СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии в преподавании предметов эстетического цикла

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшей задачей преподавания музыкиизобразительного искусства и мировой художественной культуры в современной школе является развитие личности обучающегося путем формирования его внутреннего мира. Происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг (цель абсолютного большинства школьных дисциплин) и развитие эстетических вкусов, творческого восприятия мира. Интеллектуальное и духовное развитие — это сложный, многогранный процесс, и в нем немалую роль играют уроки эстетического цикла.

Уроки предметной области "Искусство" не только развивают уровень познания, но и формируют психический мир личности, также помогая включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно-значимые ценности, а это — основная задача личностно-ориентированного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии в преподавании предметов эстетического цикла»

Современные педагогические технологии в преподавании предметов эстетического цикла

Важнейшей задачей преподавания музыкиизобразительного искусства и мировой художественной культуры в современной школе является развитие личности обучающегося путем формирования его внутреннего мира. Происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг (цель абсолютного большинства школьных дисциплин) и развитие эстетических вкусов, творческого восприятия мира. Интеллектуальное и духовное развитие — это сложный, многогранный процесс, и в нем немалую роль играют уроки эстетического цикла.

Уроки предметной области "Искусство" не только развивают уровень познания, но и формируют психический мир личности, также помогая включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно-значимые ценности, а это — основная задача личностно-ориентированного обучения.

Использование современных педагогических технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащихся, формируя эмоционально-положительное отношение к предмету.

Педагогические технологии включают в себя:

  • представление планируемых результатов обучения;

  • средства диагностики текущего состояния обучающихся;

  • методы обучения;

  • критерии выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Технология проблемно - развивающего обучения

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Проблемная ситуация  в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е.:

  • строят гипотезу,

  • намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,

  • аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

Применение проблемного обучения вызывает у учащихся большой интерес к учебе, стимулирует учащихся преодолевать трудности, способствует более быстрому развитию творческого мышления и воображения. Безусловно, все сказанное не исключает необходимости информационно-сообщающего изложения учебного материала. В практике школьного обучения следует разумно сочетать приемы и методы обучения, исходя как из конкретной цели урока, так и из общих задач развития личности ученика.

Проектно-исследовательская деятельность на уроках эстетического цикла — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельностиэтапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности).

Исследовательская деятельность обучающихся важна в не меньшей степени и для педагога, который получает стимул для профессионального самосовершенствования, самообразования и признания.

Примерами проектно-исследовательской деятельности являются работы по теме: «Видеоконцерт классической музыки». Данный проект предполагает самостоятельную работу учащихся, индивидуально или в группах. Основная задача такого проекта — активное знакомство учеников с видеопорталами, составление и обсуждение со сверстниками программы видеоконцерта. В данном проекте могут быть показаны видеотрансляции отечественной классической музыки, зарубежной, духовной музыки, посвящены творчеству какого-либо одного выдающегося композитора (И.С. Баха, В.А. Моцарта,П.И. Чайковского и др.), также возможно создание презентации по теме, что станет своеобразным обобщением полученных знаний о различных явлениях отечественной и зарубежной музыкальной культуры.

Большой интерес представляет и такая тема как «Виртуальный музей музыкальных инструментов/произведений искусства». Данный проект может стать одним из самых примечательных, поскольку учащиеся узнают об инструментах/картинах своего края, страны, народов мира, а также музыкальных инструментах/картинах, ранее не изученных на уроках.

Информационно-коммуникационные технологии на уроках эстетического цикла

С точки зрения использования ИКТ на уроках искусства можно выделить типологию уроков — уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока. Презентация о жизни и творчестве композитора или художника, включающая в себя его портреты (по возможности разных авторов), репродукции известных картин и др., либо о художественном направлении эпохи, стиле в искусстве и т. д. Такая презентация может быть фрагментом урока и выполнять роль информационной справки, либо быть сквозной и лежать в основе структуры урока. В конце такой презентации возможны тестовые или творческие задания, которые выполняются как письменно, так и устно. В случае устного выполнения заданий возможны дискуссии, обсуждения, сопоставление различных точек зрения, что приведет к главному выводу по теме, т. е. к осознанию детьми художественно-педагогической идеи урока. В зависимости от того, на каком этапе урока используется материал, могут решаться различные задачи. Так, просмотр фрагмента в начале урока может стать мотивацией в изучении темы, создать атмосферу главной идеи урока, эмоционально настроить детей на круг основных образов, помочь восприятию сложного произведения.

