25.06.24
Автотормоза
«Современные тормозные системы и приборы»
Преподаватель Нижегородского подразделения ГУЦПК
Ананских Р.В.
2019 г.
Заседание технического совета 29.03.2019
Цель
Приобрести знания по работе современных тормозных приборов
Задачи
- Ознакомиться с конструкцией крана машиниста №130, краном вспомогательного тормоза №215, воздухораспределителем №242
- Изучить их устройство и принцип действия
- Ознакомиться с основными свойствами
- Изучить особенности их работы
Вопросы для повторения
25.06.24
1. Из каких элементов состоит электрическое оборудование поезда?
2. Какими преимуществами обладает ЭПТ по сравнению с автоматическим тормозом ?
Заседание технического совета 29.03.2019
Вопросы для повторения
1. Из каких элементов состоит соединительный рукав №369А?
2. При соединении головок рукавов как будут соединяться между собой провода №1 и №2. Как называется в электрической цепи провод №1 и провод №2?
Вопросы для повторения
1. Из каких элементов состоит контроллер крана машиниста №395?
2. Какие переключения будет осуществлять контроллер во всех положениях ручки крана машиниста?
Кран машиниста с дистанционным управлением №130
Расположение приборов на пульте машиниста на электровозе ЭП20
Контроллер крана машиниста №130 на пульте машиниста на электровозе ЭП20
Кран машиниста с дистанционным управлением №130
Контроллер крана машиниста (ККМ)
Выключатель цепей управления (ВЦУ)
Блок электропневматических приборов (БЭПП)
Клапан аварийного экстренного торможения (КАЭТ)
Кран резервного управления
Блок электропневматических приборов (БЭПП)
1 - питательный клапан, 2 - датчики давления, 3 - кран переключения режимов; 4-7, 10 - электропневматические вентили, 8 - редуктор, 9 - стабилизатор, 11 - электронный блок; 12, 13 - электропневматические вентили устройства блокировки тормозов, 14 - срывной клапан, 15 - реле давления
Подготовка к работе
25.06.24
На пульте управления машиниста вставить ключ ВЦУ в гнездо и повернуть в положение I . При этом подается напряжение на контроллер крана машиниста и ЭПВ В1 . Воздух из ПМ поступает в устройство блокировки тормозов, где производятся переключения.
Заседание технического совета 29.03.2019
Положение II - поездное
В этом положении рукоятки контроллера подается напряжение на ЭПВ В4, В5. Возможны три режима работы крана машиниста в поездном положении: поддержание давления в ТМ, ликвидация сверхзарядного давления ТМ, отпуск тормозов.
Управление резервным краном. Торможение.
В этом положении открывается атмосферный клапан КРУ, сообщающий управляющую камеру С реле давления и УР через калиброванное отверстие Е крана переключения режимов (КПР) с атмосферой.
Кран вспомогательного тормоза №215. Устройство
1-манжета; 2-пружина; 3-питательный клапан; 4-корпус нижней части; 5-ниппель; 6-диафрагма; 7-корпус верхней части; 8- фланец; 9-толкатель; 10-ручка; 11-кожух; 12-регулировочный винт; 13-контргайка; 14-колпачок; 15-регулировочная пружина; 16-стакан; 17-диск диафрагмы; 18-манжета; 19-кронштейн; 20-фильтр; 21-пробка; 22-заглушка; 23-шайба.
Кран вспомогательного тормоза №215. Торможение
Для торможения локомотива, ручку крана № 254 перемещают в одно из тормозных положений. При этом стакан ввинчивается в крышку и сжимает пружину. Диафрагма опускается, и отжимает впускной клапан от своего седла. Тогда воздух из питательной магистрали поступает к тормозным цилиндрам, а также по каналу в полость под диафрагмой.
Кран вспомогательного тормоза №215. Отпуск
Во время отпуска тормоза ручку крана переводят по часовой стрелке, стакан вывинчивается из крышки и сила сжатия пружины уменьшается. Под давлением воздуха со стороны нижней полости, диафрагма поднимается и воздух из тормозных цилиндров выходит.
Воздухораспределитель №242
Воздухораспределитель №242 клапанно-поршневого типа. Применяется на пассажирских вагонах вместо воздухораспределителя №292, с которым полностью взаимозаменяем и обеспечивает совместную работу с электровоздухораспределителем №305. Воздухораспределитель №242 непрямодействующего автоматического типа. Это означает, что в процессе торможения утечки из тормозных цилиндров и запасных резервуаров пополняться не будут, а значит в процессе длительного торможения величина тормозной силы будет постепенно снижаться.
Воздухораспределитель №242. Устройство
5 — поршень ограничителя дополнительной разрядки ТМ; 8 — выпускной клапан; 9 — полый стержень; 11 — главный поршень; 12 — клапан дополнительной разрядки; 14 — упорка переключателя режимов работы; 15 — поршень переключателя режимов работы; 17, 28 — штоки; 18 — тормозной клапан; 19 — срывной клапан; 20 — упорка переключателя экстренного торможения; 23, 26 — клапаны; 24 — отверстие; 25 — поршень ускорителя экстренного торможения; 27 — клапан ограничения дополнительной разрядки; УК — ускорительная камера; 3K — золотниковая камера; МК — магистральная камера
Действие воздухораспределителя №242. Зарядка
Сжатый воздух из ТМ поступает в камеру У4 и через фильтр 4 по каналу «а» в магистральную камеру МК. Главный поршень 11 перемещается вверх и отжимает от седла выпускной клапан 8. Одновременно сжатый воздух из ТМ по осевому каналу в штоке 28 и каналу через калиброванное отверстие 3 поступает в ЗР и далее по каналу 6 в золотниковую камеру (ЗК) и в полый стержень 9.
Действие воздухораспределителя №242. Служебное торможение
При разрядке ТМ и камеры У4 темпом служебного торможения сжатый воздух из УК через калиброванное отверстие 1 успевает перетекать в камеру У4, не вызывая перемещения вниз поршня 25 ускорителя экстренного торможения. При этом понижается также давление в МК. Главный поршень 11 перемещается вниз под действием давления со стороны ЗК и своим толкателем открывает клапан 12 дополнительной разрядки ТМ.
Действие воздухораспределителя №242. Отпуск
При повышении давления в ТМ поршень 11 перемещается вверх и открывает выпускной клапан 8, который сообщает ТЦ с атмосферой Ат2 по каналам л, г и осевому каналу тормозного клапана 18 (на длинносоставном режиме). Время отпуска определяется размером поперечного сечения осевого канала, так как тормозной клапан 18 открывается только в конце процесса отпуска, когда давление воздуха в камере У1 на поршень 15 станет меньше усилия пружины.
Действие воздухораспределителя №242. Экстренное торможение
При разрядке ТМ темпом экстренного торможения (таким же темпом понижается давление и в МК) сжатый воздух из УК не успевает перетекать в магистральную камеру У4 ускорителя экстренного торможения через калиброванное отверстие 1. Избыточным давлением из УК поршень 25 ускорителя перемещается вниз, открывая срывной клапан 19.
Действие воздухораспределителя №242. Выключение ускорителя экстренного торможения
Выключение ускорителя экстренного торможения производится выкручиванием переключателя 20 против часовой стрелки. Затяжка малой пружины 21 уменьшается, поэтому поршень 23 под усилием зарядного давления в камере У 4 опускается вниз вместе с полым штоком. УК сообщается с камерой У 4 не только через дроссельное отверстие 2 , но и через осевой канал 24 большого сечения. При снижении давления в ТМ служебным или экстренным темпом сжатый воздух успевает перетекать из УК в камеру У 4 . Поршень 25 остается на месте, и срыва ускорителя на экстренное торможение не происходит.
Положение упорки переключателя ускорителя экстренного торможения: а — ускоритель включен; б — ускоритель выключен
а
б
Действие воздухораспределителя №242. Выключение ускорителя экстренного торможения
Свойства воздухораспределителя №242
Положительные свойства:
- Увеличение межремонтного срока до четырех лет;
- Полная взаимозаменяемость с воздухораспределителем №292;
- Имеется возможность включать и выключать ускоритель экстренного торможения на любом режиме работы воздухораспределителя «К» или «Д»;
- Скорость тормозной волны 250м/с.
Отрицательные свойства:
- Воздухораспределитель непрямодействующего типа;
- Давление в ТЦ напрямую зависит от зарядного давления в ТМ;
- При перезарядке ТМ возможность самопроизвольного срабатывания на торможение.
Опрос обучающихся по изученному материалу
1. Назначение крана машиниста усл.№130.
2. Чем отличается кран машиниста усл.№130 от крана усл.№395?
3. Чем отличается кран крана вспомогательного тормоза усл.№215 от крана усл.№254?
4. Чем отличается воздухораспределитель усл.№242от усл.№292?
Домашнее задание
Изучить на пересказ «Общие принципы устройства и работы»:
- крана машиниста №130;
- крана вспомогательного тормоза локомотива №215;
- воздухораспределителя №242.
Спасибо за внимание