Современные технологии коррекционно-развивающей педагогической работы в современном образовательном пространстве.
Подготовила Солодовник Л. Н.,
учитель ГКОУ-школы №22
города Армавира.
Одной из главных задач в образовательной деятельности детей с ОВЗ – это всестороннее развитие. На основе статистических данных такие дети физически подготовлены слабее, чем дети с нормальным темпом развития. И это вызывает определённые трудности в овладении ими как учебного материала, так и развития памяти, мышления, внимания и других высших психических функций. В работе с такими детьми применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиться положительной динамики в обучении и воспитании. И это касается также детей, обучающихся на дому.
У детей с особыми образовательными потребностями процесс развития личности протекает с их возможностями. У данной категории детей наблюдается недоразвитие всех психических процессов, также затруднена социализация, формирование интересов, что влечёт за собой то, что они мало заинтересованы в своём обучении или не заинтересованы вовсе. В результате эти дети получают неполные и, возможно, искажённые представления об окружающем мире. Поэтому основными задачами педагогов является не только развитие умственных способностей особых
детей, но и их эмоциональное благополучие и социальная адаптация. Преодолеть трудности, вызванные физической и умственной неполноценностью, помогают индивидуальные занятия, что как раз и проводится в условиях надомного обучения. При работе с детьми с ОВЗ применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, которые позволяют добиваться положительной динамики в обучении и воспитании таких детей.
Использование современных коррекционно-развивающих технологий позволяет достичь положительных результатов в формировании коммуникативных качеств и вхождения в социальную среду, что является немаловажным для развития личности в образовательном процессе.
Наиболее важным в инновационных технологиях является развитие мотивации, самостоятельности в своей деятельности, формирование личностного мышления, подготовка личности к жизни в социуме.
Современные коррекционно-развивающие технологии необходимо адаптировать к условиям работы с детьми с ОВЗ, обучающимися на дому. Образование детей ЗНД предусматривает:
- создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и возможности для получения образования;
- воспитание;
- лечение и оздоровление;
- коррекцию нарушений развития;
- социальную адаптацию.
Построение общей системы коррекционно-развивающего образования невозможно без грамотного подобранного спектра педагогических технологий, которые позволяют наиболее гибко отзываться на образовательные нужды и возможности каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
В педагогической практике любая технология с коррекционной направленностью становится одной из ведущих, только надо знать, где её можно рационально применить.
Вариантов грамотного внедрения педагогических технологий образования детей
с ОВЗ в процесс обучения достаточно много, нужно их грамотно совмещать, чтобы добиться необходимой цели. Одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения. Большое значение имеет применение нетрадиционных технологий в работе с детьми с ОВЗ в условиях надомного обучения. Поскольку для подобных детей ведущей деятельностью является игровая, ни один урок не должен обходиться без игры в том или ином виде, что предусматривает включение в содержание урока или занятия дидактических игр, сюжетно-ролевых и других.
Современные коррекционные технологии направлены на развитие и коррекцию психических и физических недостатков детей с ОВЗ и способствует усвоению знаний, умений и навыков. Серьёзный труд детей на уроке становится занимательным, продуктивным, полезным. Можно привести в пример конструктивные игры с таким доступным материалом, как бельевые прищепки, которые для детей с ОВЗ становятся интересными и познавательными игрушками. Поскольку прищепки отличаются по цвету, форме, материалу, они полезны для развития мелкой моторики рук, помогают научиться различать цвета, величину, развивают первоначальные математические представления, а также способствуют умственному развитию детей.
Благодаря использованию игр с прищепками дети с ОВЗ легче достигают следующих результатов:
- усваиваются понятия формы, цвета, величины;
- развивается мелкая моторика рук;
- формируется координация движений – глаз-рука;
- тренируются память и внимание;
- пополняется словарный запас;
- воспитывается сосредоточенность и устремлённость;
- улучшается ориентировка на плоскости;
- постигаются понятия числа и множества;
- развиваются воображение и элементы творческих способностей.
Коррекция как условно самостоятельная система должна иметь самостоятельный выход на образовательную среду, так как она функционирует не изолировано, а в конкретных природных и социальных условиях. На этот важный аспект обращается большое внимание, особенно в последнее время, в связи с движением демократизации общества, милосердия и необходимостью социальной защиты детей с отклонениями в умственном и физическом развитии.
Задача педагогов состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей
с ОВЗ, в том числе обучающихся на дому, при которой у каждого обучающегося появиться механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Система коррекционно-развивающего обучения направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует повышению жизненной компетентности и использования полученных умений и навыков в своей деятельности.
К одной из наиболее эффективных коррекционно-развивающих технологий можно отнести арт-терапию, включающую в себя ряд направлений в коррекционной работе, связанных с творчеством – это и изотерапия, и сказкотерапия, и музыкотерапия, а также пескотерапия. Наши дети, как мы называем их «особые», с удовольствием играют с песком. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, чем дети любят заниматься, то, чего они не боятся,
то, что их притягивает. Именно поэтому мы можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая всевозможные истории, мы в наиболее ограниченной для ребёнка форме передаём
ему наши знания, жизненный опыт, события, законы окружающего мира. Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка, специфическими задачами работы, её продолжительностью. Каждая игра должна иметь конкретное целевое применение.
Ещё один пример – пластилинотерапия. Пластилинотерапия хороший способ развивать моторику рук. Это сохранение здоровья с помощью лепки пластилином. Основой каждого подобного занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии. В этом случае мир познаётся через пластилин. В процессе занятий с пластилином в такой форме ребёнок начинает проявлять творческие способности, значение которых важно для формирования здоровой и гармонично развитой личности. Помимо этого включается такой аспект, как подготовка кистей рук к занятию письмом. Занятия пластилинографией способствуют развитию
- речи, внимания, памяти, мышления;
- восприятия, пространственной ориентации,
- сенсерномоторной координации;
- умения планировать свою работу и доводить её до конца;
- интеграции различных образовательных сфер;
- развитию творческих способностей.
Благодаря различным видам арт-терапии можно решать задачи развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, творческих способностей, саморегуляции, моторики и т.д.
Таким образом, работа с ребёнком при нетрадиционной коррекции становится динамичной, эмоциональной, приятной, не слишком утомительной и увлекательной.
Применение коррекционных технологий на занятиях позволяют оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и воспитание детей с ОВЗ, а также способствуют позитивному состоянию детей в процессе занятий и значительно повышает эффективность в педагогической работе.
Современное общество достаточно сложная структура и любой ребёнок нуждается в определённом психологическом «запасе прочности» для вступления в его ряды. Цель педагогов – подготовить своих учащихся к дальнейшему обучению, а в будущем – к производительному, общественно-полезному труду и самостоятельной жизни.
Приоритет гуманистической концепции и модернизации образования способствует появлению в педагогике новых инновационных приёмов, одной их которых является танцевально-двигательная терапия, как средство психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями. Основной задачей такой терапии является обретение чувствования и осознанности собственного «Я». Танцевально-двигательная терапия использует движение и творческое выражение
для интеграции и развития личности. Такая терапия основывается на идее о том, что осознанный телесный опыт благоприятствует и углубляет самосознание. Наиболее прямое выражение индивидуальных особенностей возможно через тело. Это физический опыт действия мышц выступает как быстрый путь познания и получения опыта о себе, способствует повышению самооценки. Суть танцевально-двигательной терапии заключается в предоставлении ребёнку возможностей для самовыражения, самореализации, для самоутверждения и познания собственного «Я». Тело и психика связаны нераздельно и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Иными словами, тело, как «зеркало души», а движение – выражение человеческого «Я».
Делая тело более гибким, мы делаем более гибкой и душу. Танец – это коммуникация, которая осуществляется на нескольких уровнях: общение с самим собой, с другими людьми, с окружающим миром. Танец в конце концов – это обращение к творческим ресурсам, как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии. Это – раскрепощение, раскрытие своего внутреннего мира, релаксация, расслабление.
Ещё одной техникой в системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции, использующихся в работе с детьми с особыми образовательными потребностями является техника литотерапии. В коррекционной работе можно использовать элементы литотерапии – массаж натуральными камнями. Камни разного цвета и формы, а также размера можно собрать на берегу моря или реки или купить в магазине декора. Главное, они должны быть натуральными, округлыми, гладкими на ощупь. Благотворное воздействие массажа камнями усиливается при нагревании, так как тепло камней улучшает кровообращение. О литотерапии, целебных свойствах камней и минералов известно издревле. Камни могут оказывать значительное эмоциональное воздействие на человека, цвет и форма воздействуют на психику: созерцание и обладание камнями способны воздействовать на центры удовольствия головного мозга. Камни разноцветные, поэтому упражнения с ними можно сочетать с цветотерапией, как более изученным в психологии направлением.
В настоящее время все нетрадиционные направления доступны, и в тоже время оставляют за собой огромный потенциал для дальнейших модификаций. Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов для повышения резервных возможностей ребёнка всегда остаётся актуальной задачей.
Литература.
- Зайцев В. С., Современные педагогические технологии. Учебное пособие в 2-х книгах.
Книга1- Челябинск, ЧГПУ, 2012, 411 с.
- Акатов Л. И., Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы/
Л. И. Акатов – М.; ВЛАДОС, 2003 г., 225 с.
-Копытин А. И., Теория и практика арт-терапии/ А. И. Копытин – СПб, Питер, 2010, 97 с.
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии», СПб; Речь, 2005, 340 с.
- Щербатова Н. Г., Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ.
«Молодой учёный», 2015, №19.
- Музыкальная коррекция детей с ОВЗ, СПб, 2010.