Средства контроля над результатами обучения русскому языку – способы, с помощью которых определяется результативность учебной деятельности школьников в области русского языка.
Компонентами контроля являются оценивание (как процесс) и оценка (как результат). Различают оценки квалитативные (парциальные, в виде оценочных суждений) и квантитативные (оценки успешности, в виде знаков). Функции оценивания: информационная, стимулирующая, характерообразующая.
Показатели (индикаторы) обученности русскому языку – внешние проявляющиеся признаки, по которым можно определить выраженность критерия, т.е. то или иное качество лингвистического знания, учебно-языкового, правописного или речевого умения.
Степень обученности учащихся – совокупность показателей, характеризующая результаты учебного процесса.
Самооценка учащегося – оценка самого себя, своих способностей, возможностей, достижений. Может быть адекватной, заниженной, завышенной, в редких случаях самооценка может отсутствовать.
Экспертиза – исследование, разрешение при помощи экспертов какого-либо вопроса.
Экспертная оценка - мотивированное мнение, суждение о предмете экспертизы, её результат. Экспертные оценки могут быть индивидуальные (наблюдение, опросные методы) и коллективные (совещания, дискуссии, моделирование).
Метод экспертных оценок – комплекс процедур, направленных на получение информации, её анализ и обобщение с целью подготовки и принятия компетентного решения. Экспертиза состоит из объекта экспертизы, заказчика экспертизы и эксперта. Основные этапы экспертизы: организация экспертизы, определения статуса эксперта, проведение экспертизы, формирование заключения экспертизы, принятие управленческого решения.
Экспертная система – система искусственного интеллекта, позволяющая распознать ситуацию, поставить диагноз, формулировать диагноз и дать рекомендацию для выбора действия.
Качество образования – интегрированный показатель, включающий совокупность характеристик различных сторон и аспектов образовательной деятельности школы. Основные характеристики качества образования – многоаспектность, многокатегориальность, полихромность, инвариантность и вариативность.
Менеджмент качества образования – система мер по обеспечению гарантированного качества образовательных услуг.
Мониторинг – систематическая и регулярная процедура сбора, экспертизы и оценки качества образовательных услуг в целях развития системы образования и предотвращения неблагоприятных или критических ситуаций. Виды мониторинга:
* по масштабу целей образования – стратегический, тактический, оперативны й.
* по охвату объектов для мониторинга – локальный, выборочный, сплошной.
* по организационным формам – индивидуальный, групповой, фронтальный.
* по используемому инструментарию – стандартизированный и нестандартизированный.
* по направленности – внешний и внутренний.
Педагогические тесты – тесты, созданные для проверки учебных достижений учащихся.
Тест – инструмент измерения, совокупность заданий, метод выявления и оценки уровня учебных достижений учащихся.