СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии в образовательной среде предмета труд(технология)

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая технология-это такое построение деятельности учителя,в которой все входящие  в него  действия  представлены в определенной последовательности и целостности.

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии в образовательной среде предмета труд(технология)»


Современные педагогические технологии в образовательной среде

предмета труд(технология)


Ускорение процессов глобализации, информационная революция, изменение системы общественных отношений, активные процессы обновления общественных наук, новые требования государства к выпускникам системы образования, система требований, определяемых стандартом общего образования второго поколения – всё выше перечисленное, требует существенного обновления школьного образования и внедрения инновационных педагогических технологий.

Главная задача учителя состоит в том, чтобы создать условия обучения для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ребёнку проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность в процессе обучения, поэтому учитель находится в постоянном поиске новейших образовательных технологий для повышения качества образования своих подопечных.

«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

 •          Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов   педагогической   деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми      обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного        процесса;

 •         Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;

 •         Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

Остановимся на технологиях, которые мы используем на своих уроках:

1). Здоровьесберегающие технологии 

 Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и  применение полученных знаний в  повседневной жизни.

Организация учебной деятельности с учетом основных  требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

 · соблюдение санитарно – гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

 · рациональная плотность урока/занятия (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

 · четкая организация учебного труда;

 · строгая дозировка учебной нагрузки;

 · смена видов деятельности;

 · обучение   с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

 · место и длительность применения ТСО;

 · включение технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

 · построение урока с учетом работоспособности учащихся;

 · индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

 · формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

 · благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

 · профилактика стрессов:

 · работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища;  стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить  неправильный ответ;

 · проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

 · целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой  части.

 

 Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья  школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей и уровня тревожности


А теперь поговорим о инновационных технологиях, таких как:


2. Информационно – коммуникационная технология


Особенностью развития современной образовательной системы является переход на новую технологическую основу. Под влиянием средств информационно-коммуникационных технологий все компоненты методической системы обучения предмету: цели, содержание, формы, методы, средства, - меняются. Появился и новый термин, раскрывающий теорию и практику обучения в условиях новой информационно-образовательной среды – «электронная дидактика».

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения – интегрированная  цифровая площадка для сотрудничества, взаимодействия и обмена знаниями для учителей, учеников и администрации, для повышения качества образования всех обучающихся. При этом следует заметить, что дидактические принципы обучения – научность, наглядность, систематичность и последовательность, сознательность, активность – не исчезают, но задача ставится по-другому: как обеспечить все это в условиях новой дидактики, когда изменились методы и средства предъявления учебного материала.

Развивать, внедрять и сопровождать новую дидактику могут лишь педагоги, хорошо подготовленные в плане освоения электронных технологий в профессиональной деятельности. Поэтому важнейшим условием успешной модернизации образования является совершенствование профессиональной педагогической культуры и компетентности педагогов. Это означает, что учитель должен непрерывно совершенствовать свою информационно-коммуникационную компетентность.

Применение ИКТ может быть следующим:

–использование средств ИКТ для достижения образовательных результатов, которые предусмотрены действующими стандартами;

–использование в своей работе готовых электронных учебных материалов и различных веб-ресурсов;

–проведение с помощью средств ИКТ оценочных мероприятий;

–использование средств ИКТ для ведения текущей отчетности и своего профессионального развития.

При реализации этого подхода основное внимание, как правило, уделяется оснащению школ средствами ИКТ, стремлению сократить «цифровое неравенство» и обеспечить всем учащимся равный доступ к этим средствам. Организационные формы учебной работы в рамках данного подхода практически не изменяются.

В связи с данными требованиями педагогу необходимо:

–владеть инструментальными программными средствами, которые относятся к их предметной области;

–уметь выбирать наиболее удобные способы представления учебной информации;

–рационально использовать все имеющиеся технические и программные средства для организации образовательного процесса;

–использовать сетевые ресурсы, которые позволяют учащимся получать доступ к информации, работать вместе  и общаться с внешними экспертами в ходе решения выбранных ими проблем;

–использовать ресурсы сети Интернет для получения необходимых профессиональных материалов, связи с коллегами и другими экспертами с целью повышения своего профессионального уровня;

–уметь разрабатывать цифровые образовательные ресурсы и выстраивать учебную среду;

–использовать ИКТ в качестве инструмента для формирования у школьников способности производить знания и развивать критическое мышление;

–поддерживать рефлексию как необходимую составную часть учебной работы;

–создавать в среде учащихся и своих коллег обучающиеся сообщества или «сообщества знаний».

