СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные песни - это поэзия?

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный проект

Просмотр содержимого документа
«Современные песни - это поэзия?»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАЛИНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА»









ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

«СОВРЕМЕННЫЕ ПЕСНИ – ЭТО ПОЭЗИЯ?»







РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ

ОБУЧАЮЩИЙСЯ 11 КЛАССА

МИШИН ВАДИМ ЕВГЕНЬЕВИЧ

УЧИТЕЛЬ: САФОНОВА ЕЛЕНА

АЛЕКСЕЕВНА



ДЬЯКОНОВО 2022 г.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………...3

Глава 1. Современные песни – это поэзия или…?....………………...5

1.1. Поэзия ……………………….………………………………...5

1.2. Антипоэзия ……………………………………………………6

1.3. Поэзия в современных песнях………………………………..9

Глава 2. Практический аспект исследования современных песен.. 10

2.1. Данные анкетирования сегодняшней молодежи……………..10

2.2. Анализ популярных современных песен………..…………...10

Заключение………………………………………………………………..13

Список использованной литературы………………………………….15

Приложения………………………………………………………………16





















Введение

«К счастью, популярные песенки недолго остаются популярными».

Янина Ипохорская
В мире так сложилось, что людям на протяжении веков необходимо было что-то прекрасное в обыденной жизни, необходимо искусство, проявляющееся в разных сферах деятельности человека. Жанров искусства много, но лишь песня объединяет мелодию и поэтический текст и затрагивает душу и сердца людей с двойной силой. Но сохранилось до наших дней понятие песни, с точки зрения именно самого текста, как изящный вид искусства или утратило все свое очарование? И к сожалению, как бы не хотелось ответить на этот вопрос утвердительно, это не так. В наши дни всё чаще с экранов телевизоров доносятся песни, лишённые всякого содержания. Современные «сочинители» используют в них бессмысленные слова, выражения. Лично мне слушать такие «творения» не доставляет никакого удовольствия. У современного человека есть выбор: слушать повторяющиеся бессмысленные фразы современных поп – исполнителей или обратиться к песням, например Б.Окуджавы В.Высоцкого. Последние я бы отнес к настоящей поэзии, а первые - к антипоэзии. Почему же рядом с замечательными стихами и песнями рождаются песни – однодневки? Кому они интересны?

Этот проект по содержанию является монопредметным.

По доминирующей деятельности проект относится к исследовательскому.

Цель проекта:

Изучить современные песни, выявить в них признаки антипоэзии, составить сборник современных песен

Задачи:

  1. Изучить научно-популярную литературу по данной теме;

  2. Изучить тексты современных песен;

  3. Проанализировать эти песни;

  4. Провести опрос, анкетирование, беседу;

  5. Создать сборник современных песен на сегодняшний момент и презентацию с целью наглядно показать итоги моей работы.

Актуальность:

На мой взгляд, актуальность темы определяется потребностью в исследовании текстов современных песен, поскольку низкое качество современной русской речи находит отражение в песне.

Гипотеза:

Тексты современных песен содержат богатый лексический материал, который воздействует на эмоциональное состояние детей, на развитие их культурного уровня; обладают своеобразным языком и метафоричностью, которые  они используют в речи;  у слушателей низкосортной музыки не развивается чувство прекрасного.

Объект исследования: современная музыка (стиль: поп-музыка)

Предмет исследования: тексты десяти современных песен.

Методы исследования:

В своём проекте я пользовался

- чтением, обобщением и анализом использованной литературы,

- анкетированием, опросом, беседой и обработкой информации.















Глава 1. Современные песни – это поэзия или…?

1.1.Поэзия.
«Поэзия (греч. «творчество, сотворение») — особый способ организации речи; словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное. Дополнительной мерой речи является стих (стихотворная строка), а также рифмы и прочее. Нередко слово поэзия употребляется в метафорическом смысле, означая изящество изложения или красоту изображаемого, и в этом смысле поэтичным может быть назван сугубо прозаический текст.

В современной культуре под поэзией обычно понимают вид искусства, забывая, что и в нынешней повседневной жизни достаточно текстов поэтических, но нехудожественных. Исторически же стихотворными могли быть тексты любого содержания, вплоть до научных и медицинских трактатов.

Многие люди, имеющие отношение  к поэзии, задумывались об этом слове, но для нас оно обычно ассоциируется с чем-то светлым в жизни.

«Рифм сигнальные звоночки», – писала А.Ахматова. Рифма устанавливает связь между словами, звучащими подобно, и заставляет нас подозревать близость и родство предметов, обозначаемых этими словами. Таким образом, заново постигается суть явлений. Поэтому важно, как рифмовать. Кроме того, конец строки, рифма – это смысловой акцент. Так, Маяковский ставил «нужное слово» в конец строки и искал к нему рифму «во что бы то ни стало». Однако рифма не обязательный признак стихов. Не знали рифмы ни античная поэзия, ни русское народное поэтическое творчество, в частности былина. Крайне редко употребляются рифмы в современном англоязычном стихосложении. Наконец, существует так называемый «белый стих» – стих нерифмованный, но имеющий ритм. Если мы обратимся к сетевой поэзии, не имеющей редактора, то можем увидеть смешение разных принципов стихосложения, как следствие любительского отношения к стихотворчеству.


В словаре Ожегова определение «поэзия» трактуется таким образом:
«Словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное».
В другом словаре – Даля - для поэзии дано целых три определения.
«1. Поэзия - изящество в письменности; все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерною речью.

2. Поэзией, отвлеченно, зовут изящество, красоту, как свойство, качество, не выраженное на словах.

3. Наконец зовут поэзией самые сочинения, писания этого рода и придуманные для этого правила: стихи, стихотворения и науку стихотворства».

В 1955 году американский писатель Роберт Пенн Уоррен в статье "Знание и образ человека" провозгласил: "Поэзия, то есть литература как мера творческого воображения, есть знание". Это утверждение Уоррен применил к высшей, по его мнению, цели всякого знания - созданию идеального образа самого себя: "Человек создаёт благодаря знанию этот идеальный образ своего будущего предназначения, лик, с которого он не сводит глаз.

1.2. Антипоэзия

Искусству всегда угрожали два чудовища - художник, не ставший мастером, и мастер, не являющийся художником (Болеслав Прус)[4]. 

Так же как материя и антиматерия, мы можем установить, что есть нечто, противостоящее Поэзии. Давайте сделаем несколько сопоставлений: любовь - ненависть, рай - ад, здоровье - болезнь. Если первое слово для нас олицетворяет лучшее в ощущениях, то второе вызовет только негативные мысли и ощущения. Первое дано нам для Поэзии, второе - для Антипоэзии. Это не значит, что мы зажмуримся при виде некрасивого явления, ведь мы не сможем отнести описание ада Данте к Антипоэзии. Но Поэзия в любом явлении видит лучшее, она реагирует как нормальный человек: если ему плохо, он грустит, ему говорят, что надо жить - он живет для себя и для других. Поэзия грустит, когда плохо, радуется, когда хорошо[6].

Антипоэзия усиливает плохое, радуется при виде плохого, делает так, чтобы плохого было больше. Что увидела бы поэзия в сцене избиения Христа? Она увидела бы человека, страдающего не только за идею, но и за людей, увидела бы его стойкость, мужество. Антипоэзия смакует подробности избиения человека. Можно сказать, что это - художественное изображение реальности, но причем здесь Поэзия? Что поэтического в этой картине. Нормальный человек при виде этой картины будет удручен[1].

Антипоэзия наслаждается от страданий человека, чье имя является символом смирения, любви к ближнему. Восхваление низменного в человеке и преклонение перед низменным есть не что иное, как апологетика (защита) антипоэзии. Причем настоящие термины извращаются: белое обозначается как черное, грязное как чистое, смерть как нечто высшее. Тогда что остается для жизни? Антипоэзия по формальным признакам не отличается от Поэзии, но внутренне содержание противоречит эстетическим принципам, заложенным в понятии "поэзия"[6].

Что же мы можем отнести к Антипоэзии? Есть так называемая «подзаборная поэзия» - с употреблением нецензурной брани. Но поэт - высококультурный и образованный человек, который может найти эпитеты понятные любому человеку и обойтись без брани. Есть литераторы - любители, которые считают себя обязанными вносить в стихи мерзости, отстаивать мнение, что поэзия призвана воспевать мерзости. Подобные произведения не относятся к поэзии. Но Антипоэзия в современном мире легко маскируется под Поэзию, утверждая свои принципы от лица Поэзии[7].
Давайте сразу сделаем несколько сопоставлений: любовь – похоть, свет – тьма, рай – ад, жизнь – смерть, здоровье – болезнь, верность - предательство. Если первое слово для нас олицетворяет лучшее в ощущениях, то второе может вызвать только негативные и ощущения, и мысли. Первое дано нам для Поэзии, второе – для Антипоэзии. Это не значит, что мы зажмуриваемся при виде некрасивого явления, ведь мы не сможем отнести описание ада Данте к Антипоэзии. Но в любом явлении Поэзия видит лучшее, она реагирует, как нормальный человек: если ему плохо, он грустит, ему говорят, что надо жить – он живет для себя и других. Поэзия грустит, когда плохо, радуется, когда хорошо, стремится жить, когда в груди горит искра творчества. Антипоэзия усиливает плохое, радуется при виде плохого, делает так, чтобы плохого было больше.

Таким образом, автор рассуждений о поэзии, сам не осознавая того, взял флаг в руки, флаг Антипоэзии, явления не очень старого, но только сегодня получившего свое достойное название. Антипоэзия по формальным признакам не отличается от поэзии, но внутреннее содержание полностью противоречит эстетическим принципам, заложенным в понятии поэзия.
Теперь, когда выяснили, что создано новое направление, называемое АНТИПОЭЗИЕЙ, мы можем взглянуть иными глазами на скромницу-поэзию, которая в своих устремлениях старается подняться над суровой прозой жизни, создавая для человека иной мир, внешне невидимый, живущий в душе его и мыслях.

1.3. Поэзия в современных песнях.
О поэтах-классиках сказано, пожалуй, все. Да, у литературоведов есть один инструмент, одна цель, и одно видение самовыражения – язык. Поэтому так много слов сказано о том, чего, может быть, совсем, и не подразумевали сами авторы. Литературоведы смогли сделать анализ стиха из интуитивного, субъективного, очень личного процесса совсем иным – четко структурированным.

Не зря в школьной и университетской программе анализ стихотворения считается едва ли не самым сложным заданием. И может быть, поэтому в сознании выпускников школ с традиционной формой обучения формируется неприятие классики. Теряется интерес, пропадает и художественное чутье, позволяющее отделять истинную поэзию от обычного рифмосложения. Впрочем, классика спасена от критики уже тем, что она считается национальным достоянием.

Немного иначе обстоит дело с современной поэзией. Она настолько многогранна, порой смела, порой анархична, что ее невозможно воспринимать однозначно. Ее непросто загнать в рамки канонов и пытаться анализировать по схеме. Самоирония, внимание к деталям, ритмичность и музыкальность, подражание сразу нескольким стилям, попытки создать в каждом стихотворении чуть ли не собственную религию или собственное направление – все это присуще современным «творцам».

Но, тем не менее, тексты современных песен забываются, живут недолго. Лексика таких песен бедна, отсутствует лиричность, напевность. Это и отличает их от тех, которые не забываются.

























Глава 2. Практический аспект исследования современных песен

2.1. Данные анкетирования современной молодёжи

В ходе исследовательской работы было проведено анкетирование среди ребят 9-11 классов. (Приложение 1). Цель анкетирования - выяснить, насколько ребята понимают, что они поют.

