СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные технологии в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные образовательные технологии в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Современные технологии в школе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 г. Лениногорска» МО «ЛМР» РТ



















Использование современных образовательных технологий для повышения

познавательного интереса учащихся

на уроках в начальной школе














Учитель начальных классов:

Алтапова Елена Сергеевна
















Использование современных образовательных технологий для

повышения познавательного интереса учащихся

на уроках в начальной школе.


Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Сегодня, в условиях введения новых ФГОС, основная задача школы – «не заставить выучить, а помочь ученику развиться», и готовность обучающегося к самостоятельному познанию является ключом к успешному развитию личности. Поэтому новая школа обозначает необходимость внедрения в образовательный процесс новых форм работы, где для учителя и ученика предусмотрены новые роли: учителя как организатора учебной деятельности, а ученика как исследователя с активной познавательной позицией.

Начальная школа закладывает основу формирования  учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Познавательная активность является одним из самых важных мотивов в образовательном процессе. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является  присущим человеку от рождения.

Направления педагогической деятельности по формированию познавательного интереса обучающихся:

  • Формирование учебно-познавательного мотива для активизации образовательного процесса.

  • Внедрение в образовательный процесс современных подходов и технологий.

  • Совершенствование педагогического мастерства на основе изучения литературы, посвященной важности познавательного интереса в образовательном процессе и современным педагогическим технологиям как средства формирования основных компетенций обучающихся.

Мотивация как фактор активизации познавательных интересов школьника

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу умения, желания учиться. Учение с увлечением раскрывает, мобилизует творческие способности ученика, активизирует позицию в обучении и одновременно существенным образом перестраивает его внутренний мир. Это позволяет рассматривать познавательный интерес в сопряженности с воспитанием мировоззрения, нравственности личности средствами учебной деятельности.

Задачи по формированию учебной мотивации:

1. Организовать учебную деятельность так, чтобы ученик занимал активное место в учении и чувствовал себя ведущим в познавательном процессе.

2. Активизировать познавательную деятельность во время уроков и во внеурочное время.


Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков, использую следующие современные образовательные технологии:

Технология проблемного обучения

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.

"Скажи мне, и я забуду. 
Покажи мне, – я смогу запомнить. 
Позволь мне это сделать самому, и я научусь". (Конфуций)

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения, легко и доступно изложена Е.Л. Мельниковой в книге «Проблемный урок или Как открывать знания с учениками».

1) Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка по теме «Непроизносимые согласные».

На доске записано слово вестник.
Учитель:
– Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически. (Вестник,[в,э?сн,ик].)
– Что вас удивило? (Буква т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится.) 
– Какой вопрос у вас возникает?
(Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится? 
Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?)
Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты, учитель может сообщить в готовом виде. Я всегда даю возможность своим ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию:
– Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…

2) Урок русского языка.

На доске написано слово «мухоловка». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).

3) Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе.

Например, ученик получил задания: «К 2 прибавь 5 и умножь на 3». И другое: «К 2 прибавь 5, умноженное на 3». Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:

2 + 5 * 3 = 21
2 + 5 * 3 = 17

Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид:

(2 + 5) * 3 = 21
2 + 5 * 3 = 17

Исследовательская работа

Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.

Здоровьесберегающие технологии

Она включает в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы и района, проведение родительских собраний на тему «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Компьютер и ребёнок», организацию горячего питания в школе для всех учащихся, организацию подвижных игр на переменах. Думаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой именно эту цель: как сделать урок здоровьесберегающим?
Использую на уроках различные весёлые физкультминутки, гимнастику.
На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:

Математика

Решите задачу.
Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?
( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
– Можно съедать так много пирожных? Почему? 
– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)

Литературное чтение

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.

Например:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

  • Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

  • Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

  • Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

Массаж пальцев, подготовка их к письменной работе.
Обучение в сотрудничестве

Сотрудничество — такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.

К моменту поступления в школу у многих детей уже сформировались коммуникативные способности. На уроке необходимо поддержать и развить их. Как же на уроке создать условия для естественного общения? Здесь и помогает работа в парах. Работа в парах является основой для организации устно-самостоятельной работы. В 1 классе работа в паре не превышает 10 – 15 мин, во 2 классе – более половины урока.

При освоении работы в парах выделяют три этапа:

1 – организация специальной деятельности учителя и ребёнка, где педагог передаёт навыки социального общения.

2 – демонстрация учителем способов организации деятельности. Взаимодействие учащихся при руководящей роли педагога.

3 – самостоятельная деятельность детей по закреплению пройденного материала.

Выделяют три вида пар (по системе А.С.Границкой): статистическая (пара постоянного состава), динамическая (пара сменного состава), вариационная.

В статистической паре работа ведётся в режиме "взаимообучение"; "взаимоконтроль".

В динамической паре работа ведётся в режиме "коллективного взаимодействия".

В вариационной паре ведётся в режиме "обработке разнообразных материалов".

Я распределяю работу следующим образом:

На 1 этапе объясняю правила работы в паре ( повернуться друг к другу, говорить шепотом, слушать и проверять партнера быть доброжелательными, можно поприветствовать рукопожатием) , приглашаю поработать в паре с учителем ученика (демонстрация).

В 1 классе данный этап провожу в форме игры «Учитель – ученик», т.к. не все дети вступают в контакт с партнером. На примете урока математики: Учащиеся встают в один большой круг и рассчитываются на первый второй. «Первые» номера делают шаг вперед и поворачиваются лицом к своим напарникам – «вторым» номерам. Внутренний круг (1 номера) – учителя, внешний круг (2 номера) – ученики. Учителя держат карточку. По команде «обсуждаем» все ученики читают пример и решают его. Учителя проверяют и поднимают вверх руки- знак готовности пары. Когда у всех пар руки подняты, звучит новая команда – переход хода. По ней все одновременно делают шаг вправо, образуя новую пару. Происходит перемещение по кругу. Вновь звучит команда «обсуждаем» и работа идет по карточке другого учителя. Так продолжается, пока каждый не придёт к исходному партнеру. Теперь поменяйтесь местами. Вторые номера будут учителями ,первые – учениками. При такой организации деятельности у детей формируются навыки контроля и взаимоконтроля. Кроме того, никто не бездействует, каждый работает: контролирует и решает. Смена роли учителя и ученика оживляет интерес детей и их активность. Дети становятся свободными, чувствуют себя боле раскованно. Эта игра позволяет не только закрепить знания, научить детей сотрудничать друг с другом, но и выступает в роли физминутки, т.к. дети находятся в движении.

Данную игру дети очень любят, поэтому использую её и в последующих классах: отрабатываем табличное сложение и вычитание, таблицу умножения, на уроках русского языка – правила проверки орфограмм.

Когда учащиеся освоили работу в парах в игровой форме, я применила вид работы статистической пары. (реализация 2 этапа)

Статистическая пара формируется по желанию учащихся, так как фактор контактности и доброжелательности играет в этой паре решающую роль. В этой паре сидящие за одной партой ученики постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, контролировать, работая в режиме «взаимоконтроль». Статистическая пара является эффективным механизмом, обеспечивающим регулярное общение учащихся друг с другом на уроке, повышающим речевую и мыслительную активность каждого обучающегося. Каждый ученик получает возможность на каждом уроке говорить, отвечать, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки, воспринимать, содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности. Взаимопомощь становится типичным видом взаимоотношений в паре независимо от уровня подготовленности и общей обученности партнеров.

Например: отработка навыков чтения: учитель читает текст вслух – дети следят. Затем все одновременно читают вслух вместе с учителем. После этого начинается работа в парах. Каждый ученик читает вслух товарищу, а затем выслушивает его чтение. В результате интенсивность тренировки в чтении вслух возрастает в несколько раз. Чтение в парах даёт возможность каждому ученику прочитать самостоятельно весь текст, а не отдельные предложения; один раз каждый слушал, как читает учитель, затем читал вместе с учителем, один раз слушал своего товарища и один раз читал весь текст вслух товарищу.

При знакомстве с новым текстом, если он довольно объёмный, учащимся предлагается читать его друг другу по абзацам. Более усложнённым вариантом такой работы является озаглавливание частей текста, когда дети не только попеременно читают текст, а совместно обдумывают заголовок каждой части. Пересказ прочитанного ведётся тоже в паре.

Информационно-коммуникационные технологии

Одним из результатов образования уровня начального общего образования должна стать готовность обучающихся к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. ИКТ технологии позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.

Использование ИКТ позволяет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход: тесты, рисунки или «подсказки» к заданиям можно скрыть, а затем показывать в ключевые моменты урока.

Таким образом, современные информационно-коммуникационных технологий помогают снижать дидактические затруднения у обучающихся, повышать активность и инициативность младших школьников на уроке, формировать информационно - коммуникационную компетенцию.


Технологии критического мышления

   Критическое мышление предполагает способность понимать и рефлектировать по поводу того, что человек знает и о чём думает. Но чтобы это стало возможным, необходимо вывести своё знание и понимание на уровень осознания.

   Урок, построенный в соответствии с технологией критического мышления, состоит из трёх фаз: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

 I фаза  (5 минут)

Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации). Задачи этого этапа:       

актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

пробудить к ней интерес;

активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;

структурировать последующий процесс изучения материала.

II фаза (30 минут)

Осмысление содержания (получение новой информации)        

Функции этапа:

получение новой информации;

ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);

соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;

поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

III фаза (10 минут)

Рефлексия (размышления, именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний).