3. Технологии 3D печати

До недавнего времени несбыточной мечтой было переступить грань между реальностью и реальностью виртуальной. В настоящее время мы с лёгкостью можем переносить объект из трёхмерной плоскости в нашу трёхмерную реальность. Не секрет, что 3D –принтер стал незаменимым помощником для профессионалов разных отраслей (медицина, стоматология, архитектуры, дизайна, сувенирной продукции. Мелкосерийного производства и т.д.


4. Интеллектуальные технологии в робототехнических системах

Робототехника является одним из важнейших направлений научнотехнических и прикладных исследований, в которых проблемы механики, новых инженерных и информационных технологий и аппаратных схем получения информации об окружающей среде (датчики, сенсоры и т.д.) соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта и создания эффективных систем управления сложными динамическими объектами в условиях существенной неопределённости. Робототехника в последние годы переживает новый виток развития, а также охватывает всё больше направлений деятельности человека как в гражданской, так и в военной сферах, а также в особых условиях работы (радиация, работа в космосе, при аномально высоких или низких температурах, при высоких перегрузках и т.д.) Постоянное участие учащихся в муниципальных и Республиканских этапах Всероссийской олимпиады школьников по технологии, в международных онлайн-олимпиадах. Во внеурочное время посещение кружка дополнительного образования «Малая академия наук» по робототехнике постоянно развивают интеллектуальные способности учащихся


 5. Технология интегрированного обучения

 

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.


Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.

 Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков.

 Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Интегрированные уроки способствуют повышению мотивацию учения, формируют познавательные интересы учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон, раскрывают значительные педагогические возможности.

Интегрированные уроки, не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.


  Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. Наблюдения учащихся.

 


6. Технология уровневой дифференциации

Разноуровневое обучение или дифференцированный подход – педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала.

- уровень А (воспроизведение и описание)

- уровень В (интеллектуальный уровень)

- уровень С (творческий уровень)


«Перевёрнутый класс»

Так как мы используем на своих уроках разноуровневое или дифференцированное обучение, нам приходиться прибегать к ещё одному виду технологий- «Перевёрнутый класс», который подразумевает репродуктивную деятельность . — это модель обучения, при которой учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала”

8 . Игровые технологии

Игровые технологи в обучении с использованием игр (любых – ролевых, деловых, подвижных…) или Геймификация - применение подходов, использующихся в компьютерных играх позволяют: распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять.

 В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

·        стимулируется познавательная деятельность

·        активизируется мыслительная деятельность

·        самопроизвольно запоминаются сведения

·        формируется ассоциативное запоминание

·        усиливается мотивация к изучению предмета

 

Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.


Технология проблемного обучения

Ттехнология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они, при непосредственном участии учителя или самостоятельно, исследуют пути и способы ее решения, т. е.

строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

   Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

 Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.


Проектная технология

    Проектная технология с родни технологии проблемного обучения. Суть проектной технологии заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.  

    Поэтому технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока. Элементами этой технологии являются готовое изделие и проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защиты проекта по определенной теме.


 

 11. Технология творческих мастерских

    Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец.

Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий. Она представляет собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов. Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного.   

В условиях применения системно-деятельностной образовательной парадигмы отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами  «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом заключается смысл всех вместе взятых педагогических технологий.



Интернет и литература.


http://yandex.ru/yandsearch?text=проектноя%20технология&clid=1882611&lr=2

http://nsportal.ru

http://murzim.ru/nauka/pedagogika

http://www.imc-new.com

http://yandex.ru/yandsearch?text

http://festival.1september.ru

http://works.tarefer.ru

http://www.moluch.ru

http://charko.narod.ru

http://mariyakuznec.ucoz.ru

http://www.bibliofond.ru/view.aspx

 

  1. Машбиц, Е.И. Психолго-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е.И. Машбиц.-М.: Педагогика, 1988.с.192.

  2. Молоков, Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования. Образовательные технологии / Ю.Г. Молоков., А.В. Молокова: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО, 1997. с.77-81.

  3. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С.Полат.- М.:200.с.315.

  4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии./ Г.К. Селевко: Учебное пособие.- М.- Народное образование, 1998. с. 256.

  5. Лысыч М. Н., Шабанов М. Л., Овчарова А. М. Использование технологии 3D печати в современном производстве // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 172-175. — URL https://moluch.ru/archive/79/12582/ (дата обращения: 23.08.2019).

  6.  Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. – М.:Просвещение, 2002.

  7. Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2002.

  8.  Петрусинский В.В.  Иргы – обучения, тренинг, досуг. Новая школа, 1994

  9. Громова О.К. «Критическое мышление – как это по-русски?» Технология творчества. //БШ № 12, 2001