СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные тормозные системы и приборы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий проведения учебного занятия по предмету: "Автотормоза" для обучающихся по профессии "Машинист локомотива" 

Цель занятия:

Приобрести знания по работе современных тормозных

приборов

Задачи занятия:

  • ознакомиться с конструкцией крана машиниста №130, краном вспомогательного тормоза №215, воздухораспределителем №242;
  • изучить их устройство и принцип действия;
  • ознакомиться с основными свойствами современных тормозных приборов;
  • изучить особенности работы современных тормозных приборов.

Просмотр содержимого документа
«Современные тормозные системы и приборы»

25.06.24 Автотормоза «Современные тормозные системы и приборы» Преподаватель Нижегородского подразделения ГУЦПК Ананских Р.В. 2019 г.  Заседание технического совета 29.03.2019

25.06.24

Автотормоза

«Современные тормозные системы и приборы»

Преподаватель Нижегородского подразделения ГУЦПК

Ананских Р.В.

2019 г.

Заседание технического совета 29.03.2019

Цель Приобрести знания по работе современных тормозных приборов

Цель

Приобрести знания по работе современных тормозных приборов

Задачи Ознакомиться с конструкцией крана машиниста №130, краном вспомогательного тормоза №215, воздухораспределителем №242  Изучить их устройство и принцип действия  Ознакомиться с основными свойствами  Изучить особенности их работы

Задачи

  • Ознакомиться с конструкцией крана машиниста №130, краном вспомогательного тормоза №215, воздухораспределителем №242
  • Изучить их устройство и принцип действия
  • Ознакомиться с основными свойствами
  • Изучить особенности их работы
Вопросы для повторения 25.06.24 1. Из каких элементов состоит электрическое оборудование поезда? 2. Какими преимуществами обладает ЭПТ по сравнению с автоматическим тормозом ?  Заседание технического совета 29.03.2019

Вопросы для повторения

25.06.24

1. Из каких элементов состоит электрическое оборудование поезда?

2. Какими преимуществами обладает ЭПТ по сравнению с автоматическим тормозом ?

Заседание технического совета 29.03.2019

Вопросы для повторения 1. Из каких элементов состоит соединительный рукав №369А? 2. При соединении головок рукавов как будут соединяться между собой провода №1 и №2. Как называется в электрической цепи провод №1 и провод №2?  

Вопросы для повторения

1. Из каких элементов состоит соединительный рукав №369А?

2. При соединении головок рукавов как будут соединяться между собой провода №1 и №2. Как называется в электрической цепи провод №1 и провод №2?

 

Вопросы для повторения 1. Из каких элементов состоит контроллер крана машиниста №395? 2. Какие переключения будет осуществлять контроллер во всех положениях ручки крана машиниста?

Вопросы для повторения

1. Из каких элементов состоит контроллер крана машиниста №395?

2. Какие переключения будет осуществлять контроллер во всех положениях ручки крана машиниста?

Кран машиниста с дистанционным управлением №130   Расположение приборов на пульте машиниста на электровозе ЭП20 Контроллер крана машиниста №130 на пульте машиниста на электровозе ЭП20

Кран машиниста с дистанционным управлением №130

Расположение приборов на пульте машиниста на электровозе ЭП20

Контроллер крана машиниста №130 на пульте машиниста на электровозе ЭП20

Кран машиниста с дистанционным управлением №130   Контроллер крана машиниста (ККМ) Выключатель цепей управления (ВЦУ) Блок электропневматических приборов (БЭПП) Клапан аварийного экстренного торможения (КАЭТ) Кран резервного управления

Кран машиниста с дистанционным управлением №130

Контроллер крана машиниста (ККМ)

Выключатель цепей управления (ВЦУ)

Блок электропневматических приборов (БЭПП)

Клапан аварийного экстренного торможения (КАЭТ)

Кран резервного управления

Блок электропневматических приборов (БЭПП) 1 - питательный клапан, 2 - датчики давления, 3 - кран переключения режимов; 4-7, 10 - электропневматические вентили, 8 - редуктор, 9 - стабилизатор, 11 - электронный блок; 12, 13 - электропневматические вентили устройства блокировки тормозов, 14 - срывной клапан, 15 - реле давления

Блок электропневматических приборов (БЭПП)

1 - питательный клапан, 2 - датчики давления, 3 - кран переключения режимов; 4-7, 10 - электропневматические вентили, 8 - редуктор, 9 - стабилизатор, 11 - электронный блок; 12, 13 - электропневматические вентили устройства блокировки тормозов, 14 - срывной клапан, 15 - реле давления

Подготовка к работе 25.06.24 На пульте управления машиниста вставить ключ ВЦУ в гнездо и повернуть в положение I . При этом подается напряжение на контроллер крана машиниста и ЭПВ В1 . Воздух из ПМ поступает в устройство блокировки тормозов, где производятся переключения. Заседание технического совета 29.03.2019

Подготовка к работе

25.06.24

На пульте управления машиниста вставить ключ ВЦУ в гнездо и повернуть в положение I . При этом подается напряжение на контроллер крана машиниста и ЭПВ В1 . Воздух из ПМ поступает в устройство блокировки тормозов, где производятся переключения.

Заседание технического совета 29.03.2019

Положение II - поездное В этом положении рукоятки контроллера подается напряжение на ЭПВ В4, В5. Возможны три режима работы крана машиниста в поездном положении: поддержание давления в ТМ, ликвидация сверхзарядного давления ТМ, отпуск тормозов.

Положение II - поездное

В этом положении рукоятки контроллера подается напряжение на ЭПВ В4, В5. Возможны три режима работы крана машиниста в поездном положении: поддержание давления в ТМ, ликвидация сверхзарядного давления ТМ, отпуск тормозов.

Управление резервным краном. Торможение. В этом положении открывается атмосферный клапан КРУ, сообщающий управляющую камеру С реле давления и УР через калиброванное отверстие Е крана переключения режимов (КПР) с атмосферой.

Управление резервным краном. Торможение.

В этом положении открывается атмосферный клапан КРУ, сообщающий управляющую камеру С реле давления и УР через калиброванное отверстие Е крана переключения режимов (КПР) с атмосферой.

Кран вспомогательного тормоза №215. Устройство 1-манжета; 2-пружина; 3-питательный клапан; 4-корпус нижней части; 5-ниппель; 6-диафрагма; 7-корпус верхней части; 8- фланец; 9-толкатель; 10-ручка; 11-кожух; 12-регулировочный винт; 13-контргайка; 14-колпачок; 15-регулировочная пружина; 16-стакан; 17-диск диафрагмы; 18-манжета; 19-кронштейн; 20-фильтр; 21-пробка; 22-заглушка; 23-шайба.

Кран вспомогательного тормоза №215. Устройство

1-манжета; 2-пружина; 3-питательный клапан; 4-корпус нижней части; 5-ниппель; 6-диафрагма; 7-корпус верхней части; 8- фланец; 9-толкатель; 10-ручка; 11-кожух; 12-регулировочный винт; 13-контргайка; 14-колпачок; 15-регулировочная пружина; 16-стакан; 17-диск диафрагмы; 18-манжета; 19-кронштейн; 20-фильтр; 21-пробка; 22-заглушка; 23-шайба.

Кран вспомогательного тормоза №215. Торможение Для торможения локомотива, ручку крана № 254 перемещают в одно из тормоз­ных положений. При этом стакан ввинчивается в крышку и сжимает пружину. Диафрагма опускается, и отжимает впускной клапан от своего седла. Тогда воздух из питательной магистрали поступает к тормозным цилиндрам, а также по каналу в полость под диафрагмой.

Кран вспомогательного тормоза №215. Торможение

Для торможения локомотива, ручку крана № 254 перемещают в одно из тормоз­ных положений. При этом стакан ввинчивается в крышку и сжимает пружину. Диафрагма опускается, и отжимает впускной клапан от своего седла. Тогда воздух из питательной магистрали поступает к тормозным цилиндрам, а также по каналу в полость под диафрагмой.

Кран вспомогательного тормоза №215. Отпуск Во время отпуска тормоза ручку крана переводят по часовой стрелке, стакан вывинчивается из крышки и сила сжатия пружины уменьшается. Под давлением воздуха со стороны нижней полости, диафрагма поднимается и воздух из тормозных цилиндров выходит.

Кран вспомогательного тормоза №215. Отпуск

Во время отпуска тормоза ручку крана переводят по часовой стрелке, стакан вывинчивается из крышки и сила сжатия пружины уменьшается. Под давлением воздуха со стороны нижней полости, диафрагма поднимается и воздух из тормозных цилиндров выходит.

Воздухораспределитель №242 Воздухораспределитель №242 клапанно-поршневого типа. Применяется на пассажирских вагонах вместо воздухораспределителя №292, с которым полностью взаимозаменяем и обеспечивает совместную работу с электровоздухораспределителем №305. Воздухораспределитель №242 непрямодействующего автоматического типа. Это означает, что в процессе торможения утечки из тормозных цилиндров и запасных резервуаров пополняться не будут, а значит в процессе длительного торможения величина тормозной силы будет постепенно снижаться.

