СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современные технологии в работе с детьми, которые имеют особенности психо-физического развития по развитию речевой активности.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Современные технологии в работе с детьми, которые имеют особенности психо-физического развития по развитию речевой активности.»»

Современные технологии в работе с детьми, которые имеют особенности психо-физического развития по развитию речевой активности.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, я учитель-дефектолог СОШ №8

Учитель – дефектолог – это главный организатор и координатор коррекционно-развивающего пространства в ДОУ и СОШ. Он помогает детям с ОВЗ добывать знания и умения, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда.
      Поиск новых технологий и методик в работе с детьми с ОВЗ актуален в настоящее время. Современному учителю-дефектологу необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий и методик, позволяющих обогащать уровень представлений детей, стимулировать познавательную активность ребенка, способствовать развитию когнитивных функций.

В своей работе с детьми с задержкой психического развития я использую современные образовательные программы для детей с ЗПР и   несколько видов образовательных инновационных технологий.

Это:

игровые технологии;

информационно-коммуникационные технологии;

лего-технологии;

здоровье сберегающие технологии;

В первую очередь, большую роль отвожу игровым технологиям.

Они занимают ведущее место в работе с детьми ЗПР. Игровая деятельность положительно влияет на формирование общих представлений, основных психических процессов и речи. Через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, появляется потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее.

Рассмотрим несколько игровых технологий, используемых мною в работе.

Развивающие игры Воскобовича».  Это «Геоконт» (изучение геометрических фигур), «Квадрат Воскобовича» (геометрия, развитие мышления, моторики, пространственная ориентация, творчество, которое способствует развитию речи)

Технология основана на понимании и запоминании полученных теоретических знаний с помощью практических действий. Игры способствуют развитию у детей заинтересованности и стремления к познанию нового; развивают умения наблюдать, исследовать окружающий мир; развивают воображение, креативное мышление; содействуют психическому развитию и развитию мелкой моторики.

- Игровой набор «Дары Фрёбеля». Технология Дары Фребеля – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей детей через игровую деятельность детей. Состоит из нескольких пособий - «даров», которые являются символическими элементами Вселенной, составленными из основных геометрических форм: шар, куб, цилиндр. Каждая игрушка, игра имеет свое задание, которое она должна выполнить в развитии и воспитании ребенка.

- Игры с Палочками Кюизенера. С помощью данных игр ребенок знакомится с отдельными понятиями, предметами, явлениями в доступной для него форме.  С помощью данной технологии до детей в игровой форме можно довести глубинное понимание основных математических понятий - числа, количественные величины, соотношения между ними; развить умение сравнивать величины, дать детям представление о соразмерностях и даже о некоторых арифметических действиях.

Игры с Лэпбуками. Ещё одна инновационная форма работы с детьми. Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, вкладышами, окошками, которые дети могут передвигать, открывать, складывать, изучать и дополнять самостоятельно. В лэпбук собирается материал по определённой теме, и дети в игровой форме получают незаметно для себя новые знания.

- Рисование песком с детьми на световом столе. Песок позволяет детям почувствовать, что они в состоянии сотворить много самых разных вещей.  Здесь возможно общение даже без слов, что особенно актуально для детей с ЗПР, «неговорящих» детей, задержка речевого развития. Для агрессивных детей – это способ успокоиться, «заземлить» отрицательную энергию. Для детей, страдающих гиперактивностью, рисование на песке – отличный способ расслабиться и включить самоконтроль, ведь при резких и хаотичных движениях невозможно создать запланированный рисунок. Для детей с аутичным спектром очень комфортный вариант общения с педагогом, где нет прямого контакта глаза в глаза, и нет необходимости тактильного контакта, но в то же время ребёнок и педагог активно взаимодействуют.

- Большая роль отводится информационно-коммуникативным технологиям

Я   использую ИКТ для показа учащимся презентации на разные лексические темы («Времена года. Осень (зима, весна, лето)», «Дикие и домашние животные», «Я человек», «Транспорт» и др.). Материалы компьютерных презентационных слайд-фильмов удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве индивидуального раздаточного материала для работы с ребёнком, учитывая характер зрительной нагрузки.

Важным моментом в использовании ИКТ в работе с детьми является использование развивающих компьютерных игр на разные программные задачи. Я широко в работе использую для детей компьютерные игры по развитию элементарных математических представлений («Помоги Смешарикам», «Сосчитайка», «Игры с цветами» и др.), развитию психических процессов- внимания, памяти, мышления («Лабиринт», «Загадки-отгадки» и др.).

Использование компьютерных игр делает коррекционно-развивающий процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.

Использую в работе LEGO- технологии. С младшими детьми работаю с помощь LEGO-duplo, а со старшими школьниками работаю с помощью LEGO-system.

Современные дети часто отдают свое предпочтение Lego-конструктору.

Применение лего-технологии в рамках коррекционной деятельности на своих занятия способствует:

развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных лексических тем;

автоматизации и дифференциации звуков в ходе игры;

овладению звукобуквенным анализом слов;

развитию сенсорных представлений;

формированию пространственной ориентации;

развитию и совершенствование высших психических функций;

тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.

На начальном этапе автоматизации звука предлагаю ребенку построить башню (машину, гараж для машины и др.). Но есть одно условие – каждая деталь «заводится» звуком [р]. Аналогичные упражнения со змейкой – звук [ш], с самолетом – [л], жуком – [ж] и т. д.

Для понимания термина «звук» использую ЛЕГО, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета – гласные звуки, синего – согласные твердые, зеленые – согласные мягкие.

Анализ и синтез слогов. Использование кирпичиков синего, красного и зеленого цветов.

Преобразование, превращение одного слова в другое с помощью удаления некоторых звуков и замену отдельных на другие (снег – снегопад, мороз – морозный, корова — рёва, котята – утята, белка –булка и т. д.).

Составление предложений. Используя короткие и длинные кирпичики, дети выполняют анализ предложения (короткие, длинные слова).

Отрабатывание грамматических конструкций. Например, согласование числительных с существительными (Сколько деталей коричневого цвета у твоего дерева? Сколько в твоём домике окошек? Как рычит лев в клетке? В твоём зоопарке много кого? и т. д.).

При выделении части целого и отработке падежных окончаний помогает конструирование фигур животных (Слон без чего? Без хобота (хвоста).

Даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.

Способствует формированию связной речи.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья подразумевает обязательное использование здоровье сберегающих технологии в образовательном процессе. Неотъемлемой частью коррекционно-педагогического процесса с детьми с ЗПР является:

- использование физкультминуток и динамических пауз вовремя непосредственно образовательной деятельности,

- пальчиковой гимнастики для тренировки мелкой моторики и стимуляции речи, пространственного мышления, внимания,

- гимнастики для глаз, способствующей снятию статического напряжения мышц глаз.

- дыхательной и артикуляционной гимнастики,

-релаксационных упражнений для психического здоровья детей.

Все эти технологии позволяют нам использовать их для решения указанной проблемы – коррекции и формирования речевых и интеллектуальных способностей детей дошкольного и школьного возраста с ОВЗ.

Теперь черед рефлексии. Мне хотелось бы узнать, интересен и полезен ли был для вас данный материал. Выразите свое впечатление данными деталями. Оранжевый кирпичик – очень много нового и полезного почерпнула, все понравилось. Зеленый – что-то возьму для себя, но ничего особенного не увидела. Синий – ничего нового и интересного не увидела. Посмотрим, какая башня окажется выше.


















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СОШ № 8









Тема доклада:

«Современные технологии в работе с детьми, которые имеют особенности психо-физического развития по развитию речевой активности.»






Подготовил

учитель-дефектолог

МБОУ № 8:

Пашкова А.В.

















г. Миллерово 2023 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!