ГБОУ Бирская КШИ для обучающихся с ТНР
Выступление на спецсеминаре
«Современные подходы к диагностике и
обследованию речи учащихся»
Подготовила: Альмиева В.Ф.
Бирск 2018
В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения. Причины вызывающие эти трудности многозначны, решить их быстро невозможно.
Как показало многолетнее изучение, одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.
Установлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Это, прежде всего дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. При этом наблюдаются не только нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова. Эти отклонения в речевом развитии носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребёнка, однако отставание в учёбе неизбежно, если логопату своевременно не оказать логопедическую помощь.
Дети-логопаты страдают пониженной способностью анализировать явления языка. Они не всегда умеют подмечать и выделять звуковые, морфологические и синтаксические элементы речи и наблюдается недостаточная сформированность слухоречевой памяти и внимания, навыков самоконтроля. Перечисленные особенности препятствуют полноценной учебной деятельности и ведут к стойкой неуспеваемости. Поэтому необходимо своевременно выявлять таких детей и как можно раньше оказывать им соответствующую помощь, которая должна быть направлена на устранение у учащихся имеющихся пробелов в развитии устной и письменной речи и обусловленных ими затруднений в овладении программным материалом. Основным здесь является развитие и совершенствование устной речи детей и, прежде всего, формирование у них правильного произношения, фонематических обобщений, на базе которых осуществляется коррекция письма и чтения.
Проблема нарушений чтения и письма рассматривается уже более 100 лет, но до сих пор является одной из наиболее актуальных и сложнейших в логопедии, так как является весьма распространённым явлением (Бельгия-5%, Британия-4%, Греция-5%, Финляндия-10%).
Логопедическая диагностика является важнейшим компонентом системы логопедической работы. В процессе диагностики выявляются симптомы отклонений в развитии речи, механизм нарушения, его причины.
Основу логопедической диагностики составляют симптомологический и патогенетический подходы. Учитель-логопед должен максимально подробно и объективно составить картину развития речи ребёнка и определить факторы, оказывающие отрицательное и положительное влияние на эту картину.
В настоящее время существует несколько технологий диагностики обследования обучающихся по выявлению имеющихся у них дефектов в рамках образовательного учреждения. Самые адаптированные методики описаны в пособии «Методы обследования речи детей » под ред. Власенко И.Т. и Чиркиной Г.В.
Оно включает в себя методики:
1. Обследование звуковой стороны речи и понимания речи. (Чиркина Г.В.)
2. Обследование лексического запаса и грамматического строя. (Спирова Л.Ф., Ястребова А.В.).
3. Обследование состояния письма и чтения. (Спирова Л.Ф., Садовникова И. Н., Чиркина Г. В., Корнев А. Н. )
4. Обследование детей с заиканием. (Ястребова А.В., Воронова Г.Г. и др.)
5. Методы исследования интеллектуальных возможностей у детей с нарушениями речи. (Орлова Д.И.)
6. Педагогическое изучение учащихся в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. (Колповская И.К.)
7. Нейропсихологическое обследование детей с нарушениями речевого развития. (Власенко И.Т., Голодом В.И., Алле А.Х.)
Данные методики направлены на развитие устной и письменной речи у детей с сохранным интеллектом и слухом.
В данных методиках определена система дифференцированного подхода в исследовании, обучении и воспитании детей с нарушениями речи. Значительное место отводится теоретическому обоснованию адекватности применения тех или иных методик, психолого-педагогическому анализу природы возможных речевых дефектов, выявление особенностей системного воздействия первичных и вторичных отклонений в картине речевых нарушений.
Обследование звуковой стороны речи ребенка является важным звеном в общей системе изучения речевой деятельности. Несмотря на то, что именно обследование звукопроизношения давно описано в логопедической литературе, оно до сих пор не всегда проводится в логопедических учреждениях на должном уровне. Главный недостаток, имеющий принципиальный методологический характер, — это разрыв в изучении фонетической и смысловой сторон речи.
Таким образом, обследование звукопроизношения имеет два аспекта, один из которых, артикуляционный, предполагает выяснение особенностей образования ребенком звуков речи и функционирования произносительных органов в момент речи.
Цель второго аспекта, фонологического, — выяснить, как ребенок различает систему речевых звуков (фонем) в различных фонетических условиях. Эти два аспекта тесно связаны между собой.
Приступая к обледованию, логопед знакомится с историей развития ребенка, с данными неврологического и отоларингологического обследований, в процессе краткой беседы устанавливает с ним контакт и получает, таким образом, общее представление об особенностях звуковой стороны речи.
Понимание речи, или «смысловое восприятие речи», является необходимым условием общения. Оно включает восприятие звуков речи (фонем), узнавание слов, понимание значения слов, отношений между словами, фраз и смысла обращенной речи.
Дефекты понимания речи могут проявляться при нарушении различных лингвистических операций и имеют разную патопсихологическую характеристику в зависимости от формы речевой аномалии.