Разработав анкету, предложил ребятам ответить на вопросы. На вопросы анкеты отвечали 18 человек. Проанализировав ответы, мною был сделан следующий вывод: приобщение молодежи к музыкальной культуре осуществляется стихийно, неуправляемо. Слушая музыку, молодые люди часто начинают подражать модным стилям музыки, зачастую не понимая смысла произведения.

Любите ли вы слушать современные песни?

Что для Вас важнее текст или музыка?

Возмущают ли Вас ошибки в текстах?

Вдумываетесь ли вы в смысл песни?

Результаты анкетирования.

Результаты проведенного анкетирования показали, что молодежь — активный слушатель современных песен:

Любят слушать современные песни — 97%;

Важнее текст, а не музыка– 8%;

Вдумываются в смысл песни — 3%;

Возмущают ошибки в текстах песен– 3%.


Основываясь на этих данных, я сделал вывод, что современной молодёжи все равно, чем наполнена музыка в песнях. Это окончательно утвердило меня в актуальности темы своей работы.


2.2. Анализ популярных современных песен



Для исследования мной взято несколько текстов современных песен (они по популярности занимают первые строки рейтинга музыкальных хит-парадов).

Внутреннее содержание песен.

В настоящее время много исполнителей, которые даже не задумываются, о чём поют. Существуют и такие исполнители, которые используют нецензурную лексику для достижения особого эффекта. Я в своем исследовании не буду брать такие песни, лишь укажу, что часто слышишь из динамиков такие песни в исполнении Шнура. Возникает вопрос : «Шоу бизнес быстро и некачественно зарабатывает деньги или так искусно конспирирует и шифрует "глубокий смысл" своих текстов?»

Исследовав научную литературу по данной теме, изучив опыт анализа поэзии современных песен, я решил провести собственный научный эксперимент. Я выбрал 10 современных песен на русском языке. Стиль в музыке: поп-музыка. Тексты всех песен являются «Сборником популярной антипоэзии 2021 года». Я не стал исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Оставил всё так, как было на сайтах в Интернете. Кстати, почти все исполнители выбранных мною песен являются авторами текстов.

Начал с названий песен, так как нас учат, что название – это главная мысль текста. Названия исследуемых мною песен: «Никто», «Ты не моя пара», «Я в хлам», «Малиновая «Лада», «Желтое такси», «Федерико Феллини», «Головы на завтрак», «Солнце Монако», «Услышит весь район», «Вечно молодой» - не правда ли уже могут сказать о многом, только не о том, о чем идет речь в этих «стихотворениях»? А изучив внимательно слова этих песен, я сделал вывод, что человеку, чтобы любить, да и вообще жить, исходя из этих песен нужно в этом мире лишь несколько вещей: алкоголь, игра, автомобили, желательно не современный автопром, деньги, заграничные страны. Все чувства проходят через эту призму, если любить или разлюбить, то обязательно с







рюмкой, радоваться игре, вот эти ценности пропагандируются в выбранных мною песнях.

Затем в тексте каждой песни я попытался определить тему, основную мысль, определить основное содержание, найти изобразительно-выразительные средства, понаблюдать за построением стихотворения.   Первое, на что я обратил внимание, – это большое количество повторов, что является речевой ошибкой, и если их убрать, то от текстов ничего не останется. Я не говорю уже о размерах этих стихов и рифмовке, которые, к сожалению, определить не возможно, лишь песня «Никто» написана ямбом, хотя определить это можно с большим трудом. Во всех остальных песнях – это набор слов. А если из текста выбросить повторы, то от текста ничего не останется. Средств выразительности я также не нашёл в этих песнях, зато присутствуют практически все виды ошибок: грамматические (нарушение норм словоупотребления, образование форм разных частей речи и т.д), орфоэпические (ударение в словах), речевые ( кроме неоправданных повторов , встречается тавтология (употребление однокоренных слов или одинаковых морфем), появление непонятных слов, которые нельзя назвать окказионализмами, потому что они не служат речевой выразительности, использования ненормативной, грубой, бранной лексики, просторечных слов и выражений, слов криминального мира, но некоторые из речевых ошибок нами еще не классифицированы, так как порой их трудно отнести к какому-либо типу ошибок.
















Заключение


На мой взгляд, многие современные авторы песен относятся к текстовой составляющей как к чему-то второстепенному. Даже в самом сочетании “текст песни”, а не “песня на стихи”, как это было раньше, прослеживается пренебрежительное отношение. Поэзия, как таковая, сохранилась разве что в авторской песне, роке, и частично в шансоне.

Таким образом, смысл текста современных эстрадных песен очень расплывчат, скорее его нет совсем. Большинство популярных современных эстрадных исполнителей об этом даже не задумывается. Их задача — увлечь слушателя простенькими мелодиями и простоватыми текстами песен. Иногда тексты песен превращаются в такой бред, что невозможно понять, о чём песня, что хотел сказать миру её автор и исполнитель. Еще страшнее то, что многие песни современных исполнителей являются откровенно пошлыми и неприличными. Очень жаль, что песни со смыслом ушли на второй план у слушателей…

Слушая такие современные эстрадные песни, могут ли юноши и девушки почувствовать пленительную красоту родного языка, получить эстетическое наслаждение от звучания родной речи? Думается, что нет.

Благозвучие является эстетическим свойством русской речи. Об этом свойстве Н. В. Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…»

А Н.Браун утверждал:

Мне русская речь — как музыка:

В ней слово звучит, поет…

Современная же эстрадная песня не отражает эстетической природы родного языка. Тексты песен свидетельствуют о нарушении таких качеств

Результаты проведенного нами исследования доказывают выдвинутую нами гипотезу, что тексты современных песен можно отнести больше к антипоэзии, чем к поэзии. Ведь поэзия — образец литературного языка, а антипоэзия использует её негативную сторону. Я надеюсь, что результаты моего исследования натолкнут учеников на желание пропагандировать культуру языка, научат отличать плохие тексты от хороших, слушать, вслушиваться, отмечать речевые ошибки и не повторять их.






















Список используемой литературы

  1. Горбачевич К. С.. Нормы современного русского литературного языка. [текст]. — 3- изд., испр.— М.: Просвещение,1989.— 208 с.. 1989
  2. Даль Владимир Иванович Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] : [в 4-х т.] / Владимир Даль. - 8-е изд. - Москва : Русский яз., 1981-1982. - факс.; 21 см.- Спб., 1863 – 1866.
  3. Сколько чувства в напеве родном : Песни и романсы рус. поэтов / [Составитель Т. И. Махалова; [текст] Худож. В. А. Иванов]. - Кемерово : Кн. изд-во, 1986. - 397,[1] с. : ил.; 17 см.; –Кемеровское кн. изд-во, 1986. – 400 с., илл.
  4. Толковый словарь русского языка [Текст] : 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Азъ, 1994. - 907, [1] с.Ожегов С.И. О нормах словоупотребления. Культура речи[текст]. М., 1974.
  5. Стилистика русского языка и культура речи : Тексты лекций / М-во образования Рос. Федерации. Хабар. гос. техн. ун-т; [Науч. ред. Л. Ф. Крапивник]. - Хабаровск : Изд-во ХГТУ, 2001 (ООП Изд-ва Хабар. гос. техн. ун-та). - 132 с.
  6. LiveLib — сайт о книгах, социальная сеть читателей книг: [сайт](дата обращения 11.02.2022http://livelib.ru. – Текст: электронный
  7. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех : [сайт](дата обращения 12.02.2022: http://gramota.ru. - Текст: электронный













Приложения

Приложение 1

Анкета

1. Любите ли вы слушать современные песни?

2. Что для Вас важнее текст или музыка?

3. Возмущают ли Вас ошибки в текстах?

5. Вдумываетесь ли вы в смысл песни?

Приложение 2

Любите Вы слушать современные песни?



Приложение 3

Что для Вас важнее текст или музыка?























Приложение 4



Обращаете ли внимание на слова в песнях?

















Приложение 5

Возмущают ли Вас ошибки в текстах?