Ерош Ольга Алексеевна, учитель начальных классов, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №56 УИМ»
города Магнитогорска
«Современные приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения»
«Метод обучения должен быть возведен в искусство.
Его надо поставить на столь твердые основы,
чтобы обучение наверняка шло вперед
и не обманывалось бы в своих результатах…»
Я.А. Коменский
Одной из проблем современной школы стала потеря обучающимися интереса к учению. Каковы причины падения интереса? Они неоднозначны:
перегрузка однообразным учебным материалом;
несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
ограниченные возможности для творческого самоуправления.
Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова. Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя).
Основные недостатки современного начального образования:
трудности в решении задач, требующих анализа, обобщения, выдвижения гипотез;
не владеют смысловым чтением разных типов текстов;
низкий уровень работы с информацией, представленной в графическом виде
низкий уровень моделирующей деятельности.
Причины такого состояния:
Недооценка статуса современного младшего школьника: может больше ориентировка на освоение предметных знаний и умений.
Приоритет репродуктивных методов обучения.
Младший школьник в «тисках» инструкций, образцов, без права на свое мнение и выбор.
Главная причина -неправильное понимание учителем зависимости знаний-умений и развития. Выготский Л.С.: «чем ребенок, которого мы научили читать, отличается от ребенка, который читать не умеет?!–ничего не прибавляется в ребенке от того, что он научился читать. Это тот же самый ребенок, только умеющий читать! ЗНАНИЯ– не самоцель обучения, а средство развития!
Рассмотрим понятие «функциональная грамотность». Термин «функциональная грамотность» введен в оборот в 1957 году Юнеско и понималась функциональная грамотность как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем». Особенности понятия функциональной грамотности (1957 г.):
–направленность на решение бытовых проблем;
–основа–базовый уровень навыков чтения и письма;
–достижение возможности решения стандартных стереотипных задач;
применяется в основном к взрослому населению, которое нуждается в формировании элементарной грамотности.
Ответим на вопрос. «Может ли установленный в середине прошлого века уровень функциональной грамотности соответствовать требованиям к образованию современного человека в России и статуса ребенка XXI века?» Особенности функциональной грамотности в современных условиях:
–целесообразный минимум образования, необходимый, во-первых, для успешного образования, а во-вторых, для повседневной жизни в социуме; в-третьих, для саморазвития;
–уровень любого, так называемого «массового» школьника, который определяется государством, обществом, социальными группами и запросами семьи;
–практическая направленность содержания. В этом случае знания–неприоритетная цель, а средство и условие ее достижения.
Функциональная грамотность как базовое образование личности:
готовность человека к успешному взаимодействию с окружающим миром и с самим собой,
способность решать различные учебные и жизненные задачи в процессе разнообразной деятельности;
способность строить социальные отношения в соответствии с ценностями социума;
владение рефлексивными умениями.
Интерактивными компонентами функциональной грамотности являются:
Коммуникативная грамотность
Читательская грамотность
Информационная грамотность
Социальная грамотность
ПРЕДМЕТНЫМИ КОМПОНЕНТАМИ функциональной грамотности являются: языковая, литературная, естественнонаучная, математическая, общекультурная, технологическая.
Коммуникативная грамотность:
способность к успешной коммуникации, готовность сотрудничать, проявлять культуру общения; владеть диалогом;
готовность целесообразно использовать языковые средства при создании устных и письменных текстов разного типа;
потребность в анализе и оценке своей коммуникативной деятельности, стремление к ее улучшению.
Проблемы формирования коммуникативной деятельности:
1 Отсутствие умений и навыков участия в диалоге:
разговор учителя с одним учеником;
не учим участвовать в диалоге дополнять, высказывать свое мнение, в том числе и критическое, подавать реплику;
дети выполняют одни и те же роли, есть лидеры, которые ведут диалог, а есть «молчуны», которые пассивно участвуют в диалоге.
Упражнение на формирование диалога
1.«Цепляющиеся реплики» (например,
-Петя: Один котенок спит, а другой?
-Оля: Один котенок спит, а другой играет. Один котенок играет, а другой?)
2. Упражнения, построенные на воображаемых ситуациях:
Правила этикета с людьми разного статуса:
Ты ведешь беседу со случайным спутником;
Поздравляешь бабушку (соседку, подругу мамы, приятеля) с Днем рождения;
Приветствуешь: учителя, директора школы, одноклассника, друга, соседа.
Недостатки в создании текстов
Главный недостаток влияние образца. Дети практически его повторяют. Вместе с тем:
• Образец только первый метод в обучении
•Любой текст творческий процесс — это отказ от образца, а не следование ему.
В результате:
любые тексты, созданные детьми, не отражают индивидуальность ребенка, его отношение к объекту; скованность в выборе средств.
а) Описания создаются как формальное перечисление внешних признаков предмета (без выражения своего отношения отражают не личные впечатления от объекта, а сумму знаний о нем.
б) Повествование: констатация событий (пошли, нашли, встретили) без раскрытия динамики развития действия.
в) Рассуждение: раскрывают то, что знают. Не умеют доказывать приведенные положения, фактически не получается рассуждения как своеобразного типа текста.
Какого причины?
1)Работаем главным образом на художественных текстах. Дети не понимают назначения инструкции, справки, аннотации.
