуальные задачи, использовать эту технологию в различных видах работы, осуществлять личностный подход и мастерство для развития активной познавательной деятельности ученика.


Здоровьесберегающие технологии

На современном этапе внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс необходимо определить: как же решаются поставленные задачи на уроках истории и обществознания.

Одним из направлений работы стало использование работы в режиме двигательной активности.На каждом уроке в любом классе надо проводить физкультминутки. Но как сделать так, чтобы ребенок, не делал физическую разминку просто, потому что надо, а наряду с этим получил и положительные эмоции. А ведь эмоциональная среда на уроке, тоже важный компонент здоровьесберегающих технологий. Поэтому физкультминутка на уроке истории должна отличаться от физкультминутки на любом другом уроке. Необходимо сделать физкультминутку «исторической». Подобрать «свой» текст под каждую тему.

Примеры физкультминуток на уроках истории:

Урок по истории Древнего мира «Древнее Двуречье»

Учитель: Ребята, давайте, попробуем «оживить» хвалебную песню древне шумерской богини плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует

(Встали, руки вверх, потянулись)

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях

(Кистями рук делаем «фонарики»)

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу

(Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев)

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы

(Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб)

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу

(Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место)

Урок по истории Древней Греции «Олимпийские игры в древности

Учитель: В Древней Греции, перед тем как начать состязания, атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)

Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)

Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)

Урок по истории России «Возвышение Москвы»

Учитель: Да, много земля русская бедствий испытывала в это время. И просили помощи люди русские и у Бога и у земли-матушки. Давайте попробуем повторить это так, как это делали наши предки.

И раздирайся, земля русская, (разводим руки в стороны)

На погибель свою и на слезинки, (качаем головой, обхватив ее руками)

И поднятии вверх рученьки, (поднимаем вверх руки)

Да у Бога прося помощи (…и тянемся)

Люди русские так трудились, (сгибаем и разгибаем локти)

Что порою суставы кручила (крутим кистями рук)

Да приди в нашу землю спасение, (шагаем на месте, руки на поясе)

И избави нас от страдания (поднимаем и опускаем руки)

Урок истории по теме «Измерение времени. Счет лет в истории»

Учащиеся стоят рядом со своими рабочими местами. Учитель задает детям вопросы, предполагающие ответы «да» или «нет». Ребята отвечают определенными движениями: «да» - поднимают руки вверх, «нет» - приседают, поставив руки на пояс (движения, по договоренности, могут быть другими)

первый месяц весны – апрель (нет)

в году – 12 месяцев (да)

в феврале – 30 дней (нет)

новый год начинается 31 декабря (нет)

четверть часа – это 15 минут (да)

век – это срок в тысячу лет (нет)

в сутках – 25 часов (нет)

день больше, чем сутки (нет)

часы - прибор для отсчета времени (да)

первый месяц года – январь (да)

Во избежание усталости учащихся следует чередовать различные виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху обучающихся. Необходимо организовывать выполнение разноуровневых заданий, индивидуально дозируя объём учебной нагрузки. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке.