Современные средства оценивания результатов обучения по информатике
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя»
Хаббард
Какие качества мы хотим видеть у ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен?
- Умение ставить цель и добиваться ее
- Умение адаптироваться к ситуации
- Умение общаться
- Умение ориентироваться в мире
- Самостоятельно добывать и применять знания
- Уметь заботиться о других, быть достойным человеком
ФГОС – это требования к …
СТРУКТУРЕ
РЕЗУЛЬТАТАМ
УСЛОВИЯМ
основной образовательной программы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ « РАЗВИТИЕ личности обучающегося на основе освоения … ДЕЙСТВИЙ … составляет основной результат образования »
Метапредметные
Личностные
- универсальные учебные действия ( познавательные , регулятивные и коммуникативные ) - основа умения учиться …
- ценностно-смысловые установки личностной позиции,
- основы российской и гражданской идентичности …
Предметные
получения, преобразования и применения предметных знаний …
Традиционный взгляд: «Дать прочные ЗНАНИЯ »
Катя: Можно подумать, что ничего нового! Все эти красивые слова говорились и раньше. НО ТЕПЕРЬ ЭТО БУДУТ ПРОВЕРЯТЬ! СМ.ДАЛЬШЕ
ФГОС: новые требования к СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА (проверка заявленных действий, умений, а не просто набора знаний)!
Основные принципы оценки результатов обучения :
- - оценивание является постоянным процессом ;
- - в зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание;
- - оценивание может быть только критериальным ;
- критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
- - оцениваться с помощью отметки могуть только результаты деятельности ученика, но не его личные качества;
Основные принципы оценки результатов обучения:
- оценивать можно только то, чему учат ;
- - критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и обучающимся (они могут вырабатываться совместно);
- - система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке .
ОТЛИЧИЕ системы оценивания ФГОС от традиционной системы оценивания
- Подавляющее большинство образовательных результатов можно сравнить только с его же предыдущими показателями
- Целью оценочной деятельности является определение комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов
- Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку
Обогащение
личностного
опыта
Предметные
знания
Результат обучения
Развивающее
обучение
Личностно-
ориентированное
обучение
Традиционное
обучение
Способы
деятельности
Средства оценки результатов обучения
способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся.
Существует много различных классификаций методов и приемов контроля знаний учащихся.
Средства оценки
результатов обучения
традиционные
инновационные
Традиционные средства
Опрос
Зачёт
Контрольная работа
Инновационные средства
Тестирование
Рейтинг
Учебное портфолио
Специфическая особенность курса информатики – направленность на подготовку учащихся к последующему использованию ЭВМ в практической деятельности, выработки у них определенных операциональных умений и навыков.
объект контроля
готовность учащихся для различного вида учебной деятельности, сформированность определенных умений и навыков
Формы контроля знаний
самоконтроль
взаимоконтроль
индивидуальный контроль
Индивидуальный контроль (контроль учителем)
- Устный опрос.
- Зачет (устный, письменный).
- Домашняя работа (контрольная, творческая).
- Самостоятельная работа (воспроизводящая; реконструктивно – вариативная; эвристическая; творческая)
- Диктант.
- Контрольная работа, практическая работа.
- Тесты (на бумаге, на ПК).
Взаимоконтроль
- Устный опрос (в парах, в группах).
- Проверка самостоятельной работы по эталону (образцу), четкие критерии оценок.
- Тестирование.
Самоконтроль
- Используя эталон или опорный конспект, справочный материал.
- Тестирование.
Тест - это
стандартизированные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для получения определённых характеристик (количественных) о достигнутом уровне знаний, умений и навыков испытуемого.
Типы тестовых заданий
тестовые задания по блоку «знания»
тестовые задания по блоку «навыки»
тестовые задания по блоку «умения»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0d7957b8-9a26-47ce-bf2a-c55408a1df24/9_7.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/72f71956-3cf7-4563-8a5f-7b0e3caef1a6/9_8.swf
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash/gl2/1.php
Типы тестовых заданий по блоку «знания»
- альтернативные вопросы (требуют ответа “да/нет”);
- вопросы с выбором (ответ выбирается из готового набора вариантов);
- информативные вопросы на знание фактов (где, когда, сколько);
- вопросы, ответы на которые можно контролировать по набору ключевых слов;
- вопросы, ответы на которые можно распознать каким-либо методом однозначно.
Типы тестовых заданий по блоку «навыки»
(распознавание деятельности манипуляций с клавиатурой, по конечному результату)
- задания на стандартные алгоритмы (альтернативные “да/нет”, выбор из набора вариантов);
- выполнение определенных действий.
Типы тестовых заданий по блоку «умения»
- задания на нестандартные алгоритмы (альтернативные “да/нет”, выбор из набора вариантов);
- выполнение определенных действий.
Уровни сложности тестовых заданий
Первый уровень – вопросы на распознавание. Их удобно представлять альтернативными тестами, предусматривающими ответы типа «да - нет», «правильно – неправильно», или тестами с выборочными ответами.
Второй уровень – вопросы на воспроизведение или решение задачи. Они представляются тестами со свободным (конструктивным) ответом или с множественным выбором его. Конструктивный ответ представляет собой строку произвольных символов. Эталон может задаваться в виде основы слова или фразы.
Третий уровень – вопросы на применение знаний при решении нетиповой или измененной задачи. Их лучше представлять тестами со свободным ответом или тестами с выборочными пояснениями к ним.
Четвертый уровень – вопросы на творческое применение знаний, решение задач, не сводящихся к одному определенному типу. Представляются также, как и вопросы третьего уровня.
Преимущества использования тестовых заданий:
- не требуют от учеников письменных изложений;
- экономны в отношении времени, затраченного на непосредственное выполнение действий;
- обладают большой гибкостью в выявлении узких целей, благодаря чему удаётся очень подробно формулировать и точно очерчивать задачу каждого теста.
Недостатки использования тестовых заданий:
- воспитание «кнопочного поколения»;
Анкета для учащихся:
О чем вы думали во время устных ответов своих товарищей?
а) следили за ответами товарищей ___________
б) думали о том, что станете отвечать, если учитель спросит вас______
в) думали об изучаемом материале ________
г) думали о разном, но не об изучаемом предмете________
д) занимались посторонними делами ________
Какая форма организации проверки знаний для вас более удобна:
а) устный опрос
б) письменный опрос с развёрнутым изложением ответа
в) тест
г) диктант (физический, математический и т.п.)
Почему данная форма организации проверки знаний вам нравится:
а) снижается риск неправильно ответить;
б) оценка более объективна;
в) нет ощущения дискомфорта из-за возможности дать неверный ответ;
г) возможность самоконтроля (проверить самого себя, отработать ошибки);
д) думаешь над вопросом, пытаешься вспомнить верный ответ.
Е) своё мнение: ______________________________________________
_____________________________________________________________
О чём вы думаете во время устных ответов своих товарищей?
Почему данная форма организации проверки знаний вам нравится?
Систематический контроль знаний и умений учащихся
Преподаватель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля, но систематически изобретать, внедрять свои средства контроля. Умелое владение преподавателем различными методами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся, обеспечивает активную работу каждого.
В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности учащихся, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся.
к успеху!
от неудачи