2. Приоритет практических задач (ответ на вопрос «что делать?») нужно заменить на приоритет учебных задач (ответ на вопрос «как делать?»). Это означает, что дети должны понимать алгоритм создания текста в соответствии с типом речи.
3.Творческая работа-прежде всего, импровизация, работа воображения.
Отсюда: упражнения на поиск рифмы.
4. Обратим внимание на роль и место образца в обучении:
Образец должен уступить место деятельности обучающихся построению алгоритма решения учебной задачи.
Образец используется в основном для сравнения результатов поисковой деятельности с объективной информацией (сверим с текстом учебника).
Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими качествами должен обладать младший школьник?
1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.
2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.
4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.
Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех обучающихся? Как сформировать «функционально грамотную личность»? Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту. Это залог успешной адаптации в обществе.
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.
Важной частью работы учителя по данному направлению является определение результативности деятельности и выявление уровня читательской грамотности.
Для формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения используем технологию смыслового чтения.
Особенности методики смыслового чтения:
постановка цели чтения до его начала,
работа не только с художественными текстами,
понимание,прежде всего,назначения текста,
задание на сравнение разных текстов,
особое внимание к настроению ,которое рождает данный текст.
Технология смыслового чтения я включает в себя три этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
III этап. Работа с текстом после чтения.
Рассмотрим несколько приёмов, используемых на уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности.
Приёмы для формирования функциональной грамотности
I этап. Работа с текстом до чтения (пред текстовая деятельность). Она включает:
Постановку цели чтения: знакомство с текстом, его анализ; формирование навыков осознанного чтения; привитие интереса к чтению.
Определение характера текста:
Сплошные тексты (без визуальных изображений
Несплошные тексты (с визуальными изображениями).
Наиболее распространенные приемы:
«Глоссарий»
Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
Говорю название текста, даю список слов и предлагаю отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
Закончив чтения текста, дети возвращаются к данным словам (это будет уже после текстовая стратегия), смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.
«Ориентиры предвосхищения»
Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.
Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны.
После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло (после текстовая стратегия)
«Рассечение вопроса»
Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Предлагаю ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.
«Верите ли вы, что…»
Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?
Верите ли вы, что главным героем будет мальчик?
Верите ли вы, что Огонёк может быть мальчиком?
Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).
Во время чтения выдвигаются гипотезы, которые опровергаются и доказываются в процессе чтения.
К приёмам текстовой деятельности относятся (во время чтения):
«Чтение про себя с вопросами»
Цель - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.
1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.
2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает.
3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.
«Чтение с остановками»
Цели - управление процессом осмысления текста во время его чтения.
Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.
«Чтение про себя с пометками»
Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.
Данную стратегию чаще всего использую для работы со сложными научными текстами. Обучающиеся при чтении делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.
«Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте.
«Восстанови текст» (развивает логическое мышление).
«Пирамидная история» (формирует умение создавать сюжетный текст на основе прочитанного произведения)
«Дерево предсказаний»
Использовать после первой или второй остановки приём «чтения со стопом» при работе с сюжетными текстами. Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее. Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами.
Алгоритм работы с приемом
На доске рисуется силуэт дерева:
Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.
Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,", "Вероятно,". Количество ветвей не ограничено.
Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).
На уроках, построенных по методу РКМ, прием "Дерево предсказаний" применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления, или рефлексии.
«Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление.
Так, например, предлагаю детям вспомнить пословицы, которые бы подошли к данной сказке, и записать в тетрадь. Приём работы с пословицами. Логическо – поисковое задание. В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль произведения.
Использование этих и других приёмов помогает:
-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
-находить в тексте требуемую информацию;
-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;
-читать внимательно и вдумчиво.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1.Смысловая беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
3. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности обучающихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной.
Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.
Приёмы после текстовой деятельности:
«Тайм-аут»
Цель - самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.
1. Чтение первой части текста. Работа в парах.
2. Дети задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.
«Вопросы после текста»
Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группами вопросов к:
- фактической информации текста, изложенной вербально;
- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;
- концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста.
К этим трем группам вопросов сегодня добавляют четвертую – группу оценочных, рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста.
«Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы.
«Крестики-нолики». Этот прием предполагает два вида работы:
1.Работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак. Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков.
2.У каждого ребенка на парте лежит таблица с номерами утверждений. Учитель читает верные и неверные утверждения к тексту. Если обучающийся согласен, он ставит в таблице «х», если не согласен – «0».
Контроль и оценка результатов функциональной грамотности
Главное: формирование способности младшего школьника к самооценке и самоконтролю, то есть овладение основными регулятивными действиями:
Удерживать учебную цель.
Контролировать результат и ПРОЦЕСС.
Предвидеть трудности и ошибки.
Находить ошибки, устанавливать их причины, корректировать процесс.
Использованная литература и интернет-сайты:
А. Гин, Приемы педагогической техники: Пособие для учителя.-М.: Вита-Пресс, 2002
С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению». Журнал «Начальная школа», №8, 1990 год.
Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: https://sites.google.com/site/sisdpodhod
https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/omofony-opredelenie-i-primery-v-predlozheniyah.html
http://prezentacii.com/obschestvoznanie/7519-treningi-dlya-razvitiya-navyka-bystrogo-chteniya.html
https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funkcionalnoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov/