СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные способы формирования познавательной деятельности учащихся на уроках физики ( конспект)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из  данного конспекта узнаете, о том, что необходимо оживлять уроки элементами занимательности, использовать всестороннее воздействие средств искусства, побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам, использовать дополнительную литературу для подготовки различного рода сообщений, использовать современные технологии.

 

Просмотр содержимого документа
«Современные способы формирования познавательной деятельности учащихся на уроках физики ( конспект)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

(МОУ «СОШ № 9»)

140208, РФ, Московская область, г. Воскресенск, ул. Быковского, д. 23,тел. (факс) (496)44-274-05, тел. (496) 44-272-07

E-mail: vosk-school9@mail.ru ОКПО 50188397, ОГРН 1025000925344, ИНН/КПП 500501001












Выступление

на районном методическом объединении учителей физики

по теме «Современные способы формирования познавательной деятельности учащихся на уроках физики »





Выступила:

учитель математики и физики

Казарцева А.В.


















Воскресенск 2016

«…не курьезами и диковинками  должно в школе

                                                  занимать дитя…, а напротив  – приучить его

                                                   находить занимательное в том,  что его

                                                   беспрестанно и повсюду окружает».

                                                                         К. Д. Ушинский.

Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышение его творческой активности. Главное сейчас – вооружая знаниями, воспитывать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную деятельность.

Познавательный интерес  – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением  к познанию, к новым более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер.

Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, которые под влиянием познавательного интереса приобретают активность и направленность. Познавательный интерес выступает перед нами как сильное средство обучения.


Этапы формирования познавательного интереса


1 этап: от любопытства к удивлению;

2 этап: от удивления к активной любознательности и стремлению узнать;

3 этап: к прочному знанию и научному поиску.


1.Любопытство -естественная реакция человека на все неожиданное,  интригующее. Любопытство, вызванное неожиданным интересным фактом или эффектным опытом приковывает внимание учащегося к материалу данного урока, 

но не переносится на другие  уроки. Это неустойчивый, ситуативный интерес.


2.Любознательность.Это более высокая стадия интереса,когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае ученик обычно активен на уроках,задает учителю вопросы, участвует в обсуждении результатов задачи, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, конструирует модели. Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным и интерес к предмету пропадает.

3.Познавательный интерес. У учащихся сформирован устойчивый интерес  к предмету,ими понимается структура, логика курса, используемые в  нем методы поиска и доказательства  новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие.

Так же важным условием развития интереса к предмету являются отношения  между учащимися и учителем, которые  складываются в процессе обучения. Воспитание познавательного интереса к предмету у школьников во многом зависят и от личности учителя.

Л.Н. Толстой справедливо считал, что интерес ребенка может раскрыться лишь в условиях, не стесняющих проявление его способностей и наклонностей. Важнейшее условие проявления интереса — это создание на уроке такой естественной, свободной атмосферы, которая вызывает подъём душевных сил ребёнка.

Содержание учебного материала не всегда может заинтересовать ученика, тогда учитель должен уделить  внимание организации учебной деятельности. Четкая постановка познавательных задач урока, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий – все это является мощным средством развития познавательного интереса

Способы формирования познавательной деятельности учащихся.


  1. Создание проблемной ситуации.

1.1. при изучении новой темы

Пример: При изучении темы «Световые волны» в ходе объяснения нового материала предлагаю такие вопросы: может ли человек бежать быстрее тени? При каком условии плоское зеркало может дать действительное изображение?

(Учащиеся знают, что изображение в плоском зеркале всегда мнимое, возникает противоречие. Начинается поиск решения. Ребята должны догадаться, что если на зеркало направить сходящийся пучок света, то получится действительное изображение.)

    1. при решении задач.

А) задачи содержащие проблемную ситуацию

Если познавательная задача содержит новые для учащихся понятия, факты, способы действия.

Пример: зеркало способно отражать 90% световой энергии, но снег тоже отражает около 80% световой энергии. Почему же мы не видим своего отражения на снегу?

Б) задачи на доказательство

Пример: докажите, что изображение в плоском зеркале находится на таком же расстоянии от него, на каком перед ним находится источник света.

В) проблемное задание. Это задание нацеливает ученика на действия, вызывающие появление познавательной потребности в новых знаниях и способах, без которых задание не может быть выполнено.

Пример: расположив спичку между глазом и книжным текстом, закройте ею какое-нибудь слово. Попробуйте затем сделать то же самое, держа спичку на расстоянии 1-2 см от глаза. В этом случае текст будет виден. Почему?

Г) Неожиданный эффект при демонстрации эксперимента.

Пример: Перед построением изображения в плоском зеркале демонстрирую проблемный опыт со стеклом и свечами. Проблема в том, можно ли без построения изображения предмета в плоском зеркале указать место изображения, его величину и определить, какое получится изображение.

Систематическое применение метода проблемных ситуаций приводит к активизации познавательной деятельности. Ученик из потребителя готовых знаний превращается в исследователя, творца. Очень сложным моментом в методике проблемного обучения является подведение ученика к формулировке проблемы и ее решению. Вопросы должны будить мыслительный процесс  у школьников и  не служить прозрачной подсказкой разрешения создаваемой ситуации. В то же время вопросы не должны заводить в информационный тупик. Создаваемые учебные проблемы должны быть решаемы учениками.  

2. Решение физических задач

Решение физических  задач  – одно из важнейших средств развития мыслительных творческих способностей учащихся. Физической задачей в учебной  практике обычно называют небольшую  проблему, которая решается с помощью  логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе законов и методов физики. Ценность задач определяется, прежде всего, той информацией, которую они содержат.

       Задачи можно разделить на два типа:

2.1 Задача без вопроса, в которой не указано, какие величины надо определить, заставляет вспомнить все взаимосвязи величин, имеющих отношение к явлению, на котором построена задача.

Пример: «Масса кирпича 4 кг. Определите все, что можно».

Семиклассники определяют объем; силу тяжести; вес кирпича; выталкивающую силу, действующую на него в воде; силу, которую нужно приложить, чтобы удержать кирпич в воде.

2.2. Оценочные задачи, в которых необходимо самому выбрать примерные значения некоторых физических величин.

Пример: «Оцените  объем своего тела»

В ходе решения таких задач ученики должны решить целый комплекс возникающих перед ними проблем: представить в целом картину явления, на котором построена задача; вспомнить величины, описывающие данное явление их взаимосвязь.

2.3 Урок практикум по решению задач.

Форма проведения:

  • индивидуальные

  • групповые

Методика проведения:

  • устный опрос

  • физический диктант

  • работа по карточкам

  • самостоятельные работы ( дифференцированная)

Методика проверки результатов:

  • взаимоконтроль в парах

  • самоконтроль по образцу (вывешивается на доске)

  • самоконтроль по результатам, полученным товарищами, работающими за скрытой доской


  1. Использование занимательного материала

Сформировать глубокий познавательный интерес к физике у всех учащихся нельзя и, наверное, не надо. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке было интересно. Тогда  у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в интерес к науке – физике. В этом плане особое значение принадлежит такому эффективному педагогическому средству как занимательность. Разнообразие занимательных  форм обучения на уроках создает положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже невыполнимыми.

Наибольшее применение занимательность находит в закреплении  и повторении учебного материала, в  совершенствовании умений и навыков  с учетом основных пробелов в знаниях и умениях учащихся. Использование на уроках физики занимательных материалов активизирует мыслительную деятельность учащихся и повышает интерес к предмету.

3.1. Ребусы хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость. Учащимся предлагается отгадать зашифрованное слово. Это может быть название темы, единица измерения, высказывание ученого.

3.2 Разгадывание кроссвордов в большей степени способствует развитию памяти и внимания учащихся.

3.2.1 Кроссворд, в котором зашифрованы термины изучаемой темы, ее основные понятия. Большой кроссворд – интересное средство для самостоятельной работы с дополнительной литературой.

3.2.2. Кроссворды «наоборот» - хороши тем, что ученики должны дать грамотное определение тем физическим терминам, которые находятся в сетке данного кроссворда.

3.2.3. Венгерский кроссворд – в сетке, имеющей форму квадрата, написаны буквы. Ученикам предлагается ряд вопросов, им необходимо найти спрятанные слова.

3.3. Загадки. Они могут быть использованы для образного видения явлений природы. Например: «Разноцветный мост встал на сто верст». (Радуга). Затем задать вопрос: Благодаря какому физическому явлению образуется радуга? (Дисперсия).

3.4. Вопросы-шутки.

Например:

1)Предмет, с которым  можно идти на все четыре  стороны. (Компас)

2) То, что всегда до  лампочки. (Патрон)

3.5. Использование художественной литературы. Использование отрывков из литературных произведений помогает обогатить образное мышление учащихся, восполнить недостающие эмоции при рассмотрении конкретных физических явлений.

Пример: При изучении с семиклассниками темы о равнодействующей силе разбираем басню Крылова «Лебедь, рак и щука», пытаясь выяснить, был ли прав автор с точки зрения физики, утверждая, что «воз и ныне там»;

Пример:

         Сомненье, вера, пыл живых страстей

         Игра воздушных мыльных пузырей:

         Тот радугой блеснул, а этот  – серый, и разлетятся все…

Вопрос:  Почему одни мыльные  пузыри имеют радужную окраску, а  другие – нет? (Радужные полосы на поверхности  мыльного пузыря возникают в результате интерференции световых волн, отраженных от его внутренней и наружной поверхностей. Пленка сначала бесцветная, так как имеет приблизительно равную толщину. Затем раствор постепенно стекает вниз. Из-за разной толщины нижней утолщенной и верхней утонченной пленки появляется радужная окраска.)