Игровые технологии на уроках музыки

Игровые моменты позволяют создать на уроке атмосферу непринужденности, увлекательности. Незаметно усваивается материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения. Игра универсальна ещё и тем, что её можно использовать на любом этапе обучения и с любыми возрастными категориями учащихся. Например, в интерактивной игре «В музее классической музыки» учащиеся обобщают пройденные музыкальные классические произведения. Эта игра может быть использована на итоговых уроках и во внеурочной деятельности. Вопросы соответствуют программе по музыке.

Игра «В музее русских и зарубежных композиторов» способствует запоминанию портретов и фактов из биографии великих русских и зарубежных композиторов, развивает любознательность, интерес к предмету.

Такие интеллектуальные игры как «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Угадай мелодию», «В мире музыкальных инструментов», кроссворд «Знатоки музыки» расширяют представления о музыкальных инструментах, их звучании, жанрах музыки, музыкальных стилях разных эпох и т. д. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Игровые технологии на уроках ИЗО

В процессе игры на уроках изобразительного искусства дети учатся правильному восприятию формы предмета, его цвета, величины, пропорций, положения в пространстве относительно других предметов. Художественные игры и упражнения могут предварять новый материал, побуждая у учащихся желания овладеть им, закреплять пройденное, служить повторением. Учитель заранее определяет место и роль игры в учебном процессе, её связь с другими методами работы, продумывая возможные варианты усложнения или облегчения, её органическую связь с другими частями урока. При этом обязательно следует выделить те знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать у учащихся.

Объяснения содержания игры должно быть эмоциональным, кратким, логичным и понятным. Длительность одной художественно-дидактической игры или упражнения от 3 до 5 минут. При разработке художественно-дидактических игр и упражнений учитываются четыре вида деятельности: рисование с натуры, тематическое, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве. Художественно-дидактические игры можно разделить на несколько видов: игры путешествия или экскурсии, игры соревнования или эстафеты, игры загадки, игры лото, композиционные игры. Игровая форма на уроках создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство пробуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Игровая деятельность состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем многообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра представляет собой набор задач, которые учащиеся решают с помощью карточек, узоров, рисунков, модели и т. д. Задачи даются в устной и практической форме. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет учащимся идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, таким образом развивая свои творческие способности.

Интеграция предметов эстетического цикла с предметами развивающего цикла

Проблема интеграции в педагогике художественного образования не нова. На необходимость развития интеграционных художественно- образовательных процессов при обучении в школе указывали и указывают многие исследователи и практики: Н. Э. Басина, Г. Г. Ефремова, И. В. Кошмина, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Л. Г. Савенкова, Н. А. Терентьева, Н. И. Чинякова, Б. П. Юсов и др.

Интерес исследователей к процессу интегративности в обучении обусловлен его положительным влиянием на многие стороны образования и воспитания. Это, в частности, подчеркивает и Г. Г. Ефремова, которая пишет, что «интеграция в школе способствует увеличению глубины и объема формулируемых понятий; осознанию значимости предмета в системе других наук, а также взаимосвязей знаний и явлений; развитию продуктивной познавательной деятельности учащихся; формированию умений и навыков на основе систематического применения этих знаний». В свою очередь, Л. Г. Савенкова среди реальных причин интереса к интеграции предметов художественно-эстетического цикла определяет: минимальное количество учебного времени, отводимого в школе на искусство; потребность освоения культуры и искусства с опорой на регион и общечеловеческие ценности; оторванность предметов художественно-эстетического цикла от реальной жизни; требование времени в воспитании творчески активной целостной личности.

Использование современных образовательных технологий на уроках музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры

Известно, что наиболее эффективный способ преподавания — это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке, дети с удовольствием погружаются в материал. Повышение мотивации и познавательной активности достигается за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента.

Компьютер не должен заменять живого общения с учителем и другими источниками информации, однако, учитывая интерес детей к интернету, он должен повышать заинтересованность в изучении предмета. Разумное использование информационных технологий на уроках — это база для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

Энциклопедические пособия, справочники, электронные учебники можно использовать не только на уроках, но и для самостоятельной работы учащихся.

Огромную помощь в преподавании музыки оказывают музыкальные энциклопедии: «Энциклопедия классической музыки», «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Классическая музыка», «Популярная музыка».

Познавательный интерес для учащихся, а также для учителей музыки, изобразительного искусства, МХК, представляет серия документальных фильмов “Encyclopedia channel” об исторических событиях и всемирно известных личностях: художниках, писателях, композиторах. Каждый фильм длится 7 минут и содержит сведения о жизни и творчестве того или иного деятеля. Знакомя учащихся с биографиями композиторов, учитель музыки может использовать документальные фильмы, фрагменты художественных и музыкальных фильмов.

По мнению Г.П. Сергеевой, необходимо актуализировать содержание музыкального обучения на новом для учащихся уровне:

  • видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов;

  • анимация: фрагменты мультипликации, связанные с учебной темой. Освоение нотной грамоты начинается в 1 классе с просмотра мультфильма «ДО-РЕ-МИ». Учащиеся 2-3-х классов могут посмотреть развивающий мультфильм «Видеть музыку» для знакомства ребят с инструментами симфонического оркестра.

  • синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов; тематические рисунки, нотная графика, репродукции произведений изобразительного искусства;

  • звуковые фонограммы музыкальных произведений, песен («плюсовки» и «минусовки»);

  • литературный ряд: отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; тексты, раскрывающие содержание музыкальных и художественных образов; словарь ключевых понятий и терминов, соответствующих данной учебной теме; словарь (вербальная характеристика музыкального произведения, его индивидуальная оценка учащимся);

  • творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников.

Для развития художественных способностей на уроках изобразительного искусства внедрение ИКТ так же целесообразно. Так как каждый урок программы ИЗО построен на зрительном ряде, использование компьютерных возможностей и интерактивного оборудования позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. 

Применение компьютерных технологий может осуществляться не только учителем при подготовке и во время урока, но и учениками в процессе своей работы. Одним из способов является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентаций, печатных сообщений в форме рефератов, докладов и др. Преимущества использования ИКТ в преподавании изобразительного искусства очевидны:

  • знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;

  • широко использовать показ репродукций картин художников;

  • демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);

  • «посещать» крупнейшие музеи мира.

Использование современных образовательных технологий на уроках музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры

Известно, что наиболее эффективный способ преподавания — это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке, дети с удовольствием погружаются в материал. Повышение мотивации и познавательной активности достигается за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента.

Компьютер не должен заменять живого общения с учителем и другими источниками информации, однако, учитывая интерес детей к интернету, он должен повышать заинтересованность в изучении предмета. Разумное использование информационных технологий на уроках — это база для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

Энциклопедические пособия, справочники, электронные учебники можно использовать не только на уроках, но и для самостоятельной работы учащихся.

Огромную помощь в преподавании музыки оказывают музыкальные энциклопедии: «Энциклопедия классической музыки», «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Классическая музыка», «Популярная музыка».

Познавательный интерес для учащихся, а также для учителей музыки, изобразительного искусства, МХК, представляет серия документальных фильмов “Encyclopedia channel” об исторических событиях и всемирно известных личностях: художниках, писателях, композиторах. Каждый фильм длится 7 минут и содержит сведения о жизни и творчестве того или иного деятеля. Знакомя учащихся с биографиями композиторов, учитель музыки может использовать документальные фильмы, фрагменты художественных и музыкальных фильмов.

По мнению Г.П. Сергеевой, необходимо актуализировать содержание музыкального обучения на новом для учащихся уровне:

  • видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов;

  • анимация: фрагменты мультипликации, связанные с учебной темой. Освоение нотной грамоты начинается в 1 классе с просмотра мультфильма «ДО-РЕ-МИ». Учащиеся 2-3-х классов могут посмотреть развивающий мультфильм «Видеть музыку» для знакомства ребят с инструментами симфонического оркестра.

  • синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов; тематические рисунки, нотная графика, репродукции произведений изобразительного искусства;

  • звуковые фонограммы музыкальных произведений, песен («плюсовки» и «минусовки»);

  • литературный ряд: отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; тексты, раскрывающие содержание музыкальных и художественных образов; словарь ключевых понятий и терминов, соответствующих данной учебной теме; словарь (вербальная характеристика музыкального произведения, его индивидуальная оценка учащимся);

  • творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников.

Для развития художественных способностей на уроках изобразительного искусства внедрение ИКТ так же целесообразно. Так как каждый урок программы ИЗО построен на зрительном ряде, использование компьютерных возможностей и интерактивного оборудования позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. 

Применение компьютерных технологий может осуществляться не только учителем при подготовке и во время урока, но и учениками в процессе своей работы. Одним из способов является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентаций, печатных сообщений в форме рефератов, докладов и др. Преимущества использования ИКТ в преподавании изобразительного искусства очевидны:

  • знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;

  • широко использовать показ репродукций картин художников;

  • демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);

  • «посещать» крупнейшие музеи мира.

Личностно- ориентированная технология

В центре внимания личностно- ориентированных технологий находится личность ребенкакоторый стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыт для восприятия нового опыта, способен на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Кратко сформулируем основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:

  • учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

  • изложение знаний в учебнике должно быть направлено не только на расширение объёма, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на постоянное преобразование наличного субъектного опыта каждого ученика;

  • в ходе обучения необходимо постоянное согласование субъектного опыта учеников с научным содержанием задаваемых знаний;

  • активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями, навыками;

  • конструирование и организация учебного материала, предоставляющие ученику возможность выбирать его содержание, вид и форму при выполнении заданий;

  • необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса обучения, то есть тех трансформаций, которые ученик усваивал через учебный материал;

  • образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку обучения, как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, использование в целях организации учения учителем на уроке в индивидуальной работе.

В условиях личностно- ориентированного подхода на уроках музыки и изобразительного искусства используются такие вид деятельности учащихся на уроке как:

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • коллективная;

  • самостоятельная.

Работу следует выстраивать следующим образом:

1) выявить уровень учебных возможностей детей по предмету;

2) планировать дальнейшую работу с учетом индивидуальных особенностей.

Проведение сюжетных уроков — организация игрового действия, которое объединено не только темой, но и общим игровым сюжетом урока. Например: урок- путешествие на незнакомую планету, урок- расследование, урок- фестиваль. Единый сюжет предусматривает общность поставленных перед классом дидактических задач, но именно это актуализирует обращение к индивидуальным формам учебной деятельности — это «проводники», «ассистенты», «детективы».

Сочинение вместе с учениками яркого и увлекательного рассказа, имеющего необычное сюжетное решение и поэтому заставляющего работать образно - эмоциональные мнемонические центры. Кроме того, проблемные ситуации, на которых неизменно строится урок творческого взаимодействия, способствуют развитию творческого потенциала личности, реализации «открытий», которые не преподнесены педагогом, а постигнуты самостоятельно.

Постепенно  от класса к классу  увеличивается и усложняется доля индивидуальной самостоятельной деятельности учащихся, что позволяет подготовить школьника к самостоятельному анализу учебного материала. 

