СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные средства оценивания учащихся на уроках информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современные средства оценивания учащихся на уроках информатики»

Современные средства  оценивания  результатов обучения по информатике

Современные средства оценивания результатов обучения по информатике

 «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя»    Хаббард

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя»

Хаббард

Какие качества мы хотим видеть у ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен?   Умение ставить цель и добиваться ее  Умение адаптироваться к ситуации Умение общаться Умение ориентироваться в мире Самостоятельно добывать и применять знания  Уметь заботиться о других, быть достойным человеком  Сохранить здоровье …

Какие качества мы хотим видеть у ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен?

  • Умение ставить цель и добиваться ее
  • Умение адаптироваться к ситуации
  • Умение общаться
  • Умение ориентироваться в мире
  • Самостоятельно добывать и применять знания

  • Уметь заботиться о других, быть достойным человеком
  • Сохранить здоровье …

ФГОС – это требования к …    СТРУКТУРЕ РЕЗУЛЬТАТАМ УСЛОВИЯМ основной образовательной программы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ « РАЗВИТИЕ личности обучающегося на основе освоения … ДЕЙСТВИЙ … составляет основной результат образования » Метапредметные Личностные  универсальные учебные действия ( познавательные , регулятивные  и  коммуникативные ) - основа умения учиться … ценностно-смысловые установки  личностной позиции, основы российской и гражданской идентичности … Предметные  опыт получения, преобразования и применения предметных знаний … Традиционный взгляд: «Дать прочные ЗНАНИЯ » Катя: Можно подумать, что ничего нового! Все эти красивые слова говорились и раньше. НО ТЕПЕРЬ ЭТО БУДУТ ПРОВЕРЯТЬ! СМ.ДАЛЬШЕ ФГОС: новые требования к СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА (проверка заявленных действий, умений, а не просто набора знаний)!

ФГОС – это требования к …

СТРУКТУРЕ

РЕЗУЛЬТАТАМ

УСЛОВИЯМ

основной образовательной программы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ « РАЗВИТИЕ личности обучающегося на основе освоения … ДЕЙСТВИЙ … составляет основной результат образования »

Метапредметные

Личностные

  • универсальные учебные действия ( познавательные , регулятивные и коммуникативные ) - основа умения учиться …
  • ценностно-смысловые установки личностной позиции,
  • основы российской и гражданской идентичности …

Предметные

  • опыт

получения, преобразования и применения предметных знаний …

Традиционный взгляд: «Дать прочные ЗНАНИЯ »

Катя: Можно подумать, что ничего нового! Все эти красивые слова говорились и раньше. НО ТЕПЕРЬ ЭТО БУДУТ ПРОВЕРЯТЬ! СМ.ДАЛЬШЕ

ФГОС: новые требования к СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА (проверка заявленных действий, умений, а не просто набора знаний)!

Основные принципы оценки результатов обучения :   - оценивание является  постоянным процессом ; - в зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание;  - оценивание может быть  только критериальным ; критериями оценивания выступают ожидаемые  результаты, соответствующие учебным целям;  - оцениваться с помощью отметки могуть только результаты деятельности ученика, но не его личные качества;

Основные принципы оценки результатов обучения :

  • - оценивание является  постоянным процессом ;
  • - в зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание;
  • - оценивание может быть  только критериальным ;
  • критериями оценивания выступают ожидаемые  результаты, соответствующие учебным целям;
  • - оцениваться с помощью отметки могуть только результаты деятельности ученика, но не его личные качества;
Основные принципы оценки результатов обучения:   оценивать  можно  только то, чему учат ;  - критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и обучающимся (они могут вырабатываться совместно);  - система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность,  приобретали навыки и привычку к самооценке .

Основные принципы оценки результатов обучения:

  • оценивать  можно  только то, чему учат ;
  • - критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и обучающимся (они могут вырабатываться совместно);
  • - система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность,  приобретали навыки и привычку к самооценке .
ОТЛИЧИЕ системы оценивания ФГОС от традиционной системы оценивания Подавляющее большинство образовательных результатов можно сравнить только с его же предыдущими показателями Целью оценочной деятельности является определение комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов  Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку

ОТЛИЧИЕ системы оценивания ФГОС от традиционной системы оценивания

  • Подавляющее большинство образовательных результатов можно сравнить только с его же предыдущими показателями
  • Целью оценочной деятельности является определение комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов
  • Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку
Обогащение личностного опыта Предметные знания Результат обучения Развивающее обучение Личностно- ориентированное обучение Традиционное обучение Способы деятельности

Обогащение

личностного

опыта

Предметные

знания

Результат обучения

Развивающее

обучение

Личностно-

ориентированное

обучение

Традиционное

обучение

Способы

деятельности

Средства оценки результатов обучения способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся. Существует много различных классификаций методов и приемов контроля знаний учащихся.

Средства оценки результатов обучения

способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся.

Существует много различных классификаций методов и приемов контроля знаний учащихся.

Средства оценки результатов обучения традиционные инновационные

Средства оценки

результатов обучения

традиционные

инновационные

Традиционные средства Опрос Зачёт Контрольная работа

Традиционные средства

Опрос

Зачёт

Контрольная работа

Инновационные средства Тестирование  Рейтинг Учебное портфолио

Инновационные средства

Тестирование

Рейтинг

Учебное портфолио

Специфическая особенность курса информатики – направленность на подготовку учащихся к последующему использованию ЭВМ в практической деятельности, выработки у них определенных операциональных умений и навыков. объект контроля  готовность учащихся для различного вида учебной деятельности, сформированность определенных умений и навыков

Специфическая особенность курса информатикинаправленность на подготовку учащихся к последующему использованию ЭВМ в практической деятельности, выработки у них определенных операциональных умений и навыков.

объект контроля

готовность учащихся для различного вида учебной деятельности, сформированность определенных умений и навыков

Формы контроля знаний самоконтроль взаимоконтроль индивидуальный контроль

Формы контроля знаний

самоконтроль

взаимоконтроль

индивидуальный контроль

Индивидуальный контроль (контроль учителем) Устный опрос. Зачет (устный, письменный). Домашняя работа (контрольная, творческая). Самостоятельная работа (воспроизводящая; реконструктивно – вариативная; эвристическая; творческая) Диктант. Контрольная работа, практическая работа. Тесты (на бумаге, на ПК).

Индивидуальный контроль (контроль учителем)

  • Устный опрос.
  • Зачет (устный, письменный).
  • Домашняя работа (контрольная, творческая).
  • Самостоятельная работа (воспроизводящая; реконструктивно – вариативная; эвристическая; творческая)
  • Диктант.
  • Контрольная работа, практическая работа.
  • Тесты (на бумаге, на ПК).
Взаимоконтроль Устный опрос (в парах, в группах). Проверка самостоятельной работы по эталону (образцу), четкие критерии оценок. Тестирование.

Взаимоконтроль

  • Устный опрос (в парах, в группах).
  • Проверка самостоятельной работы по эталону (образцу), четкие критерии оценок.
  • Тестирование.
Самоконтроль Используя эталон или опорный конспект, справочный материал. Тестирование.

Самоконтроль

  • Используя эталон или опорный конспект, справочный материал.
  • Тестирование.
Тест - это  стандартизированные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для получения определённых характеристик (количественных) о достигнутом уровне знаний, умений и навыков испытуемого. Типы тестовых заданий тестовые задания по блоку «знания» тестовые задания по блоку «навыки» тестовые задания по блоку «умения» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0d7957b8-9a26-47ce-bf2a-c55408a1df24/9_7.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/72f71956-3cf7-4563-8a5f-7b0e3caef1a6/9_8.swf http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash/gl2/1.php

Тест - это

стандартизированные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для получения определённых характеристик (количественных) о достигнутом уровне знаний, умений и навыков испытуемого.

Типы тестовых заданий

тестовые задания по блоку «знания»

тестовые задания по блоку «навыки»

тестовые задания по блоку «умения»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0d7957b8-9a26-47ce-bf2a-c55408a1df24/9_7.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/72f71956-3cf7-4563-8a5f-7b0e3caef1a6/9_8.swf

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash/gl2/1.php

Типы тестовых заданий по блоку «знания»  альтернативные вопросы (требуют ответа “да/нет”);  вопросы с выбором (ответ выбирается из готового набора вариантов);  информативные вопросы на знание фактов (где, когда, сколько);  вопросы, ответы на которые можно контролировать по набору ключевых слов;  вопросы, ответы на которые можно распознать каким-либо методом однозначно.

Типы тестовых заданий по блоку «знания»

  • альтернативные вопросы (требуют ответа “да/нет”);
  • вопросы с выбором (ответ выбирается из готового набора вариантов);
  • информативные вопросы на знание фактов (где, когда, сколько);
  • вопросы, ответы на которые можно контролировать по набору ключевых слов;
  • вопросы, ответы на которые можно распознать каким-либо методом однозначно.
Типы тестовых заданий по блоку «навыки» (распознавание деятельности манипуляций с клавиатурой, по конечному результату)  задания на стандартные алгоритмы (альтернативные “да/нет”, выбор из набора вариантов);   выполнение определенных действий.

Типы тестовых заданий по блоку «навыки»

(распознавание деятельности манипуляций с клавиатурой, по конечному результату)

  • задания на стандартные алгоритмы (альтернативные “да/нет”, выбор из набора вариантов);

  • выполнение определенных действий.
Типы тестовых заданий по блоку «умения»  задания на нестандартные алгоритмы (альтернативные “да/нет”, выбор из набора вариантов);  выполнение определенных действий.

Типы тестовых заданий по блоку «умения»

  • задания на нестандартные алгоритмы (альтернативные “да/нет”, выбор из набора вариантов);

  • выполнение определенных действий.
Уровни сложности тестовых заданий Первый уровень – вопросы на распознавание. Их удобно представлять альтернативными тестами, предусматривающими ответы типа «да - нет», «правильно – неправильно», или тестами с выборочными ответами. Второй уровень – вопросы на воспроизведение или решение задачи. Они представляются тестами со свободным (конструктивным) ответом или с множественным выбором его. Конструктивный ответ представляет собой строку произвольных символов. Эталон может задаваться в виде основы слова или фразы. Третий уровень  – вопросы на применение знаний при решении нетиповой или измененной задачи. Их лучше представлять тестами со свободным ответом или тестами с выборочными пояснениями к ним. Четвертый уровень  – вопросы на творческое применение знаний, решение задач, не сводящихся к одному определенному типу. Представляются также, как и вопросы третьего уровня.

Уровни сложности тестовых заданий

Первый уровень – вопросы на распознавание. Их удобно представлять альтернативными тестами, предусматривающими ответы типа «да - нет», «правильно – неправильно», или тестами с выборочными ответами.

Второй уровень – вопросы на воспроизведение или решение задачи. Они представляются тестами со свободным (конструктивным) ответом или с множественным выбором его. Конструктивный ответ представляет собой строку произвольных символов. Эталон может задаваться в виде основы слова или фразы.

Третий уровень – вопросы на применение знаний при решении нетиповой или измененной задачи. Их лучше представлять тестами со свободным ответом или тестами с выборочными пояснениями к ним.

Четвертый уровень – вопросы на творческое применение знаний, решение задач, не сводящихся к одному определенному типу. Представляются также, как и вопросы третьего уровня.

Преимущества использования тестовых заданий:  не требуют от учеников письменных изложений;   экономны в отношении времени, затраченного на непосредственное выполнение действий;  обладают большой гибкостью в выявлении узких целей, благодаря чему удаётся очень подробно формулировать и точно очерчивать задачу каждого теста.

Преимущества использования тестовых заданий:

  • не требуют от учеников письменных изложений;

  • экономны в отношении времени, затраченного на непосредственное выполнение действий;

  • обладают большой гибкостью в выявлении узких целей, благодаря чему удаётся очень подробно формулировать и точно очерчивать задачу каждого теста.
Недостатки использования тестовых заданий:  воспитание «кнопочного поколения»;

Недостатки использования тестовых заданий:

  • воспитание «кнопочного поколения»;

Анкета для учащихся: О чем вы думали во время устных ответов своих товарищей? а) следили за ответами товарищей ___________ б) думали о том, что станете отвечать, если учитель спросит вас______ в) думали об изучаемом материале ________ г) думали о разном, но не об изучаемом предмете________ д) занимались посторонними делами ________ Какая форма организации проверки знаний для вас более удобна: а) устный опрос б) письменный опрос с развёрнутым изложением ответа в) тест г) диктант (физический, математический и т.п.) Почему данная форма организации проверки знаний вам нравится: а) снижается риск неправильно ответить; б) оценка более объективна; в) нет ощущения дискомфорта из-за возможности дать неверный ответ; г) возможность самоконтроля (проверить самого себя, отработать ошибки); д) думаешь над вопросом, пытаешься вспомнить верный ответ. Е) своё мнение: ______________________________________________ _____________________________________________________________

Анкета для учащихся:

О чем вы думали во время устных ответов своих товарищей?

а) следили за ответами товарищей ___________

б) думали о том, что станете отвечать, если учитель спросит вас______

в) думали об изучаемом материале ________

г) думали о разном, но не об изучаемом предмете________

д) занимались посторонними делами ________

Какая форма организации проверки знаний для вас более удобна:

а) устный опрос

б) письменный опрос с развёрнутым изложением ответа

в) тест

г) диктант (физический, математический и т.п.)

Почему данная форма организации проверки знаний вам нравится:

а) снижается риск неправильно ответить;

б) оценка более объективна;

в) нет ощущения дискомфорта из-за возможности дать неверный ответ;

г) возможность самоконтроля (проверить самого себя, отработать ошибки);

д) думаешь над вопросом, пытаешься вспомнить верный ответ.

Е) своё мнение: ______________________________________________

_____________________________________________________________

О чём вы думаете во время устных ответов своих товарищей?

О чём вы думаете во время устных ответов своих товарищей?

Почему данная форма организации проверки знаний вам нравится?

Почему данная форма организации проверки знаний вам нравится?

Систематический контроль знаний и умений учащихся Преподаватель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля, но систематически изобретать, внедрять свои средства контроля. Умелое владение преподавателем различными методами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся, обеспечивает активную работу каждого. В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности учащихся, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся.

Систематический контроль знаний и умений учащихся

Преподаватель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля, но систематически изобретать, внедрять свои средства контроля. Умелое владение преподавателем различными методами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся, обеспечивает активную работу каждого.

В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности учащихся, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся.

к успеху! от неудачи

к успеху!

от неудачи


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!