Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Улыбка» г. Лихославль
«Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»
Подготовила: воспитатель Царицына Е.С.
Современные подходы к оздоровлению детей дошкольного возраста
ЦЕЛЬ: формирование у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья через
осуществление комплексного подхода к организации физкультурно-оздоровительной
деятельности
ЗАДАЧИ:
- разработка дополнительных мероприятий по профилактике отклонений в физическом
развитии и профилактике заболеваемости в период межсезонья и гриппа;
- повышение деятельности механизмов терморегуляции дошкольников через внедрение новых
форм закаливания;
- повышение качества компетентности родителей в области знаний ЗОЖ;
- включение методики оздоровительного бега в двигательный режим дошкольников;
- внедрение дополнительных методик обследования детей
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ :
Возврат затраченных ресурсов в виде крепкого здоровья и полноценного
физического и психического развития детей ДОУ:
- снижение заболеваемости;
- повышение показателей физической подготовленности;
- позитивная динамика по отношению к своему здоровью
Основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физического воспитания
Органическое
Регулярность
физических
сочетание
нагрузок,
физкультурных
способствующих
занятий
нарастанию
с закаливающими
резервных
процедурами,
мощностей
способствует
организма
совершенствованию
ребенка
терморегуляционного
аппарата
Повышение
Повышение резервов
резервов
дыхательной
Сердечно-сосудистой
системы происходит при
системы
условии, что не менее 60%
за счет
движений, составляющих
регулярных
содержание
занятий
на свежем
физкультурного
занятия, являются
воздухе
циклические упражнения.
Условия для обеспечения оздоровительной направленности
Двигательные нагрузки должны быть строго дозированы по частоте сердечных сокращений (ЧСС)
После интенсивных или длительных движений должны быть предусмотрены паузы для возвращения
пульса детей к исходному состоянию
Органичной частью содержания оздоровительного физкультурного занятия должны стать
закаливающие процедуры (воздушные ванны, ходьба босиком по мокрым дорожкам)
Комплексы дыхательных упражнений. Важно научить детей основным способам дыхания:
свободному (без фиксации вдоха и выдоха), регулированному (с фиксацией вдоха и выдоха),
поверхностному (носом, как собачки), грудному дыханию, дыханию животом, смешанному, задержке дыхания
Включать упражнения, развивающие координационные механизмы нервной системы ,
способствующие психомоторному развитию детей
2\3 движений , составляющих содержание физкультурного занятия, должны быть циклического характера
Создание ситуаций способствующих эмоциональной разрядке, но снижающие двигательную активность
1
Игровые занятия
(построены на основе подвижных игр и эстафет с бегом)
2
3
Занятия, построенные на танцевальном материале
Занятия на спортивных комплексах и тренажерах
(цель: научить детей пользоваться тренажерами, развивать их самостоятельность; повысить плотность физкультурных занятий)
10
«Забочусь о своем здоровье»
(обучение приемам расслабления, аутотренинга, самомассажу, разминке в постели, проведению закаливающих и гигиенических процедур, оказанию элементарной медицинской помощи.
4
Занятия-тренировки
(специальные занятия по обучению спортивным играм, направленные на развитие выносливости сердечно-сосудистой системы. Основное содержание – бег)
Основные варианты оздоровительных физкультурных занятий
6
Сюжетно-игровые
занятия
5
Занятия-зачеты
(цель: проследить динамику освоения движений и развития физических качеств детей)
9
Прогулки-походы
(Длительная спортивная ходьба по заданному маршруту. В содержание занятий должны быть включены разминка, привал (пауза, приводящая пульс к норме) спокойные словесные игры, пение, чаепитие)
8
Самостоятельные занятия
(цель: научить детей осознанному и правильному выполнению движений в нужной последовательности, темпе, уметь страховать, замечать ошибки)
7
«Классический вариант»
(дыхательные упражнения и упражнения, совершенствующие координационные механизмы нервной системы )
Мониторинг
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ – это сложный процесс, включающий в себя систему взаимосвязанных специфических видов деятельности, необходимых для оперативного отслеживания результатов педагогических воздействий и среды дошкольного учреждения на здоровье, физическое и психическое развитие воспитанников