3.5.1 «Шерлок Холмс»

Пример:

1. Придя, в гости,  Шерлок  Холмс подошел к окну и посмотрел в него. «Ваш дом каменный и холодный», - заметил он.

Что позволило ему  это сказать?

2. «Блины, вкусные тогда,  когда они горячие», - сказала хозяйка, приглашая Шерлока Холмса к столу. «Чтобы они больше оставались горячими, продолжала она, - я ставлю тарелку с блинами на плетеный из проволоки поднос. Прошу вас». «Лучше их ставить на деревянную подставку», - посоветовал Холмс. На чем основан этот совет?

3.5.2. Сравнительная аналогия

Пример: Рассказывая о заряде, привожу слова Алисы из сказки «Алиса в стране кривых зеркал»: «Ты  видела кота с улыбкой, а улыбку без  кота?». Ребята легко запоминают, что тело без заряда существует, а заряд без тела – нет.

      1. Найди ошибку.

Во многих художественных произведениях можно найти немало ярких, легко запоминающихся рассказов  о физических явлениях. Особенно интересно  выбрать такие отрывки, где имеются  физические ошибки, неточности. Тогда  перед учениками ставится задача: найти ошибку и правильно объяснить явление.

Пример: «Был тихий вечер. По ясному морозному небу плыла Луна». Найти ошибку автора. Учащиеся чаще всего высказывают несколько  версий, но вскоре приходят к правильному  выводу, что настоящее движение Луны мы не замечаем, а кажущееся движение заметно только на фоне бегущих облаков, а не на фоне чистого ночного неба.

3.5.4 Использование жизненных фактов

Пример: Мой отец работает в типографии и говорит, что  у них часто случается разрыв  бумажной ленты, которая быстро движется. Это происходит в результате электризации ленты во время ее трения о валики. А такая электризация очень опасна, так как может стать причиной пожара.

4. Игра как средство развития познавательного интереса учащихся

Для повышения эффективности обучения, развития познавательных интересов, уроки физики, внеклассные мероприятия можно организовать в виде игры или на отдельных уроках использовать игровые ситуации.

4.1. Игра «Третий лишний».

Из трех слов набора надо исключить «лишнее», объяснив общность двух остальных.

Пример: из набора: миля, узел, метр исключаем узел, так как миля и метр единицы длины, а узел – единица скорости.

4.2.Вставьте слово, которое означает то же самое, что и два слова вне скобок

прибор (…..) градусник    Ответ: термометр.

фотон (…..) журнал      Ответ: квант.

4.3.Продолжить ряд:

неделя, день, час,….  Ответ: минута, секунда.

4.4..Подберите слова в  скобках:

(Буква, которой обозначают  плотность)+(геометрическая фигура)=(часть двигателя)

Ответ:  РО, ТОР, РОТОР,

4.5.Уберите одну букву,  чтобы получились слова с физическим  смыслом.

Редактор, пусть.    Ответ: реактор, путь.

4.6. Физическое домино

Учащиеся с удовольствием  «втягиваются» в игры. Ведь в процессе игры рождается азарт соревнования, а это сильный побуждающий мотив. Нельзя забывать о том, что игра должна быть доступной, ее цель достижимой, обязательно красочное, разнообразное оформление, чтобы дети получили удовлетворение от участия в  игре, веселое настроение и удовольствие от игры. Чтобы игра достигла своей цели, необходим один из главных элементов – это ее эмоциональность.

5. Использование нестандартных форм урока

В старших классах  нельзя отказываться совсем от игр.

5.1 Научные конференции,

5.2 КВН,

5.3. игры-диспуты 

5.4. «Поле чудес»

5.5. «Своя игра»

5.6 Эвристическая беседа

5.7. Урок пресс- конференция

5.8. Урок семинар

5.9. Урок лекция

На этих уроках можно обобщить, систематизировать  и расширить знания по выбранной  теме. Так же данные уроки  являются итогами изучения старшеклассниками  большой темы. На таких уроках можно показать учащимся практическую значимость изученного материала, позволяющую широко познакомить их с различными отраслями науки и техники и возможностями получения специальностей.

Игру по праву называют восьмым чудом света. Ведь именно здесь, в процессе игры, мир детства  соединяется с миром науки. Все игры имеют много общих элементов с работой ученого. В том и другом случае привлекает поставленная задача, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, чувство удовлетворения от преодоления препятствия. Именно поэтому всех людей, независимо от возраста, привлекает игра.


6. Использование экспериментов

Активизировать познавательную деятельность учащихся, несомненно, можно и с помощью эксперимента. Большое внимание я уделяю решению экспериментальных задач на разных этапах урока и с различной целью при постановке проблемы, закреплений знаний, проверке усвоения теоретического материала. Экспериментальные задачи включаю и в домашние задания. Задавая эксперимент на дом, мы обучаем школьников умению самостоятельно пополнять знания. Это один из самых педагогически эффективных и интересных для учащихся приемов самостоятельной работы. Он способствует осознанному изучению курса, воспитывает самостоятельность и находчивость, развивает индивидуальные творческие способности, мыслительную деятельность, интерес к предмету.

6.1 Домашние опыты в отличие от классных экспериментов проводятся с использованием каких-то подручных средств, а не специального школьного оборудования, что существенно, ведь в жизни учащимся придется встречаться с различными практическими задачами, которые не всегда похожи на учебные, классные. В этом плане домашние эксперименты способствуют выработке умений самостоятельно планировать опыты, подбирать оборудование, формируют умение познавать окружающие явления, рассматривая их в новой ситуации. Например, я даю задание:«Определите объем небольшой картофелины. Вычислите ее массу». Правильность определения объема картофелины отражает умение пользоваться мензуркой; точность, четкость выполнения задания позволяют оценить понимание физического смысла плотности, массы и знание их единиц измерения


7. Использование компьютера на уроках физики


Компьютеры могут быть использованы на всех стадиях учебного занятия: они оказывают значительное влияние на контрольно-оценочные функции урока, придают ему игровой характер, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Компьютеры позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процессе обучения, оживляют урок, формируют положительное отношение к изучаемому материалу, интереса к нему, удовлетворение результатами обучения. Применение компьютера формируют у учащихся умения получать знания самостоятельно, работая с обучающими программами, умения использовать пакет MS Office (Word, Excel, PowerPoint и др.) для моделирования, исследования физических процессов и оформления результатов работы.

Компьютерные модели позволяют получать в динамике наглядные  запоминающиеся иллюстрации физических экспериментов и явлений, воспроизвести  их тонкие детали, которые могут  ускользать при наблюдении реальных экспериментов. Компьютерное моделирование позволяет изменять временной масштаб, варьировать в широких пределах параметры и условия экспериментов, а также моделировать ситуации, недоступные в реальных экспериментах. Некоторые модели позволяют выводить на экран одновременно с отображением эксперимента графики временной зависимости величин, что облегчает понимание общих закономерностей изучаемых процессов.

При использовании моделей  компьютер предоставляет уникальную, не реализуемую в реальном физическом эксперименте, возможность визуализации не реального явления природы, а его упрощенной теоретической модели с поэтапным включением в рассмотрение дополнительных усложняющих факторов, постепенно приближающих эту модель к реальному явлению. Кроме того, не секрет, что возможности организации массового выполнения разнообразных лабораторных работ, причем на современном уровне, в средней школе весьма ограничены по причине слабой  оснащенности кабинетов физики. В этом случае работа учащихся с компьютерными моделями также чрезвычайно полезна, так как компьютерное моделирование позволяет создать на экране компьютера живую, запоминающуюся динамическую картину физических опытов или явлений.


8. Метод проектов

К участию в проектной работе привлекаются учащиеся разных классов. Различными проектами занимаются как отдельные учащиеся, так и группы учеников. Очень важным достоинством метода проектной работы является развитие мотивации учащихся. Ребята начинают понимать, зачем они изучают физику. Следует помнить, что реальные знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти  самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром. Метод учебного проекта предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, способствует учету интересов, склонностей и способностей. Развивает логическое мышление, умение анализировать ситуацию, делать выводы.

Продуктом творчества учеников являются компьютерные презентации  по различным темам физики

Заключение

Значение познавательного  интереса действительно велико: с  одной стороны, отсутствие интереса к изучаемому – показатель серьезных  недостатков в организации обучения, а с другой – именно благодаря  интересу знания и процесс их получения  могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности.

В своей работе я, проанализировав  основные пути и средства активизации  познавательной деятельности учащихся, убедилась, что в процессе обучения необходимо предусматривать пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса детей. А для этого необходимо оживлять уроки элементами занимательности, использовать всестороннее воздействие средств искусства, побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам, использовать дополнительную литературу для подготовки различного рода сообщений, использовать современные технологии.

 

 

Литература

 

  1. Бодненко Т. Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках физики нетрадиционными методами //Физика и астрономия в школе. – 2004. - №2

  2. Горев Л. А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977.

  3. Зверева Н. М. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – Москва: Просвещение, 1980.

  4. Иванова Л. А. Активизация  познавательной деятельности учащихся при изучении физики. – Москва: Просвещение, 1983.

  5. Ланина И. Я. Внеклассная работа по физике. – М.: Просвещение, 1977.

  6. Ланина И. Я. Не уроком единым: развитие интереса к физике. – М.: Просвещение, 1991.

  7. Нетрадиционные урока по физике /Составители: Хольвинская Л., Филоненко С. – К.: Школьный мир, 2007.

  8. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1987.

 



























 Факты:

1. Моя бабушка работала  на заводе химволокна и рассказывала, как нитки отталкивались друг  от друга и прилипали к гребням  чесальных машин, путались, разрывались  и кошлатились. В результате  этого получался брак, и бабушке  из-за этой электризации не платили премию.

2. А мой дедушка  рассказывал, что при переливании  бензина из одной цистерны  в другую он может загореться. Неужели и это электростатические  явления?

3. Мой отец работает  в типографии и говорит, что  у них часто случается разрыв  бумажной ленты, которая быстро движется. Это происходит в результате электризации ленты во время ее трения о валики. А такая электризация очень опасна, так как может стать причиной пожара.

4. Недавно я собиралась  на дискотеку, но так туда  и не попала. Помыла голову, начала расчесываться, а волосы встали дыбом, так за щеткой и тянутся. Я стала похожа на дикобраза, и настроение было испорчено.

5. Вы не представляете,  что произошло зимой в нашем  универмаге. Посетители были напуганы  женщиной, которая, по словам потерпевших, колола людей хитро спрятанным шприцем. Правда при расследовании выяснилось, что никакого шприца нет: колола синтетическая шубка. Она наэлектризовалась при соприкосновении с окружающими предметами, а сухой морозный воздух – диэлектрик, поэтому заряды на шубке накапливались, она стала искрить, и эти искры вызывали ощущение укола. А как часто приходится стирать одежду из синтетических тканей. Она хорошо электризуется и поэтому притягивает к себе частицы грязи, очень быстро загрязняется. Просто кошмар какой-то. Никакой Tide не поможет, порошка не напасешься.

6. Мы купили в квартиру  новый синтетический палас, но  к нему все прилипает, а когда  по нему ходить в тапочках  на полимерной подошве, даже  видно искрение.

7. А я обратила внимание, что больше всего пыли собирается на экране телевизора – это потому, что там сосредоточено много статического электричества. Решила проверить. Взяла нитку и подошла к экрану, нитка стала прилипать. А раньше я читала, что статика накапливается на поверхности и практически все разряды негативно влияют на человека, вызывая необратимые изменения в организме, особенно влияют на психику.

8. А я обратила внимание: зимой, когда снимаешь в темной  комнате свитер, он      потрескивает и искрится

9. А сколько жертв  и горя принесли человечеству молнии, сколько пожаров они вызвали и сколько  принесли материальных потерь. Так, в 1773 г в Британии была полностью разрушена колокольня, а в 1769 г молния попала в Сен-Назерскую башню в Италии, где хранились все пороховые запасы республики – 1003 тонны!  Взрыв был ужасным - башня поднялась в воздух, разделившись на тысячи мелких кусков, которые каменным дождем упали на город. Шестая часть городских построек была полностью разрушена, другие оказались в аварийном  состоянии. Погибло более 3-х тысяч людей. За что?

10. Это было  в 18 столетии, а вот совсем недавно  по телевизору показывали, как  взорвался современный склад  боеприпасов. Эксперты считают,  что туда тоже попала молния. Ежегодно из-за молний на планете  происходят  до 10 тысяч больших  лесных пожаров, в которых гибнут редкие деревья, обитатели лесов, красивые пейзажи превращаются на выжженное безжизненное пространство.

Обвинение очень  серьезное. Но у меня есть причина  считать, что все это возникает  из-за непонимания. Ученые веками пытались разобраться в данном процессе, строили гипотезы, проводили опыты, пытались объяснить явления, связанные с действием электричества.

11. Действительно,  взаимодействие наэлектризованных  тел усложняет выполнение многих  технологических операций связи.  Заряженную ткань трудно раскроить, она сильно загрязняется в результате притяжения частиц пыли, но, чтобы избавиться от вредных последствий электризации тел,  в технике используются  разные методы борьбы с этими явлениями.

Основной метод  уменьшения электризации - заземление оборудования. Уменьшить электризацию на  поверхности можно путем увеличения влажности воздуха.

12.В быту при  стирке одежды применяются разные  антистатики. Электризация снимается,  если в воду, которой протирают  искусственные         поверхности, добавить хлористый кальций. Также для уменьшения электризации поверхности можно протереть глицерином.

13. Надо сказать,  что электризация синтетического  во время носки оказывается  даже полезной. Например, известно, что поливинилхлоридное белье  даже помогает при лечении некоторых заболеваний.

14. Предгрозовые  симптомы известны врачам издавна.  На поверхности Земли существует  электрическое поле. Во время  гроз, бурь электрическое поле  увеличивается в 10 и более раз.  Именно во время подобных колебаний  напряжения электрического поля земли и ухудшается самочувствие  приступы астмы. Биологи считают, что при действии большего, чем всегда, количества электрических частиц, в организме нарушаются процессы обмена, причем положительные и отрицательные  электрические заряды по-разному влияют на эти процессы. Подобные факты просто надо знать и не паниковать.