Огромное место в системе воспитания личности школьника занимает внеклассная работа по предмету: участие в различных конкурсах, предметных олимпиадах, литературных гостиных, конференциях  все это дает учащимся возможность проявить все свои лучшие личностные качества. 

Условиями успешности обучения на уроках эстетического цикла являются проблематизация учебного материала, познавательная активность учащихся, связь обучения с жизнью, организация обучения как деятельности. Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в учебе способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает творческую личность. Главное в деятельности учителей искусства  развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом поиске. Технология деятельностного типа

Предметы эстетического цикла уникальны и значимы для развития творческого потенциала обучающихся. Целью их преподавания является развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в нравственном пространстве культуры.

Для успешной работы по формированию разносторонне развитой личности наиболее плодотворным является путь интеграции трёх направлений деятельности: игра на основе изодеятельности, групповая проектная деятельность на уроках искусства и внеклассная деятельность по предмету (внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность и т.д.).

Эти три вида деятельности вписываются в педагогическую модель на основе системно-деятельностного подхода.

Реализация технологии деятельностного типа в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности — означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности —предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса — школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности — предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности — предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества — означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Классификация педагогических технологий, применяемых в модели образовательной среды на основе системно - деятельностного подхода

По организационным формам

Классно- урочные

По отношению к ребенку

Личностно- ориентационные

По преобладающему методу

Творческие, проблемные, поисковые

По типу управления познавательной деятельностью

Коллективная система обучения; исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения; ролевые, деловые и другие виды обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии.

Игровая технология

В игре воссоздаются условия для применения усвоенных знаний. Чаще всего игровые технологии применяются в среднем звене (в 5-7-х классах). Игра позволяет увлечь искусством ребят. Они с большим удовольствием посещают уроки, готовятся к внеклассным мероприятиям.

Так, например, на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности используется метод «погружения в эпоху». Учащиеся готовят костюмы на уроках ИЗО (атрибутика играет огромную роль в мотивации ученика), готовят приветствие, выполняют творческие задания на уроке. Праздники получаются яркими, красочными, насыщенными заданиями. В процессе игры школьники готовятся к групповой деятельности в более старших классах. 

Технология сотрудничества

Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Совместная деятельность учителя и ученика, взаимодействие учащихся между собой на уроках эстетического цикла способствует, во-первых, более быстрому разрешению поставленной проблемы; во-вторых, в процессе ее решения совершается меньше ошибок; в-третьих — активность и продуктивность деятельности усиливается.

Можно рассмотреть технологию сотрудничества на основе урока МХК в 8-ом классе «Музыка барокко». В программе на изучение музыки барокко отводится только 2 часа. На первом уроке учащиеся знакомятся с творчеством музыкантов эпохи барокко: И.С. Баха и А. Вивальди. Узнают о первых операх и творчестве К. Монтеверди. Учащиеся слушают, сравнивают музыкальные произведения, узнают особенности музыкальных произведений 17 века.

На втором уроке организуется учебная деятельность так, чтобы учащиеся смогли не только послушать, но и проанализировать информацию об истории музыкальных инструментов, о звучании музыкальных инструментов, узнать интересные моменты, связанные с музыкой данной эпохи. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество учеников и преподавателя. Учитель выступает в роли диспетчера процесса сотворчества.

Каждая группа получает кейс, в котором содержится необходимая информация. В течение определенного времени на уроке группы создают плакат об инструменте (у каждой группы инструмент определен учителем). На этом плакате должна содержаться текстовая информация, собранная учениками, изобразительный ряд, выбранный или нарисованный учащимися. Когда плакаты будут готовы, они передаются от стола к столу (за строго определенное время), для того чтобы другие группы ознакомились с информацией об инструментах.

Благодаря такой организации урока, огромный объем информации будет усвоен учащимися, все на уроке будут задействованы в сборе информации, в создании продукта и оценке этого продукта.

Интересно, что технология сотрудничества плавно переходит в организации мастер-классов для учащихся более младших классов.

Метод проектов

Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Проекты в работе используются индивидуальные и групповые, а также телекоммуникационные.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую учащиеся выполняют в течение определенного времени.

Метод проектов предполагает решение какой-либо проблемы, а решение предусматривает необходимость интегрирования знаний и умений из разных сфер науки, техники, технологии и творческих областей.

Кратковременные проекты используются на уроках и во внеурочное время при обобщении полученных знаний или получении новых знаний. Например, проект смешанной группы седьмых классов «Театр орнамента». Учащимся необходимо изучить символику орнамента и с помощью символов и знаков рассказать сказку на защите проекта.

Успешность внедрения системно-деятельностного подхода на уроках эстетического цикла подтверждается результатами участия обучающихся в олимпиадах. Блочно-модульная технология

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, объединив в себе все достижения, накопленные в теории и практике образования. Основы модульного обучения были наиболее полно разработаны и изложены П. Ю. Анисимовым. Суть модульного обучения заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой степенью помощи) достигает определенных целей обучения в процессе работы с модулем.

Модуль — это целевая функциональная единица, объединяющая учебное содержание и технологию его выполнения. Содержание обучения представлено в виде законченных, самостоятельных комплексов (информационных блоков), освоение которых носит целенаправленный характер. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит указание не только на объем знаний, но и на степень их усвоения. Модули позволяют перевести преподавание предмета на конкретный уровень, индивидуализировать работу с отдельными учениками, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения между учителем и учеником. Обеспечение гибкости преподавания, адаптации к индивидуальным потребностям человека, уровню его образования.

Блочно-модульная методика позволяет решить многие проблемы современного преподавания: учит самоорганизации, самокоррекции, самооценке и когнитивной рефлексии, индивидуализирует обучение, повышает мотивацию к обучению, расширяет образовательное пространство, выстраивает иерархию образовательных результатов. Однако это требует больших психофизических усилий со стороны учителя как при подготовке уроков, так и при их проведении, а не коллективной, масштабной работы учащихся всего класса. Как и любой другой технологией, ею не следует злоупотреблять; после разработки нескольких блок-схем они могут использоваться в течение нескольких лет с небольшими изменениями.

Каждый учебный блок содержит: цели обучения, учебный материал с заданиями, рекомендации по выполнению этих заданий, систему контроля за их выполнением. С помощью блоков выстраивается индивидуальная образовательная траектория ученика в соответствии с целями обучения и степенью их принятия самим обучающимся. Центральное место в системе «учитель-ученик» занимает ученик, а учитель управляет его обучением — мотивирует, организует, советует, координирует, контролирует.

На уроках эстетического цикла такая технология актуальна, поскольку учащиеся класса имеют разный творческий опыт, уровень креативного мышления, поэтому необходима индивидуализация и организация самостоятельной работы.

Технология проектной деятельности 

Игровые проекты — различные игры, народные танцы, драматические представления и т.д. Цель — участие детей в групповых занятиях.

Полевые экскурсионные проекты — целенаправленное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

Проекты по рассказыванию историй, которые предполагали наслаждение историей в различных формах — устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на фортепиано) и т.д.

Конструктивные проекты — создание конкретного, полезного продукта, например, строительство сцены для школьного театра и т.д.

Основными требованиями к образовательному проекту являются:

  • проблема проекта должна быть социально значимой — исследовательской, информативной, практической;

  • планирование проекта — определение характера продукта и формы его представления; оперативное управление проектом с указанием сроков и обязанностей;

  • поиск информации — исследовательская работа учащихся как необходимое условие для выполнения проекта;

  • продукт — это конкретный результат проекта;

  • презентация продукта и защита самого проекта;

  • портфолио проекта — папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, планы, результаты исследований и анализа, презентационные материалы и т.д.).

Проект может быть как групповым, так и индивидуальным (видеофильм, театральная постановка, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.д.). В зависимости от сложности проекты могут быть монопроектными и междисциплинарными. Монопроекты выполняются в рамках одного предмета или области знаний. Междисциплинарные проекты выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знаний.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!