Отличительная особенность – комплексное обследование детей
Ориентирован на процесс физического воспитания каждого конкретного ребенка в ДОУ
Мониторинг физического развития
Оценка физического развития
Мышечный тонус,
Функциональные показатели: ЖЕЛ, мышечная
сила кистей рук; физическая работоспособность
состояние осанки и ОДА
Длина и масса тела,
окружность грудной клетки
Оценка развития физических качеств
координация движений
скоростно-силовые качества
быстрота
гибкость
выносливость
равновесие
Оценка качества освоения движений
Прыжки
Метание, бросание, ловля
Равновесие
Ползание, лазание
Оценка заболеваемости детей
Инфекционные заболевания
Соматические заболевания
Простудные заболевания
Оценка заболеваемости детей
Соматические
заболевания
Инфекционные
заболевания
Простудные
заболевания
- отслеживание динамики заболеваемости в течение
года
- соотнесение уровня заболеваемости с качеством
физкультурно-оздоровительной работы
- ознакомление педагогов и родителей с результатами
заболеваемости
РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ ДЕТЕЙ С
ПРИВЛЕЧЕНИЕМ РОДИТЕЛЕЙ К ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Взаимодействие с семьей
«СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ СКРИНИНГ»
(В.И.Пуртов)
Цель – получить представление об образе жизни родителей воспитанников,
их отношении к здоровью, гигиене жилища, предрасположенности к вредным
привычкам, которые могут перенять дети, состоянии здоровья детей и самих родителей
- ориентирует на приобщение к ЗОЖ
- ориентирует на приобщение к ЗОЖ
1
- организует детей и родителей
- организует детей и родителей
- содействует формированию их интересов
- способствует развитию двигательной активности мотивирует детей в дальнейшем на занятия спортом
- способствует развитию двигательной активности
- мотивирует детей в дальнейшем на занятия спортом
3
Структурно-функциональная модель взаимодействия с семьёй
Информационно-аналитический
Анкетирование
Интервьюирование
Индивидуальные консультации
Информационные стенды
Стенд «Наши успехи и достижения»
Портфолио ребёнка
Организационно-практический
Контрольно-диагностический
Ознакомление с результатами диагностики
Оценочные карты
Активность в делах группы
Итоговые занятия совместно с родителями
Обратная связь (анкетирование, ваше мнение…)
День открытых дверей
Родительские собрания
Индивидуальные консультации
Практические занятия
Спортивные праздники и развлечения
Дни здоровья
Семинары-практикумы, педагогическая гостиная
Проектная деятельность
Эффективность системы физического воспитания
Уровень
Профессиональный потенциал педагогов и его как положительного и отрицательного влияния на качество физкультурно-оздоровительной работы
нервно-психического развития детей,
их психо-эмоционального состояния
Уровень физического развития
Уровень развития физических качеств
БАНК
ДАННЫХ
Обобщенные данные социально-гигиенического скрининга условий и образа жизни семей воспитанников
Уровень овладения основными движениями
Формирование привычек здорового образа жизни
Приобщение детей к культуре и традициям большого спорта
Заболеваемость
детей
Структурно-функциональная модель взаимодействия по внедрению здоровьесберегающей методики
Родители
Воспитатели
Медицинская сестра
Воспитатель по физкультуре
Инфорационно
аналитический этап
- Информация для родителей и педагогов группы
- Минипедсовет
-Работа с родителями по подготовке спортивной формы и спортивного оборудования для занятий
- Оценка развития физических качеств
- Оценка качества освоений движений
-Скрининг по ЗОЖ с родителями
Уровень выявления нервно-психического развития детей
-индивидуальная консультация с педагогами группы
- Оценка физического развития
- Родительское собрание
- Оценка заболеваемости детей
- Скрининг семьи по ЗОЖ
-Выявление детей с гармоничным физическим развитием
- Изготовление спортивного оборудования для физкультурных занятий
-выявление детей с проблемами в здоровье
-Соотнесение показателей физического развития с другими показателями
Организационный этап
Ведение экрана заболеваемости /ежемесячно/
Участие родителей в спортивно-массовых мероприятиях детского сада и города
-Посещение открытых и итоговых занятий
- Контроль за проведением физкультурно-оздоровительной работы
- Встречи со специалистами детского сада
/ф/занятия, закаливание, режимные моменты/
- Минутки здоровья/с детьми/
- Помощь в оформлении мини-стадиона в группе
- Помощь в приобретении трав, сиропа шиповника, лука и чеснока.