15. В воздухе  всегда находится определенное  число ионов. Большое скопление  положительных ионов вызывает  чувство утомления, раздражения,  головокружения, ухудшения дыхания,  раздражение слизистой оболочки носа, хриплость голоса, сердечные приступы, осложнения после операций. Отрицательные  же ионы действуют на человеческий организм положительно, стимулируют биологические процессы, улучшают настроение. Города обычно являются настоящими генераторами лишних положительных ионов. В результате накопления выхлопных газов автомобилей дыма и пыли положительные ионы объединяются и образуют аэрофон. Отрицательные же ионы защищают здоровье человека от вредного загрязнения атмосфер. Таким образом, людям, болеющим гриппом, достаточно побыть в помещении перенасыщенным отрицательными ионами и они быстро выздоравливают. Поэтому надо шире использовать аэроионизаторы.



 

 

 

 

 Формирование познавательных интересов на уроках физики у учащихся

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания.

В классической педагогике главную функцию видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, чтобы учение стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование. Я. А. Каменский рассматривал школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. К. Д. Ушинский видел в интересе основной внутренний механизм успешного учения. Весь многовековой опыт прошлого даёт нам основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор.

Особенно актуально развитие интереса у ученика школьного возраста. В обучении школьников фигурирует – интерес к познанию. Его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование. Учителю известно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И наоборот, труднее и тягостней учить тех школьников, кто не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, на школу как на тяжёлое бремя и кто подчас сопротивляется каждому начинанию учителя, каждому, даже разумному воздействию со стороны.

Таким образом, развитие познавательного интереса школьников является актуальной проблемой в связи с тем, что обнаруживается зависимость качества знаний и уровня знаний обучаемых, сформированности способов умственной деятельности от уровня развития познавательного интереса школьников.

От того, как учителю удается вызвать интерес учащихся к предмету, пробудить потребность в познании, во многом зависит результат обучения и воспитания. Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы – Щукина Г. И., считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:

1. Личности учителя.

2. Содержания учебного материала

Ученику просто нравится содержание данного предмета и он с интересом занимается.

3. Мотивов и приемов обучения

Если первые два пункта не всегда во власти учителя, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя. Чтобы вызвать интерес к предмету нужно создать мотив. Психолого-педагогическая наука рассматривает мотив как побуждение к деятельности. Под учебными мотивами понимается весь комплекс побудителей учебной деятельности. Процесс реализации мотивов по определению А. К. Марковой называется мотивацией.

ВИДЫ МОТИВОВ

Познавательные

  1. Широкие познавательные (общие): ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями.

  2. Учебно – познавательные (предметные): ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний.

  3. Самообразования: ориентация на приобретение дополнительных знаний. Затем на построение специальной программы самосовершенствования.

Социальные

  1. Широкие социальные мотивы. Долг и ответственность, понимание, социальной значимости учителя.

  2. Узкие социальные или позиционные. Стремление занять определённую позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение.

  3. Социального сотрудничества: ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком.

В комплексе данных о познавательном интересе очень существенными является и его осознанность. Осознание мотива всегда сопряжено с более сильными влияниями его на деятельность. Неосознанный мотив тоже действует, но подспудно, им труднее, поэтому управлять.

Осознание познавательных интересов учащихся позволяет им оказывать предпочтение учебным задачам более сложного характера, к чему они стремятся при свободном выборе, естественной и экспериментальной ситуациях.

Итак, познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.

Таким образом, внутренняя сторона учебного процесса, представленная познавательным интересом, становится неиссякаемым источником, который способствует и более благоприятному, и более длительному, и более продуктивному протеканию познавательной деятельности школьника.

Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает учащимся гуманистическую сущность научных знаний. Физика формирует творческие особенности учащихся их мировоззрения, убеждения, т. е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качестве знаний, формированию познавательных мотивов учения.

Можно выделить два источника, влияющих на становление интереса ребят к учению:

  1. содержание учебного материала;

  2. организация учебной деятельности.

К первому источнику относятся следующие стимулы:

1. новизна материала (неожиданность изучаемого факта, явления, закона),

2. обновление усвоенных знаний (открытие в прежних знаниях на известных ранее сторон, связей, отношений, закономерностей, которые дополняют, что уже известна),

3. историзм преподавания (включение сведений из истории важнейших научных открытий, из биографий великих ученых),

4. показ практического значения и необходимости знаний (т. е. связь между содержанием рассмотренного материала и его ценностью для жизни, практики, народного хозяйства).

