Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Выступление на педагогическом совете
«Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»
(из опыта работы)
Павликова И.Б.
учитель надомного обучения
г.Белебей, 2022г
I.Введение
1.1 Актуальность вопроса
II.Основная часть
2.1 Современный подход в работе с обучающимися с ТМНР;
2.2 Обзор электронных образовательных ресурсов;
2.3 Нетрадиционные методы обучения детей с ТМНР;
III.Выводы и рекомендации.
(СЛАЙД 1) Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы представить Вашему вниманию свою работу: «Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития». Использование нетрадиционных методов в коррекционной педагогике на сегодняшний момент представляет особую актуальную значимость, так как наблюдается тенденция недостаточной эффективности традиционных приемов и форм.
Включение в работу современных и нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс. Разнообразные нетрадиционные методы и приемы предотвращают утомление, поддерживают познавательную активность детей и повышают эффективность обучения.
(СЛАЙД 2) Говоря о современных подходах в своей работе хочу поделиться опытом использования электронных образовательных ресурсов. На образовательной платформе «Академкнига» я захожу в виртуальный класс ЖИВОЙ урок нахожу нужный мне учебник например по окружающему миру., открываю интересующую нас тему например Мы познаём окружающий мир с помощью органов чувств (Трансляция ), знакомимся с материалом и выполняем задания в игровой форме. Учебник оснащен тренажёрами, и заданиями, красочными иллюстрациями. По щелчку мы с учеником выполняем задания , где сразу же можно произвести проверку . Так же на этой платформе пользуюсь их интерактивными материалами как дополнительным материалом к урокам
(СЛАЙД3) Также занимаемся с электронным учебным пособием «1С:Школа. Азбука» использую обучающую игру Алфавит и динозавры. В данной игре используются красочные веселые картинки, забавные живые персонажи и музыкальное сопровождение. Здесь представлены развивающие игры, игры по изучению букв звуков, цифр. (Трансляция)
(СЛАЙД 4) Использую игры студии Мерсибо.
(СЛАЙД 5) Например при изучении темы «Домашние животные» - нажимая курсором на картинку животное издает характерный ему звук., тем самым знакомимся со звуками животных Также к игре можно получить увлекательное дополнительное задание распечатав его.
(Демонстрация видео) «Бюро находок» -эта игра способствует развитию речевого внимания и умению найти предмет по описанию.
(Демонстрация видео) «Бедный дракончик» - игра используется на этапе ознакомления со звуками и буквами. Дракончик должен разложить звуки по сундучкам , на которых написаны буквы. Услышав звук он хватает облачко и переносит в нужный сундучок
Игра «Прятки под шапкой» на зрительное внимание и тд. К каждой игре есть дополнительное задание.
(СЛАЙД 6) Проведение уроков с использованием нетрадиционных методов – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы обучающихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.
Поэтому я в своей работе стараюсь использовать нетрадиционные методы обучения, многие из которых по сути являются здоровьесберегающими.
Среди нетрадиционных методов, используемых мною в работе, можно выделить следующие:
(СЛАЙД 7) 1. Сказкотерапия.
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия вработе с детьми с ТМНР. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь.
Для работы беру сказки с повторяющимися словами, действиями, так называемые кумулятивные сказки.
Многие из таких сказок являются реликтовыми, т.е очень древними, и имеют похожую структуру у многих народов мира. Часто цель таких сказок - развитие речи у детей, начинающих говорить, поэтому они часто являются первыми сказками.
Провожу на уроках следующую работу по сказке:
чтение сказки с подкрепление на картинки;
просмотр сказки (мультика);
беседа по сказке;
проигрывание по ролям.
Также использую сказкотерапию в комплексе с релаксацией.
Например, урок на основе сюжета "Прогулка в лето» начинается с загадки: "Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?" (Летом). Затем следуют релаксационные упражнения: "Представь, что сейчас лето. Протяни руки к солнышку, подставь лицо. Тебе тепло, приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмись в комочек, покажи, как тебе холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление). Релаксационные упражнения помогают снять повышенное мышечное и эмоциональное напряжение у обучающихся с ТМНР.
2.Музыкотерапия- терапия через музыку, куда входят музыкопсихотерапия, музыкосамототерапия, кинезитерапия;
Установлено, что приятные эмоции , вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.
Главными выразительными средствами музыки являются звуки.
Включение легкой спокойной музыка во время уроков успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесии процессы возбуждения и торможения.
Использую такие приемы музыкотерапии как:
Прослушивание музыкальных произведений,
Ритмические движения под музыку, отбивание ритма,
Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.
(СЛАЙД 8,9) 3. Изотерапия – терапия посредством изобразительной деятельности; здесь я использую нетрадиционную технику рисования, а именно:
рисование пальчиками;
рисование ватными палочками;
рисование ладошками и из ладошек;
печать по трафарету;
набрызг;
рисование мятой бумагой;
рисование пластилином;
аппликация из бумажных шариков;
рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа
Работа с нетрадиционными техниками стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у ребенка , снимает страх перед краской или пластилином, боязнь не справиться с процессом.
4.Игротерапия - способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений, развитие навыков коммуникации у детей, в основу которого положена игра.
(СЛАЙД 10) На уроках математики, речь и альтернаивная коммуникция, окруж прир мир , предметно-практической деятельности использую такой доступный материалом, как бельевые прищепки, которые для обучающегося становятся интересными и познавательными игрушками. Отличающиеся по цвету, величине, материалу.
На уроке счет при выполнении задания «Сосчитай и поставь цифру», необходимо прикрепить прищепку с той цифрой, сколько кружков на круге. Эта игра для закрепления цифр в пределах 10.
На уроках письма, чтения, развития речи для закрепления букв можно предлагаю обучающемуся игры: «Буква потерялась», «Найди по форме», «Зашифрованная буква», «Большая и маленькая буква».
Нужно прищепками одного цвета с этой буквой найти буквы. Ребенку очень интересно, а тем самым идет и закрепление букв, и диагностика полученных знаний.
На уроках окруж мир при изучении тем: «Животные», «Времена года» и т. д. провожу игру «Собери картинку». Для этого, предлагаю обучающемуся заготовки (ежик, ствол дерева, круг желтого цвета, зеленый треугольник и т. д.) и с помощью прищепок добавить недостающий элемент, н-р сделать из круга - солнце, из зеленого треугольника – елку, ежику - иголки и т. д. В результате получается целый сюжет. И тд.
4. Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком с помощью рук или вспомогательных средств.
С помощью граненых карандашей обучающийся массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами стимулирует речевое развитие ребенка, способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у ребенка, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
Покатаю карандаш меж своих ладошек,
А потом возьму и карандашик пальцами кручу.
Буду пальцами крутить – значит, буду говорить.
Су-джок – терапия - последнее достижение восточной медицины. Использование массажного мячика.
«Ежик» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)
Раз,два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)
Использование такого массажа способствует повышению физической и умственной работоспособности. Даёт возможность перехода на другой уровень двигательной активности.
5. АВА-терапия в основе, которой лежит методика подкрепления, т.е ребенку предоставляется приз, мотивационный предмет: игрушка, конфета, похвала. Поэтому я на уроках постоянно ребенка мотивирую на обучение используя:
-словесная похвала;
-физическая похвала ( похлопывание по спине, пожимание руки и тд.);
-двигательная (дать ребенку подвигаться);
-угощение: конфета, сухофрукт;
-приз (наклейка, ручка итд.)
6. Крупотерапия Также использую игры и игровые упражнения с окрашенным рисом (покрасили его пищевым красителем и уксусом). Пальчиковая гимнастика с окрашенным рисом «Найди предмет». Погружение обеих рук в окрашенный рис снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает моторику рук. Ребенок как бы раскрепощается, они не боятся неправильно написать, нарисовать (ведь можно легко все исправить).
(СЛАЙД 11) 6.Использую различные дидактические упражнения:
«Геометрическая дорожка»;
«Разложи по цветам»;
«Разложи по формам»;
«Счетные палочки в ведерко»;
«Счетные палочки в ведерко или в бутылку»;
«Счетные палочки в кассету»;
«Найди лишний предмет»;
«Картинки из счетных палочек по рисункам-образцам»;
«Найди предмет по тени»;
«Картинки по последующим действиям»;
«Веселые заборчики»;
«Разноцветные домики»;
«Лото» по темам растения сада, огорода, цветы , геометрическое лото и др
.Вывод: Таким образом, использование современных подходов и нетрадиционных методов обучения с обучающимися с тяжелыми множественными нарушениями развития, могут способствовать развитию общей моторики, по-новому открывают перед ребёнком мир; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов. А также создают мощную базу для начала речевой активности, стимулирует познавательный интерес ребенка (использование предметов, которые окружают его каждый день в новом ракурсе). Практика работы показывает, что нетрадиционные методы работы с обучающимися с ТМНР дают положительные результаты только при систематическом использовании того или иного метода.
Рекомендации: 1. Составить конспект урока, где отобразить индивидуальную работу с использованием современных подходов и нетрадиционных приемов с обучающимися с ТМНР.
2. Продолжить применять в своей работе современные подходы и нетрадиционные методы обучения с обучающимися ГБОУ Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ОВЗ
(СЛАЙД 12) Спасибо за внимание