Современные технологии в работе с детьми, которые имеют особенности психо-физического развития по развитию речевой активности.
Здравствуйте, уважаемые коллеги, я учитель-дефектолог СОШ №8
Учитель – дефектолог – это главный организатор и координатор коррекционно-развивающего пространства в ДОУ и СОШ. Он помогает детям с ОВЗ добывать знания и умения, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда.
Поиск новых технологий и методик в работе с детьми с ОВЗ актуален в настоящее время. Современному учителю-дефектологу необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий и методик, позволяющих обогащать уровень представлений детей, стимулировать познавательную активность ребенка, способствовать развитию когнитивных функций.
В своей работе с детьми с задержкой психического развития я использую современные образовательные программы для детей с ЗПР и несколько видов образовательных инновационных технологий.
Это:
игровые технологии;
информационно-коммуникационные технологии;
лего-технологии;
здоровье сберегающие технологии;
В первую очередь, большую роль отвожу игровым технологиям.
Они занимают ведущее место в работе с детьми ЗПР. Игровая деятельность положительно влияет на формирование общих представлений, основных психических процессов и речи. Через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, появляется потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее.
Рассмотрим несколько игровых технологий, используемых мною в работе.
-«Развивающие игры Воскобовича». Это «Геоконт» (изучение геометрических фигур), «Квадрат Воскобовича» (геометрия, развитие мышления, моторики, пространственная ориентация, творчество, которое способствует развитию речи)
Технология основана на понимании и запоминании полученных теоретических знаний с помощью практических действий. Игры способствуют развитию у детей заинтересованности и стремления к познанию нового; развивают умения наблюдать, исследовать окружающий мир; развивают воображение, креативное мышление; содействуют психическому развитию и развитию мелкой моторики.
- Игровой набор «Дары Фрёбеля». Технология Дары Фребеля – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей детей через игровую деятельность детей. Состоит из нескольких пособий - «даров», которые являются символическими элементами Вселенной, составленными из основных геометрических форм: шар, куб, цилиндр. Каждая игрушка, игра имеет свое задание, которое она должна выполнить в развитии и воспитании ребенка.
- Игры с Палочками Кюизенера. С помощью данных игр ребенок знакомится с отдельными понятиями, предметами, явлениями в доступной для него форме. С помощью данной технологии до детей в игровой форме можно довести глубинное понимание основных математических понятий - числа, количественные величины, соотношения между ними; развить умение сравнивать величины, дать детям представление о соразмерностях и даже о некоторых арифметических действиях.
- Игры с Лэпбуками. Ещё одна инновационная форма работы с детьми. Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, вкладышами, окошками, которые дети могут передвигать, открывать, складывать, изучать и дополнять самостоятельно. В лэпбук собирается материал по определённой теме, и дети в игровой форме получают незаметно для себя новые знания.
- Рисование песком с детьми на световом столе. Песок позволяет детям почувствовать, что они в состоянии сотворить много самых разных вещей. Здесь возможно общение даже без слов, что особенно актуально для детей с ЗПР, «неговорящих» детей, задержка речевого развития. Для агрессивных детей – это способ успокоиться, «заземлить» отрицательную энергию. Для детей, страдающих гиперактивностью, рисование на песке – отличный способ расслабиться и включить самоконтроль, ведь при резких и хаотичных движениях невозможно создать запланированный рисунок. Для детей с аутичным спектром очень комфортный вариант общения с педагогом, где нет прямого контакта глаза в глаза, и нет необходимости тактильного контакта, но в то же время ребёнок и педагог активно взаимодействуют.
- Большая роль отводится информационно-коммуникативным технологиям.
Я использую ИКТ для показа учащимся презентации на разные лексические темы («Времена года. Осень (зима, весна, лето)», «Дикие и домашние животные», «Я человек», «Транспорт» и др.). Материалы компьютерных презентационных слайд-фильмов удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве индивидуального раздаточного материала для работы с ребёнком, учитывая характер зрительной нагрузки.
Важным моментом в использовании ИКТ в работе с детьми является использование развивающих компьютерных игр на разные программные задачи. Я широко в работе использую для детей компьютерные игры по развитию элементарных математических представлений («Помоги Смешарикам», «Сосчитайка», «Игры с цветами» и др.), развитию психических процессов- внимания, памяти, мышления («Лабиринт», «Загадки-отгадки» и др.).
Использование компьютерных игр делает коррекционно-развивающий процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.
Использую в работе LEGO- технологии. С младшими детьми работаю с помощь LEGO-duplo, а со старшими школьниками работаю с помощью LEGO-system.
Современные дети часто отдают свое предпочтение Lego-конструктору.
Применение лего-технологии в рамках коррекционной деятельности на своих занятия способствует:
развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных лексических тем;
автоматизации и дифференциации звуков в ходе игры;
овладению звукобуквенным анализом слов;
развитию сенсорных представлений;
формированию пространственной ориентации;
развитию и совершенствование высших психических функций;
тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.
На начальном этапе автоматизации звука предлагаю ребенку построить башню (машину, гараж для машины и др.). Но есть одно условие – каждая деталь «заводится» звуком [р]. Аналогичные упражнения со змейкой – звук [ш], с самолетом – [л], жуком – [ж] и т. д.
Для понимания термина «звук» использую ЛЕГО, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета – гласные звуки, синего – согласные твердые, зеленые – согласные мягкие.
Анализ и синтез слогов. Использование кирпичиков синего, красного и зеленого цветов.
Преобразование, превращение одного слова в другое с помощью удаления некоторых звуков и замену отдельных на другие (снег – снегопад, мороз – морозный, корова — рёва, котята – утята, белка –булка и т. д.).
Составление предложений. Используя короткие и длинные кирпичики, дети выполняют анализ предложения (короткие, длинные слова).
Отрабатывание грамматических конструкций. Например, согласование числительных с существительными (Сколько деталей коричневого цвета у твоего дерева? Сколько в твоём домике окошек? Как рычит лев в клетке? В твоём зоопарке много кого? и т. д.).
При выделении части целого и отработке падежных окончаний помогает конструирование фигур животных (Слон без чего? Без хобота (хвоста).
Даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.
Способствует формированию связной речи.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья подразумевает обязательное использование здоровье сберегающих технологии в образовательном процессе. Неотъемлемой частью коррекционно-педагогического процесса с детьми с ЗПР является:
- использование физкультминуток и динамических пауз вовремя непосредственно образовательной деятельности,
- пальчиковой гимнастики для тренировки мелкой моторики и стимуляции речи, пространственного мышления, внимания,
- гимнастики для глаз, способствующей снятию статического напряжения мышц глаз.
- дыхательной и артикуляционной гимнастики,
-релаксационных упражнений для психического здоровья детей.
Все эти технологии позволяют нам использовать их для решения указанной проблемы – коррекции и формирования речевых и интеллектуальных способностей детей дошкольного и школьного возраста с ОВЗ.
Теперь черед рефлексии. Мне хотелось бы узнать, интересен и полезен ли был для вас данный материал. Выразите свое впечатление данными деталями. Оранжевый кирпичик – очень много нового и полезного почерпнула, все понравилось. Зеленый – что-то возьму для себя, но ничего особенного не увидела. Синий – ничего нового и интересного не увидела. Посмотрим, какая башня окажется выше.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СОШ № 8
Тема доклада:
«Современные технологии в работе с детьми, которые имеют особенности психо-физического развития по развитию речевой активности.»
Подготовил
учитель-дефектолог
МБОУ № 8:
Пашкова А.В.
г. Миллерово 2023 г.