СХЕМА №1

  1. Новизна материалов;

  2. Обновление усвоенных знаний;

  3. Содержание учебного материала

  4. Историзм преподавания;

  5. Показ практического значения  и необходимости знаний;

  6. Стимул развития познавательного интереса

  7. Стимулы развития познавательной деятельности

  8. Ознакомление с современными   научно-техническими достижениями;

  9. Использование различных форм самостоятельных работ учащихся;

  10. Проблемное обучение;

  11. Постановка практических работ.

Ко второму источнику организации учебной деятельности относятся:

  1. Включение в занятие различных форм самостоятельных работ учащихся;

  2. Проблемное обучение;

  3. Постановку практических работ (исследовательских, творческих).

Все факторы, стимулирующие появление и развитие познавательного интереса, и их связь можно изобразить в виде схемы №1

Активные формы работы на уроках физики

В общем объёме знаний, умений и навыков, получаемых учащимися в средней школе, важное место принадлежит физике, которая широко применяется при изучении других предметов и в практической деятельности будущих рабочих, в частности в овладении новой техникой, при чтении специальной литературы. Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но развить у них интерес к учению, научить учиться.

Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего качество урока. Можно ли назвать современный урок, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.

В курсе физики много различных формул. Чтобы учащиеся могли свободно оперировать ими при решении задач и упражнений, они должны самые распространённые из них, часто встречающиеся на практике знать наизусть. Чтобы формулы лучше запоминались, а также для контроля за их усвоением используется на уроках дидактические игры:

- Физическое домино – состоит из карточек (количество различно) каждая карточка состоит из двух частей – на одной части записано задание, на другой – ответ к другому заданию;

- карточки обратной связи – состоят из планшетов (количество различно) из прозрачной плёнки, соединённых вместе в “книжку”, куда вставляются карточки с ответом. У каждого учащегося имеются такие карточки. Вопросы задаются устно, учащиеся находят правильный ответ и показывают его;

- разноцветные маршруты (приложение№2);

- логические игры;

- физические кубики;

- иллюстрированные викторины;

- метод эвристической и поисковой беседы – означает, что ни объяснения нового материала, ни опроса учащихся лично учителем не проводится – всё это делается вместе с учащимися. Наводящиеся вопросы побуждают их самих докапываться до сути, вместе устанавливается, кто из них и насколько глубоко подготовлен к новому уроку.

Заметно повышают на уроке познавательный интерес учащихся дидактические игры. Как один из видов занимательной игры с успехом используются учебные кроссворды (Приложение №1).

В проведении уроков включаются различные виды и типы уроков – интегрированные, аукционы, “мозговые атаки”, уроки – деловые игры, экскурсии, КВН, уроки “круглых столов”, уроки семинары, зачёты, лекции.

Заключение

В процессе обучения необходимо предусматривать пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности, в приёмах побуждения и активизации учащихся, а для этого необходимо оживлять уроки элементами занимательности, использовать всестороннее воздействие средств искусства, побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам, практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы, использовать дополнительную литературу при подготовки различного рода сообщений учениками.

Необходимо создавать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, вносить техническую смекалку



Познавательные интересы учащихся

  • Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания – теоретическими и экспериментальными, приближающимися в старших классах к методам науки. Познавательная направленность ученика носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляются ему важными, имеющими жизненную значимость, тогда он с увлечением ими занимается, старается все это глубоко изучить. В противном случае интерес ученика будет носить случайный, поверхностный характер.


схема воспитания у учащихся увлечения учебным предметом

  • 1-я стадия – от любопытства к удивлению;

  • 2-я – от удивления к активной любознательности и стремлению узнать;

  • 3-я – к прочному знанию и научному поиску.

На первой стадии у школьников возникает ситуативный интерес, проявляющийся при демонстрации эффектного опыта, слушания рассказа об интересном случае из истории физики, от необычного применения явления и т.д. По мере обогащения запаса конкретных знаний в процессе учебной деятельности, осознания ряда фактов, явлений, законов происходит все большая объективизация интереса: ученик придает все возрастающее значение реальному содержанию объекта своего интереса. Любопытство перерастает в любознательность.

  • Стадия любознательности

Стадия любознательности характеризуется стремлением учащихся глубже ознакомиться с предметом, больше узнать. На этой стадии учащиеся много спрашивают, спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы и вопросы товарищей. Стараюсь так организовать преподавание, чтобы поддержать у учащихся стремление узнать новое, испытать чувство радости от процесса познания.

  • Стадия усвоения прочных знаний

Следующая стадия проявляется в стремлении к прочным знаниям по предмету, что связано с волевыми усилиями и напряжением мысли, с применением знаний на практике.
В процессе обучения физике изменяется объект интереса учащихся. Вначале это факты, опыты, явления; затем – возможность их объяснения; потом – глубокое их истолкование и теоретическое обобщение на основе ведущих теоретических идей, приводящее к пониманию физической картины мира.


