Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение №29 детский сад «Теремок»
Современные технологии и практики в образовательном пространстве ДОУ.
Воспитатель:
Данилова Елена Сергеевна
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв).
Технологии :
- Использование техники рисования по воде «Эбру».
- Использование комиксов в образовательных технологиях.
- Организация работы в ДОУ с использованием конструктора Йохокуб.
- Использование интеллект-карт в образовательной деятельности.
- Использование проектной деятельности.
- Финансовая грамотность детей дошкольного возраста.
Нетрадиционная техника рисования на воде «Эбру».
«Эбру» – это рисование на воде, рисование жидкостями. Нанесение одной жидкости на поверхность другой создает невероятный эффект, в результате чего получаются неповторимые узоры, которые можно перенести на твердую поверхность – бумагу, дерево, ткань, керамику. Техника «Эбру» в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Она дает дошкольникам возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, нарисовать новый, дополнить его деталями, и при этом не ждать когда краски высохнут, и не пользоваться ластиком.
Техника «Эбру» дает возможность реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя художником, проектировщиком, дизайнером и получить настоящее удовольствие и фантазию без границ.
Для рисования нужна вязкая вода, краски, не растворяющиеся в воде, плоские кисти, палочки, гребенки, бумага (она должна быть для рисования акварелью или плотная шероховатая, простая бумага не годится, т. к. она быстро впитывает жидкость).
Суть этой техники сводится к тому, что у жидкостей разная плотность и не растворяющиеся краски не тонут, они удерживаются на воде и создавая тонкую пленку.
Комиксы.
Комикс представляет собой некую историю в картинках. То есть это своего рода мультфильм, нарисованный на листе бумаги. Комикс обычно описывает приключения или просто какую-то цепочку событий, которые разворачиваются вокруг одного или нескольких главных героев. Таким образом, мы имеем набор картинок, связанных единым сюжетом, на которых изображен один и тот же персонаж (или группа персонажей). Комиксы - Это замечательный способ для ребенка познакомиться и усвоить какую-то учебную информацию, в увлекательном и для многих даже неожиданном ключе.
Образовательные комиксы позволяют развивать активно-познавательную и мыслительную деятельности обучающихся, вовлекать их в процесс познания, усвоения материала не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников. То есть, можно использовать комиксы не только как наглядный материал, но и обучать детей создавать комиксы самостоятельно на определённую тему. За счет применения комиксов более успешно будут усваиваться разнообразные знания, умения и навыки.
Йохокуб.
Сейчас в современном образовании очевиден переход к комплексному подходу в обучении, сочетанию естественных наук с новейшими технологиями, основами робототехники, математики. Этот подход очень ярко выражен в одном из современных трендов - STEAM – образовании.
Одной из уникальных технологий STEAM – образования является технология Йохокуб, которая эффективно развивает умение критически мыслить, владеть навыками моделирования, исследования, коммуникации, способности к взаимодействию, креативности.
Йохокуб – это развивающий, вдохновляющий на изобретение и творчество экоконструктор, состоящий из кубиков и призм, которые собираются в 3D формате из плоских форм и соединяются между собой скобками в любом направлении. Конструктор Йохокуб через игру развивает абстрактное мышление, конструкторские навыки, творческие способности и мелкую моторику. Приучает к коллективному творчеству в разновозрастной группе.
Интеллект-карты.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Использование интеллект – карт позволяет раскрыть полноту выбранной темы и решить стоящие перед педагогом задачи, а именно:
- повысить мотивацию, качество знаний воспитанников, конкурентоспособность их в образовательном процессе;
- развить коммуникативные и творческие способности в процессе учебно-познавательной деятельности;
- активизировать самостоятельную деятельность воспитанников.
Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность, запоминаемость, творчество, своевременность.
Составление интеллект - карты требует соблюдения определённых правил:
- Для создания ментальных карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.
- Лист располагается горизонтально.
- Главная идея, тема, образ помещается в центре страницы. Можно использовать надпись, пишется только одно ключевое слово, печатными буквами, чтобы было читаемо. Центральный образ должен быть ярким, насыщенным.
- От темы рисуются несколько ответвлений, это могут быть ветви, прямые линии или стрелки, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Каждая линия имеет свой цвет.
- Пишутся ассоциации, мысли, образы около каждой ветви. Можно так же добавить ассоциацию – картинку. Это помогает лучше усваивать материал и развивать мыслительные навыки.
- Главные ветви, которые отходят от основной темы более толстые, чем ветви второго уровня. Их толщина символизирует важность этой ассоциации в иерархии интеллект-карты.
- В процессе моделирования И.К. могут добавляться новые понятия, для этого оставляется свободное место.
Следуя данным правилам построения интеллект – карт можно добиться решения поставленных задач и получить ожидаемые результаты.
Проектная деятельность.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов . Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
Проблема;
Проектирование или планирование;
Поиск информации;
Продукт;
Презентация
Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой, не менее важной, - на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение-изучение-исследование).
Финансовая грамотность.
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Образовательная деятельность с воспитанниками включает в себя следующие методы и приемы работы: непосредственная образовательная деятельность, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные, практические, игровые задачи.
Цель педагогического опыта - не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.
Спасибо за внимание!