Функции этапа:

выражение новых идей и информации собственными словами;

целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

анализ всего процесса изучения материала;

выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»)

На каждом этапе реализуются свои педагогические приёмы: составление кластера, приём «П» - «М» - «И»: таблица «Плюс - минус - интересно», пометки на полях, верные – неверные утверждения и другие.

Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.

Методические приёмы технологии РКМЧП:

«Кластер»

«Дерево предсказаний»

«Толстые и тонкие вопросы»

«Инсерт»

«Дневники и бортовые журналы»

«Лови ошибку!»

«Решение творческих учебных задач»

«Верите ли вы»

«Корзина идей»

Таблицы «З-Х-У», «Н-С-О»

«Синквейн» и т.д.

1. Кластер – приём систематизации материала в виде схемы (рисунка), данный приём предполагает  выделение смысловых   единиц текста и их графическое оформление в виде грозди. В центре кластера обозначается тема, вокруг нее – крупные смысловые единицы темы. Может применяться как на фазе вызова, так и на фазе рефлексии. Например, на уроке окружающего мира при изучении темы «Полезные ископаемые» дети уже на фазе вызова могут на основе имеющихся знаний составить следующий кластер: слайд №8  При изучении темы «Имя существительное» в центре листа учащиеся записывают ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ , затем ребята, в течение 1-2 минут фиксируют всё, что им известно об имени существительном. После, в форме игры «Аукциона знаний» назвать записанные сведения, факты, не повторяя ранее сказанного. Всё фиксирую на доске. Белым мелом учитель записывает всё, что знают дети, а то что узнают в течении урока записывается цветным мелом.

2. Инсерт  Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Этот приём работает и на стадии осмысления.

3. «Фишбоун»  в переводе означает «рыбья кость». Чаще всего использую на стадии содержания при работе с текстом проблемного характера. В «голове» схемы записывается проблема, на верхних косточках схемы дети записывают причины, обусловившие возникновение  данной проблемы, на нижних косточках – факты, подтверждающие наличие вышеперечисленных причин, вывод в «хвосте» схемы. Все записи в схеме «Фишбоун» должны быть краткими, по существу. Рассмотрим на конкретном примере. Урок окружающего мира по теме «Пустыня». В «голове» - экологическая проблема; верхние косточки – браконьерство, неумелое орошение, люди создают каналы; на нижних косточках – погибают животные, погибают растения, не хватает воды; «хвост» - нужно беречь зону пустынь.

4.  Таблица  «Знаю - Хочу узнать - Узнал». Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. 
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать». 
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали». 
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф. 

5. Таблица «тонких» и «толстых вопросов» – этот приём развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Например, «тонкие» вопросы к сказке «Репка»: Кто посадил репку? Что выросло? Когда можно убрать репку? Может, стоит позвать внучку?  «Толстые» вопросы: Согласны ли вы, что без мышки не справятся? Верно ли тянули репку наши герои?

6.  «Дерево предсказаний» Правила работы с данным приёмом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

7.  Синквейн – в переводе с французского означает «пять». Нерифмованное стихотворение – творческая работа, позволяющая в сжатой форме запечатлеть эмоциональное переживание изучаемой темы (на фазе рефлексии). Процесс написание синквейна нравится ученикам. Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся понять самое важное. Когда зачитываются работы, повышается самооценка. 

Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, учит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией,  методами организации учения самообразования.

Выводы:

1. Учебная деятельность, как и любая другая, определяется целями, которые во внутреннем плане выражаются через познавательный интерес, определяемый как особая избирательная направленность личности на процесс познания.

2. В основе системно-деятельностного подхода лежит самостоятельная работа обучающихся, их способность к саморазвитию и самосовершенствованию: обеспечение понимания ценности приобретаемых знаний, умений, опыта творческой деятельности; сознательного отношения к их усвоению; эмоциональный подъем; формирование познавательных интересов.

3. Современные педагогические технологии повышают познавательную активность обучающихся.

4. Формирование познавательного интереса оказывает положительное влияние на развитие интеллектуальные и творческие способности обучающихся, повышает качество образования.

5. Важное средство в формировании познавательной активности обучающихся – это личность учителя, его методическое мастерство, творческий потенциал, человеческие качества, увлеченность своим предметом, доброе отношение и понимание интересов своих учеников.

В условиях модернизации современного образования проблема активизации познавательной дея­тельности обучающихся актуальна. Развитие познавательного интереса у обучающихся уровня начального общего образования создает условия для формирования универсальных учебных действий, которые необходимы для дальнейшей социализации на новом уровне образования в условиях реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта.



Литература:


  1. Андюхов Б. Кейс-технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы. – 2010. – № 4. – С.61-65

  2. Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №1. – С.36-38

  3. Золотухина А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2010. – №4. – С. 3-5

  4. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления.  СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 134 с.

  5. Ласкожевская Е.В. Технология развития критического мышления младших школьников. // Начальная школа. – 2007,  № 7, с.68-70.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!