Урок – семинар

  • Немалый интерес к физике прививают уроки-семинары. Их я организую в 9 – 11-х классах и обычно связываю с вопросами научно-технического прогресса, «Движение искусственных спутников Земли», «Тепловые двигатели» и др. За неделю до проведения урока-семинара учащимся сообщаю его тему, дату, перечень литературы. Готовятся все ученики, а выступают по желанию; обобщения делаю сама. Эти занятия вырабатывают самостоятельность мышления учащихся, развивают их эрудицию. Практика работы показывает, что наиболее эффективны те средства поддержания познавательной активности учеников ,которые связаны с их жизнью.


Эвристическая беседа

  • На микробеседах мы говорим об отдельных этапах жизни и деятельности ученых, успехах в развитии науки и техники, причем беседу нужно проводить эмоционально. Трудно четко спланировать эти краткие беседы, отразить их содержание в поурочном планировании, т.к. зачастую они бывают импровизированными. Так, перед изучением вопроса «М.В. Ломоносов о строении вещества» готовлюсь к беседе об основных, наиболее интересных этапах жизни и деятельности ученого, о его вкладе в развитие науки. Перед уроком на тему «Давление» подбираю материал о получении в нашей стране искусственных алмазов.


Использование художественной и научно-популярной литературы в процессе обучения оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности учащихся, закреплению и углублению получаемых ими знаний, созданию целостного представления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у них потребность в чтении. Этот прием позволяет легко войти в контакт с учащимися, вызвать их расположение, ярко и образно преподнести изучаемый материал, что способствует его усвоению. Приведу несколько примеров. При изучении с семиклассниками темы о равнодействующей силе разбираем басню Крылова «Лебедь, рак и щука», пытаясь выяснить, был ли прав автор с точки зрения физики, утверждая, что «воз и ныне там»;



Эксперимент

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся, несомненно, можно и с помощью эксперимента. Большое внимание я уделяю решению экспериментальных задач на разных этапах урока и с различной целью при постановке проблемы, закреплений знаний, проверке усвоения теоретического материала. Экспериментальные задачи включаю и в домашние задания. Задавая эксперимент на дом, мы обучаем школьников умению самостоятельно пополнять знания. Это один из самых педагогически эффективных и интересных для учащихся приемов самостоятельной работы. Он способствует осознанному изучению курса, воспитывает самостоятельность и находчивость, развивает индивидуальные творческие способности, мыслительную деятельность, интерес к предмету.



Домашние опыты в отличие от классных экспериментов проводятся с использованием каких-то подручных средств, а не специального школьного оборудования, что существенно, ведь в жизни учащимся придется встречаться с различными практическими задачами, которые не всегда похожи на учебные, классные. В этом плане домашние эксперименты способствуют выработке умений самостоятельно планировать опыты, подбирать оборудование, формируют умение познавать окружающие явления, рассматривая их в новой ситуации. Например, я даю задание:«Определите объем небольшой картофелины. Вычислите ее массу». Правильность определения объема картофелины отражает умение пользоваться мензуркой; точность, четкость выполнения задания позволяют оценить понимание физического смысла плотности, массы и знание их единиц измерения



работа с кроссвордами по физике.
Для того чтобы кроссворды стали учебно
-дидактическим средством, способствующим повышению эффективности обучения, я составляю их на базе основного программного материала, а зашифрованы в них физические понятия, явления, законы, названия приборов, фамилии ученых, практические применения научных знаний. На уроках кроссворды применяю для проверки лишь усвоения фактического материала учащимися, а не общей эрудиции. Загадывание физических терминов провожу так, чтобы ответ требовал не только знаний определений понятий, но и понимания физического смысла, а также знаний практических применений в быту, технике; это позволит шире и глубже охватить изучаемый материал



два основных источника, влияющих на становление интереса ребят к учению

  1. Содержание учебного материала

  2. организация учебной деятельности


Требования к теоретическому материалу

1. Занимательный материал должен привлекать внимание ученика постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа. В частности, учащиеся 7-го класса после рассмотрения вопроса об архимедовой силе с интересом прочтут статью «Загадка водяной капли», а ученики 8-го класса при изучении раздела «Тепловые явления» – статью «Жара и холод».
2. Занимательный материал должен быть не развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызывать познавательную активность учащихся, помогать им выяснять причинно-следственные связи между явлениями. В противном случае занимательность не приведет к развитию у школьников устойчивых познавательных интересов. Поэтому учителю следует ставить перед учениками вопросы: «Как?», «Почему?», «Отчего?»


организация учебной деятельности

  • включение в занятия различных форм самостоятельных работ учащихся;

  • проблемное обучение;

  • постановку практических работ (исследовательских, творческих).

две стороны занимательности

Возможности

содержания

самого предмета


Определенные

методические

приемы





21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!