В отечественной логопедии среди расстройств письменной речи основная роль традиционно отводилась нарушениям письма, а трудности в овладении чтением рассматривались как сопутствующий феномен. В последние годы появились исследования, которые подчеркивают самостоятельность нарушений чтения и определяют их причины, методы изучения и пути их преодоления (А. Н. Корнев).
Письмо и чтение представляют собой особые формы речевой деятельности, имеющие сложную психологическую структуру.
Формирование навыков письма и чтения тесно связано с развитием устной речи. Поэтому при недоразвитии устной речи возникает необходимость обследовать не только уровень развития языковых средств, речевых навыков и умений, но также состояние письма и чтения.
Письмо и чтение сначала формируются как произвольная деятельность, развернутая по составу входящих в нее сознательных операций. Осознанный характер, развернутость, неавтоматизированность этой деятельности сохраняются, как правило, долгое время. Лишь по мере развития актов письма и чтения состав операций, входящих в них, сокращается, приобретая формы высокоавтоматизированного навыка.
Поскольку письмо невозможно без сознательного (на начальных этапах обучения) анализа звукового комплекса, составляющего произносимое слово, а чтение — без умения синтезировать буквы в фонематические группы, обследование письма и чтения у детей следует начинать с изучения процесса анализа и синтеза звукового состава слова.
Синдромы дислексии и дисграфии – явления, возникшие на пересечении биолого-психологических и социокультурных закономерностях, поэтому диагностика включает широкий ассортимент клинико-психологических и психолого-педагогических методик. В процессе обследования принимают участие: психолог, логопед, психиатр.
Задачи диагностики:
1. Уточнение характера трудностей и степени отставания в этих навыках.
2. Решение вопроса: обусловлено ли отставание в данном навыке недостаточным умственным развитием или имеет самостоятельный генез, прямо зависит от результатов клинико-психологического исследования умственного развития ребенка.
3. Исследование устной речи, основных языковых средств и речевых навыков, необходимых для овладения грамотой.
4. Анализ психопатологической картины, двух ее аспектов: выраженности психо-органической симптоматики и реакции ребенка на трудности в учебе.
Из перечисленных задач последние три одинаковы по содержанию как при дислексии, так и при дисграфии.
Структура:
1. Оценка умственного развития (невербальная часть методиви Векслера, матрицы Равенна, тест Гуденаф и др.).
2. Исследование «предпосылок интеллекта» (графо-моторные методики, конструктивные методики).
3. Исследование моторики (тест Озерецкого на координацию рук, проба на динамический праксис, исследование орального праксиса, пробы Хеда на пространственную организацию движений).
4. Сукцессивные функции (повтор цифровых рядов, восприятие звуковых ритмов).
5. Исследование устной речи (звукопроизношение, фонематическое восприятие, представления, анализ, повтор фраз).
6. Обследование грамматической стороны речи.
7. Чтение (способ, скорость, правильность, автоматизированность, понимание).
8. Письмо.
В результате обследования подсчитывается среднее по формулам.
В методике Р.И.Лалаевой «Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников» описано обследование умственно отсталых детей. Оно имеет свою структуру по данным о нарушениях чтения у умственно отсталых детей и методику устранения дислексий.
Е.Н. Российская предложила «Методику формирования самостоятельной письменной речи у детей».
Направленность коррекционного обучения на полноценное удовлетворение образовательных потребностей ребенка при проведении логопедического обследования учащихся 3-4 классов включить в программу диагностики (наряду с изучением устной речи, письма и чтения) исследования операционных компонентов и психических функций, необходимых для развития письменно-речевой деятельности. Это позволяет своевременно выявить и предупредить специфические трудности овладения связной письменной речью, которые в полной мере проявляются в старших классах у учащихся с преодоленными, казалось бы проблемами в устно-речевом развитии.
Задачи диагностики:
1. Проанализировать особенности самостоятельных письменных высказываний учащихся.
2. Описать типологию ошибок.
3. Выявить причины затруднений и нарушений в порождении письменного текста.
Итогом диагностики является выявление уровня готовности детей к овладению письменной речевой деятельностью, а также собственно самостоятельная письменная речь учащихся.
Исследование осуществляется в четыре этапа и направлено на изучение всех составляющих письменной речи как деятельности:
‑ на субъект (комплексно-медико-педагогическое изучение школьников);
‑ на продукт письма, каковым является письменный текст;
‑ на процесс написания (операционные компоненты письма);
‑ на состояние психических функций, в наибольшей степени ответственных за порождение связного письменного высказывания (функциональные предпосылки письменной речи).
Результаты исследования представляются в виде диаграмм. Оценивание производится по определенным показателям, данным в методике. Структура диагностической методики представлена в таблице.
О.Е.Грибова предложила «Технологию организации логопедического обследования».
Предмет рассмотрения – процесс построения стратегии и тактики логопедического обследования речи детей дошкольного и младшего школьного возрастов, имеющих несформированность языковых средств общения (звуковой и лексико-грамматической стороны речи).
В ней описана технологическая цепочка обследования структуры речевого дефекта с учетом принципов (развития, системности, взаимосвязи речи с другими сторонами психической деятельности ребенка, онтогенетического принципа, принципов доступности, поэтапности, учета ведущей деятельности возраста и др.).
Особое внимание уделяется описанию последовательности действий логопеда, обеспечивающих всесторонний подход к изучению недостатков устной и письменной речи.
Выделяется 5 этапов логопедического обследования:
1. Ориентировочный (сбор анамнеза, изучение документации, изучение работ ребенка, беседа с родителями).
2. Диагностический (проводится в присутствии родителей; выясняется какие языковые средства сформированы к моменту обследования, какие языковые средства не сформированы к моменту обследования, характер несформированности языковых средств каких видах деятельности недостатки (говорение, аудирование. чтение, письмо); какие факторы влияют на проявление речевого дефекта (педагогический эксперимент, беседа, беседа с ребенком, наблюдение за ребенком, игра.
А). Обследование речи дошкольников и школьников.
Начинается с изучения состояния связной речи ребенка, которое может иметь диалогическую и монологическую форму. Соблюдается принцип от общего к частному и от простого к сложному.
Б). Словарный запас.
В). Грамматический строй речи (объем запаса грамматических форм и конструкций, объем запаса грамматических форм при собственном высказывании и при восприятии чужого высказывания, адекватность использования грамматических средств в собственной речи и при восприятии, механизмы появления специфических ошибок).
Г). Звукопроизношение.
Д). Слоговая структура слова.
Е). Строение и функции артикуляционного аппарата.
Ж). Фонематическое восприятие.
З). Блок заданий, направленный на изучение письменной речи и чтения.
3. Аналитический этап (интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, прилагаются образцы письменных работ, логопедическое заключение).
4. Прогностический этап (выясняются основные направления коррекционной работы, решается вопрос об индивидуальном образовательном маршруте).
5. Информирование родителей (беседа с родителями).
Одним из наиболее тяжелых и распространенных речевых дефектов является общее недоразвитие речи это. Это состояние характеризуется несформированностью всех компонентов речевой системы, носит стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционной работы. Ее эффективность зависит от умения правильно оценить структуру дефекта и степень выраженности нарушений, входящих в нее компонентов. Т.А.Фотековой, совместно с другими авторами, была разработана и апробирована «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников». Это стандартизированная методика обследования речи с бально-уровневой системой оценки, которая применяется для решения следующих задач:
‑ диагностики;
‑ уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля);
‑ построение системы индивидуальной коррекционной работы;
‑ комплектование подгрупп на основе общности структуры нарушений речи;
‑отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.
Для обследования приведены задания и критерии их выполнения. Чтобы показать, как работают эти критерии, представлен протокол обследования, в котором отражены результаты выполнения проб ребенка и оценка каждой пробы. Анализ индивидуальных профилей демонстрирует возможности методики по выявлению структуры дефекта. Статистическая обработка, полученная при обследовании данных позволяет вывести усредненные показатели, характерные для каждой группы детей. Применение методики не требует использования стимульного материала и доступно логопедам, психологам, дефектологами педагогам при условии точного соблюдения требований, заложенных в критериях оценки каждой группы проб.
Авторами представлены методики, которые могут использоваться в соответствии с целью обследования:
1. Полный вариант методики для тщательного и углубленного исследования всех сторон устной речи младших школьников.
2. Сокращенный вариант для экспресс-диагностики младших школьников, требующий гораздо меньше времени, но также позволяющий оценить состояние основных компонентов экспрессивной речи ребенка.
3. Методика для обследования речи старших школьников.
При необходимости уточнить состояние какой-либо стороны каждая серия проб может быть использована самостоятельно.
Эту методику обследования речи можно использовать в комплексе с другими методами, направленными на выявление состояния познавательных процессов.
Таким образом, методики обследования представлены в соответствии с частными задачами исследования нарушений той или иной стороны речевой деятельности: звуковой, лексической, грамматической, звукобуквенного анализа состава слов, письма, чтения, понимания речи и т.д. Излагаются методы педагогического изучения детей с нарушениями речи, а также приемы обследования заикающихся детей. Приемы обследования заикающихся даны в соответствии с психолого-педагогической системой преодоления заикания. Дана характеристика нейропсихологических методов обследования детей с тяжелыми нарушениями речи. Для каждой формы расстройства различных сторон речевой деятельности определяются специфические пути дифференцированного коррекционного обучения.
Выводы, сделанные после качественного анализа результатов диагностики позволяют учителю-логопеду дать аргументированные рекомендации участникам образовательного процесса: администрации школы, педагогу, родителям.
Правильная диагностика помогает: учителю-логопеду своевременно прогнозировать нарушения речевого развития ребёнка, разработать или подобрать коррекционные программы с учетом полученных результатов; педагогу определить причины трудностей в обучении русскому языку у учеников начальных классов и оказать индивидуальную помощь; администрации отслеживать динамику учебных способностей учащихся начальной школы и принимать административные решения по подбору программы обучения, соответствующей возможностям ребенка; родителям понять проблемы и трудности ребенка, помочь их преодолеть.