- Индивидуальные беседы с родителями /вакцинация/
- родительские собрания
Утренняя разминка /улица/
- Физкультурные занятия/в зале и на улице/
- Полоса препятствий
- Закаливание
- Гимнастика после сна на тренажёрах
- Игры и упражнения в группе и на прогулке
- Организация спортивных праздников и развлечений
- Гимнастика после сна/упражнения для
- профилактики плоскостопия и н/осанки
- посещение открытых мероприятий
- Серия занятий ЗОЖ
- Работа с панно
Контрольно
диагностический этап
- Оценка развития физических качеств
- Уровень овладения двигательными навыками
- Результаты эффективности физкультурно- оздоровительной работы
Результаты взаимодействия детского сада и семьи в формировании потребности у детей здорового образа жизни
/ЗОЖ/
- Результаты нервно-психического развития
Оценка физического развития /функциональные показатели, мышечный тонус, состояние осанки, ОДА/
-Оценка заболеваемости
- Посещение открытых и итоговых занятий
- Родительское собрание по результатам обследования детей
подвижные игры
Фитнес-
аэробика
Массажные
дорожки
подвижные игры
подвижные игры
Спортивные
Занятия-
упражнения
Спортивные
зачеты
упражнения
Полоса
Музыкально-
препятствий
Оздоровительный
ритмические
Бег, игры
Самостоятельные
упражнения
упражнения
Занятия на
Полоса
тренажерах
препятствий
Оздоровительный
походы
Бег, игры
Оздоровительный
Бег, игры
Полоса
препятствий
Музыкально
-ритмические
упражнения
Физкультура каждый день
Совместная
образовательная
деятельность
Гимнастика
после
дневного
сна
Утренняя
гимнастика
Закаливание:
- обширное умывание;
- босохождение;
- воздушные ванны;
- дыхательные упражнения
Закаливание:
- воздушные ванны;
- босохождение;
- дыхательные упражнения
Закаливание:
- обтирание влажным полотенцем;
- воздушное закаливание;
- дыхательные упражнения
Занятия-зачеты
походы
подвижные игры
музыкально-ритмические
Спортивные упражнения
упражнения
тренажеры
Обычного типа
Самостоятельная
Прогулки-занятия
Организация совместной образовательной деятельности
Основная и обязательная составляющая физкультурных занятий –
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЕГ (в медленном темпе)
и ЦИКЛИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Физкультурные
занятия
ЦЕЛЬ : тренировка сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной
систем организма через развитие и совершенствование двигательных
навыков и умений, физических качеств
Длительность занятий – 20-40 минут
Время проведения – в конце прогулки
Место проведения –
- улица (1 раз в неделю);
- зал (2 раза в неделю)
Закаливание:
- босохождение;
- воздушные ванны;
- дыхательная гимнастика
подвижные игры
Таневально-ритмические
упражнения
Спортивные упражнения
Работа на
Полоса препятствий
тренажерах
Упражнения
Оздоровительный
смешанного типа
бег
Организация утренней гимнастики на воздухе
Основная и обязательная составляющая утренней гимнастики –
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЕГ и СВОБОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ детей
ЦЕЛЬ: тренировка сердечно-сосудистой,
дыхательной и имунной систем организма
через развитие выносливости
Утренняя
гимнастика
Длительность гимнастики –
30 минут
1 месяц – 4 комплекса упражнений:
- Для хорошей погоды (по сезону);
- На случай мороза, затяжного дождя;
- На случай порывистого ветра;
- На случай сырой, промозглой погоды
или моросящего дождя.
Гимнастика проводится в зале при
температуре:
- Ниже 10 градусов Цельсия с ветром;
- Ниже 16 градусов Цельсия
без ветра (для малышей);
- Ниже 18 градусов Цельсия без
ветра для старших детей
Закаливание:
- обтирание влажным полотенцем;
- воздушное закаливание;
- дыхательные упражнения
подвижные игры
музыкально-ритмические
Спортивные упражнения
упражнения
тренажеры
Оздоровительные
Самостоятельная
игры, бег
Организация гимнастики после дневного сна
Основная и обязательная составляющая гимнастики –
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЕГ (уменьшенной дозировки) и УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И ПЛОСКОСТОПИЯ
Гимнастика
после
дневного
сна
ЦЕЛЬ : тренировка сердечно-сосудистой,
дыхательной и имунной систем организма
через профилактику нарушений
осанки и плоскостопия
Длительность гимнастики –
20-30 минут
Место проведения –
- улица (теплое время года);
- зал (холодное время года)
Закаливание:
- обширное умывание;
- босохождение;
- дыхательные упражнения
1
Обширное умывание
2
Обтирание тела влажным полотенцем
3
Обмывание лица, предплечий,
кистей и верхней части груди
Сущность закаливания: тренировка терморегуляционного аппарата организма ребенка; природные факторы - СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ, ВОДА.
Воздушные процедуры
Водные процедуры
3
Занятия в зале босиком
2 Сон при открытых фрамугах
4
Ходьба босиком по массажным дорожкам
5
ДА на воздухе
4
Полоскание рта, горла водой комнатной температуры
6
Пульсирующий микроклимат группы (колебания температуры –
3 – 5 градусов):
- Групповые помещения -20 С;
- Спальные комнаты – 16-18 С;
- Туалетные комнаты, приемная -22, 24 С;
- Физкультурный зал – 18 С