СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные технологии обучения географии в рамках ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация показывает возможности использования различных стратегий и приёмов на этапах урока

Просмотр содержимого документа
«Современные технологии обучения географии в рамках ФГОС»

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью  «Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения» Подготовил: Вологин Н.В. – учитель географии МОУ «СОШ № 63 с УИП », г.Саратов Июль 2022 г.

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью

«Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения»

Подготовил: Вологин Н.В. – учитель географии

МОУ «СОШ № 63 с УИП », г.Саратов

Июль 2022 г.

  В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:   1.    Информационно – коммуникационная технология 2.   Технология развития критического мышления 3.   Проектная технология 4.   Технология развивающего обучения 5.   Здоровьесберегающие технологии  6.   Технология проблемного обучения 7.   Игровые технологии 8.   Модульная технология 9.  Технология мастерских 10. Кейс – технология 11. Технология интегрированного обучения 12. Педагогика сотрудничества. 13. Технологии уровневой дифференциации 14. Групповые технологии. 15. Традиционные технологии (классно-урочная система)

  В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

 

1.    Информационно – коммуникационная технология

2.   Технология развития критического мышления

3.   Проектная технология

4.   Технология развивающего обучения

5.   Здоровьесберегающие технологии 

6.   Технология проблемного обучения

7.   Игровые технологии

8.   Модульная технология

9.  Технология мастерских

10. Кейс – технология

11. Технология интегрированного обучения

12. Педагогика сотрудничества.

13. Технологии уровневой дифференциации

14. Групповые технологии.

15. Традиционные технологии (классно-урочная система)

1. Начало урока. Приём “Фантастическая добавка” Прием “Нестандартный вход в урок”  Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Пример. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; Русский язык. Известно, что существительные изменяются по падежам и имеют окончания. придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения. Как же быть со словом кино? Ученик написал в тетради, что раненый лежал в палате.( раненый - прилагательное)

1. Начало урока.

Приём “Фантастическая добавка”

Прием “Нестандартный вход в урок”

Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока.

Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.

Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду.

Пример.

Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным;

Русский язык. Известно, что существительные изменяются по падежам и имеют окончания.

придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

Как же быть со словом кино?

Ученик написал в тетради, что раненый лежал в палате.( раненый - прилагательное)

Приём

Приём "Ассоциативный ряд"

Приём “Отсроченная отгадка”

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:

Формирует:

Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;

  • умение анализировать и сопоставлять факты;
  • умение определять противоречие;
  • умение находить решение имеющимися ресурсами.

Оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

2. Актуализация знаний.

Приём “Да-нет”.

Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:

  • умение связывать разрозненные факты в единую картину;
  • умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает нечто (часть речи, слово, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Приём “Я беру тебя с собой» Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

Приём “Корзина идей, понятий, имен”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока.

Например, на уроке изучения «Правописание приставок на з-с» можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно создать, чтобы научиться писать эти приставки. привести примеры.

Приём «Жокей и лошадь»

Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения.

Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей».

Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

3. Изучение нового материала.

Прием «Лови ошибку

Приём “Зигзаг”

»Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

Пример.

Пример.

Русский язык Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.

Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

Литература. Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.

  4. Обсуждение и решение проблем. 5 . Решение учебных задач. Приёмы графического оформления диаграммы Ишикавы («Фишбоун») Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)  Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. причины, события вывод проблема факты, аргументы

  4. Обсуждение и решение проблем.

5 . Решение учебных задач.

Приёмы графического оформления

диаграммы Ишикавы («Фишбоун»)

Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

причины, события

вывод

проблема

факты, аргументы

Приемы и техники, которые можно использовать для достижения поставленных целей. 4. Стратегия «ИДЕАЛ».  Стратегия «Фишбоун». 5. Морфологический ящик.  Силовой анализ.  Создай паспорт.  Генераторы-критики.  Ситуационные задачи.  Диаграмма Венна.  Изобретательские задачи.  Обратный мозговой штурм.

Приемы и техники, которые можно использовать для достижения поставленных целей.

4. Стратегия «ИДЕАЛ».

Стратегия «Фишбоун».

5. Морфологический ящик.

Силовой анализ.

Создай паспорт.

Генераторы-критики.

Ситуационные задачи.

Диаграмма Венна.

Изобретательские задачи.

Обратный мозговой штурм.

6. Контроль знаний, обратная связь. 7. Формирование умения задавать вопросы. Приемы и техники, которые можно использовать для достижения поставленных целей. 6. Метод интеллект-карт. Жокей и лошадь. 7. Хочу спросить. Цепочка признаков. Толстый и тонкий вопрос. Диаграмма Венна. Вопросительные слова. Рюкзак. Вопрос  к тексту. Ромашка Блума.

6. Контроль знаний, обратная связь.

7. Формирование умения задавать вопросы.

Приемы и техники, которые можно использовать для достижения поставленных целей.

6. Метод интеллект-карт.

Жокей и лошадь.

7. Хочу спросить.

Цепочка признаков.

Толстый и тонкий вопрос.

Диаграмма Венна.

Вопросительные слова.

Рюкзак.

Вопрос  к тексту.

Ромашка Блума.

Изобретательская задача Метод «Интеллект-карт» В основе построения интеллект-карт лежит ассоциация – связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает другое. Ассоциации возникают в следующих случаях: между объектами есть сходство, что-то знакомое; объекты прямо противоположны; происходящие события напоминают об объекте; многократно повторяющееся событие напоминает об объекте. Противоречие ИКР Изобретательская Задача Решение Ресурсы Оценка

Изобретательская

задача

Метод «Интеллект-карт»

В основе построения интеллект-карт лежит ассоциация – связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает другое.

Ассоциации возникают в следующих случаях:

между объектами есть сходство, что-то знакомое;

объекты прямо противоположны;

происходящие события напоминают об объекте;

многократно повторяющееся событие напоминает об объекте.

Противоречие

ИКР

Изобретательская

Задача

Решение

Ресурсы

Оценка