Воздухораспределитель №242

Воздухораспределитель №242 клапанно-поршневого типа. Применяется на пассажирских вагонах вместо воздухораспределителя №292, с которым полностью взаимозаменяем и обеспечивает совместную работу с электровоздухораспределителем №305. Воздухораспределитель №242 непрямодействующего автоматического типа. Это означает, что в процессе торможения утечки из тормозных цилиндров и запасных резервуаров пополняться не будут, а значит в процессе длительного торможения величина тормозной силы будет постепенно снижаться.

Воздухораспределитель №242. Устройство  5 — поршень ограничителя дополнительной разрядки ТМ; 8 — выпускной клапан; 9 — полый стержень; 11 — главный поршень; 12 — клапан дополнительной разрядки; 14 — упорка переключателя режимов работы; 15 — поршень переключателя режимов работы; 17, 28 — штоки; 18 — тормозной клапан; 19 — срывной клапан; 20 — упорка переключателя экстренного торможения; 23, 26 — клапаны; 24 — отверстие; 25 — поршень ускорителя экстренного торможения; 27 — клапан ограничения дополнительной разрядки; УК — ускорительная камера; 3K — золотниковая камера; МК — магистральная камера

Воздухораспределитель №242. Устройство

5 — поршень ограничителя дополнительной разрядки ТМ; 8 — выпускной клапан; 9 — полый стержень; 11 — главный поршень; 12 — клапан дополнительной разрядки; 14 — упорка переключателя режимов работы; 15 — поршень переключателя режимов работы; 17, 28 — штоки; 18 — тормозной клапан; 19 — срывной клапан; 20 — упорка переключателя экстренного торможения; 23, 26 — клапаны; 24 — отверстие; 25 — поршень ускорителя экстренного торможения; 27 — клапан ограничения дополнительной разрядки; УК — ускорительная камера; 3K — золотниковая камера; МК — магистральная камера

Действие воздухораспределителя №242. Зарядка Сжатый воздух из ТМ поступает в камеру У4 и через фильтр 4 по каналу «а» в магистральную камеру МК. Главный поршень 11 перемещается вверх и отжимает от седла выпускной клапан 8. Одновременно сжатый воздух из ТМ по осевому каналу в штоке 28 и каналу через калиброванное отверстие 3 поступает в ЗР и далее по каналу 6 в золотниковую камеру (ЗК) и в полый стержень 9.  

Действие воздухораспределителя №242. Зарядка

Сжатый воздух из ТМ поступает в камеру У4 и через фильтр 4 по каналу «а» в магистральную камеру МК. Главный поршень 11 перемещается вверх и отжимает от седла выпускной клапан 8. Одновременно сжатый воздух из ТМ по осевому каналу в штоке 28 и каналу через калиброванное отверстие 3 поступает в ЗР и далее по каналу 6 в золотниковую камеру (ЗК) и в полый стержень 9.

 

Действие воздухораспределителя №242. Служебное торможение При разрядке ТМ и камеры У4 темпом служебного торможения сжатый воздух из УК через калиброванное отверстие 1 успевает перетекать в камеру У4, не вызывая перемещения вниз поршня 25 ускорителя экстренного торможения. При этом понижается также давление в МК. Главный поршень 11 перемещается вниз под действием давления со стороны ЗК и своим толкателем открывает клапан 12 дополнительной разрядки ТМ.

Действие воздухораспределителя №242. Служебное торможение

При разрядке ТМ и камеры У4 темпом служебного торможения сжатый воздух из УК через калиброванное отверстие 1 успевает перетекать в камеру У4, не вызывая перемещения вниз поршня 25 ускорителя экстренного торможения. При этом понижается также давление в МК. Главный поршень 11 перемещается вниз под действием давления со стороны ЗК и своим толкателем открывает клапан 12 дополнительной разрядки ТМ.

Действие воздухораспределителя №242. Отпуск При повышении давления в ТМ поршень 11 перемещается вверх и открывает выпускной клапан 8, который сообщает ТЦ с атмосферой Ат2 по каналам л, г и осевому каналу тормозного клапана 18 (на длинносоставном режиме). Время отпуска определяется размером поперечного сечения осевого канала, так как тормозной клапан 18 открывается только в конце процесса отпуска, когда давление воздуха в камере У1 на поршень 15 станет меньше усилия пружины.

Действие воздухораспределителя №242. Отпуск

При повышении давления в ТМ поршень 11 перемещается вверх и открывает выпускной клапан 8, который сообщает ТЦ с атмосферой Ат2 по каналам л, г и осевому каналу тормозного клапана 18 (на длинносоставном режиме). Время отпуска определяется размером поперечного сечения осевого канала, так как тормозной клапан 18 открывается только в конце процесса отпуска, когда давление воздуха в камере У1 на поршень 15 станет меньше усилия пружины.

Действие воздухораспределителя №242. Экстренное торможение При разрядке ТМ темпом экстренного торможения (таким же темпом понижается давление и в МК) сжатый воздух из УК не успевает перетекать в магистральную камеру У4 ускорителя экстренного торможения через калиброванное отверстие 1. Избыточным давлением из УК поршень 25 ускорителя перемещается вниз, открывая срывной клапан 19.

Действие воздухораспределителя №242. Экстренное торможение

При разрядке ТМ темпом экстренного торможения (таким же темпом понижается давление и в МК) сжатый воздух из УК не успевает перетекать в магистральную камеру У4 ускорителя экстренного торможения через калиброванное отверстие 1. Избыточным давлением из УК поршень 25 ускорителя перемещается вниз, открывая срывной клапан 19.

Действие воздухораспределителя №242. Выключение ускорителя экстренного торможения Выключение ускорителя экстренного торможения производится выкручиванием переключателя 20 против часовой стрелки. Затяжка малой пружины 21 уменьшается, поэтому поршень 23 под усилием зарядного давления в камере У 4 опускается вниз вместе с полым штоком. УК сообщается с камерой У 4 не только через дроссельное отверстие 2 , но и через осевой канал 24 большого сечения. При снижении давления в ТМ служебным или экстренным темпом сжатый воздух успевает перетекать из УК в камеру У 4 . Поршень 25 остается на месте, и срыва ускорителя на экстренное торможение не происходит. Положение упорки переключателя ускорителя экстренного торможения: а — ускоритель включен; б — ускоритель выключен    а б

Действие воздухораспределителя №242. Выключение ускорителя экстренного торможения

Выключение ускорителя экстренного торможения производится выкручиванием переключателя 20 против часовой стрелки. Затяжка малой пружины 21 уменьшается, поэтому поршень 23 под усилием зарядного давления в камере У 4 опускается вниз вместе с полым штоком. УК сообщается с камерой У 4 не только через дроссельное отверстие 2 , но и через осевой канал 24 большого сечения. При снижении давления в ТМ служебным или экстренным темпом сжатый воздух успевает перетекать из УК в камеру У 4 . Поршень 25 остается на месте, и срыва ускорителя на экстренное торможение не происходит.

Положение упорки переключателя ускорителя экстренного торможения: а — ускоритель включен; б — ускоритель выключен

 

а

б

Действие воздухораспределителя №242. Выключение ускорителя экстренного торможения Свойства воздухораспределителя №242 Положительные свойства: Увеличение межремонтного срока до четырех лет; Полная взаимозаменяемость с воздухораспределителем №292; Имеется возможность включать и выключать ускоритель экстренного торможения на любом режиме работы воздухораспределителя «К» или «Д»; Скорость тормозной волны 250м/с. Отрицательные свойства: Воздухораспределитель непрямодействующего типа; Давление в ТЦ напрямую зависит от зарядного давления в ТМ; При перезарядке ТМ возможность самопроизвольного срабатывания на торможение.

Действие воздухораспределителя №242. Выключение ускорителя экстренного торможения

Свойства воздухораспределителя №242

Положительные свойства:

  • Увеличение межремонтного срока до четырех лет;
  • Полная взаимозаменяемость с воздухораспределителем №292;
  • Имеется возможность включать и выключать ускоритель экстренного торможения на любом режиме работы воздухораспределителя «К» или «Д»;
  • Скорость тормозной волны 250м/с.

Отрицательные свойства:

  • Воздухораспределитель непрямодействующего типа;
  • Давление в ТЦ напрямую зависит от зарядного давления в ТМ;
  • При перезарядке ТМ возможность самопроизвольного срабатывания на торможение.
Опрос обучающихся по изученному материалу 1. Назначение крана машиниста усл.№130. 2. Чем отличается кран машиниста усл.№130 от крана усл.№395? 3. Чем отличается кран крана вспомогательного тормоза усл.№215 от крана усл.№254? 4. Чем отличается воздухораспределитель усл.№242от усл.№292?

Опрос обучающихся по изученному материалу

1. Назначение крана машиниста усл.№130.

2. Чем отличается кран машиниста усл.№130 от крана усл.№395?

3. Чем отличается кран крана вспомогательного тормоза усл.№215 от крана усл.№254?

4. Чем отличается воздухораспределитель усл.№242от усл.№292?

Домашнее задание Изучить на пересказ «Общие принципы устройства и работы»: крана машиниста №130; крана вспомогательного тормоза локомотива №215; воздухораспределителя №242.

Домашнее задание

Изучить на пересказ «Общие принципы устройства и работы»:

  • крана машиниста №130;
  • крана вспомогательного тормоза локомотива №215;
  • воздухораспределителя №242.
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание