1 Современные требования к учебным занятиям в учреждениях
дополнительного образования.
1.1 Основы построения учебного занятия
Учебное занятие — основной элемент образовательного процесса в дополнительном образовании, но сегодня существенно меняется его форма организации. Главное - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, в активный поиск знаний, достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.
В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация, результат. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако, главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом.
В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:
- обучающие;
- общеразвивающие;
- воспитательные.
Обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями. Это учебные занятия:
- по передаче знаний;
- по закреплению знаний;
- по формированию умений и применения знаний на практике;
- тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков);
- по обобщению и систематизации знаний.
Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.
Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям.
Учебное занятие, являясь ограниченным по времени процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива. В связи с этим учебное занятие необходимо рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.
Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие - осмысление - запоминание - применение - обобщение - систематизация.
Табл. 1 Модель учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей
Этапы | Этап учебного занятия | Задачи этапа | Содержание деятельности | Результат |
1 этап | Организационный | Подготовка обучающихся к работе на занятии | Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания | Восприятие |
2 этап | Проверочный | Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция | Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия | Самооценка, оценочная деятельность педагога |
3 этап | Подготови- тельный (подготовка к новому содержанию) | Обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно- познавательной деятельности | Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности обучающихся (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание обучающимся) | Осмысление возможного начала работы |
4 этап | Усвоение новых знаний и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения | Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся | Освоение новых знаний |
5 этап | Первичная проверка понимания изученного | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция | Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием | Осознанное усвоение нового учебного материала |
6 этап | Закрепление новых знаний, способов действий и их применение | Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения | Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно обучающимися | Осознанное усвоение нового материала |
7 этап | Обобщение и систематизация знаний | Формирование целостного представления знаний по теме | Использование бесед и практических заданий | Осмысление выполнен-ной работы |
5 этап | Первичная проверка понимания изученного | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция | Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием | Осознанное усвоение нового учебного материала |
6 этап | Закрепление новых знаний, способов действий и их применение | Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения | Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно обучающимися | Осознанное усвоение нового материала |
7 этап | Обобщение и систематизация знаний | Формирование целостного представления знаний по теме | Использование бесед и практических заданий | Осмысление выполнен-ной работы |
8 этап | Контрольный | Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий | Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследователь-ского | Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельнос-ти с другими, осмысление результатов |
9 этап | Итоговый | Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последую- щей работы | Педагог совместно с обучающимися подводит итог занятия | Самоутвер-ждение обучающих-ся в успешности |
10 этап | Рефлексивный | Мобилизация детей на самооценку | Самооценка обучающихся своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы | Проектиро-вание обучающими-ся собственной деятель-ности на последую-щих занятиях |
11 этап | Информацион- ный | Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия | Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструк- таж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятия | Определе-ние перспектив деятель-ности |
Построение занятия в соответствии с этой моделью помогает четко структурировать занятие, определить его этапы, задачи и содержание каждого из них. В соответствии с задачами каждого этапа педагог прогнозирует как промежуточный, так и конечный результат.
Основные требования к построению современных учебных занятий:
создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;
целесообразное расходование времени занятия;
применение разнообразных педагогических средств обучения;
личностно ориентированное взаимодействие педагога с обучающимися;
практическая значимость полученных знаний и умений.
1.2 Классификация учебных занятий
Исходя из современных научных представлений об учебном занятии, его содержательная цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов, познавательного, развивающего и воспитательного, которые отражаются в цели по содержанию учебного материала.
Цели – это механизм, с помощью которого педагог кодирует основное содержание и прогнозирует результаты своей деятельности и познавательной деятельности обучающихся.
Этапы учебного занятия, его структура конструируются в соответствии с дидактической целью. Движение к реализации цели как прогнозируемому результату обуславливает переход от одной части занятия к другой, от этапа к этапу.
Приёмы работы педагога и обучающихся зависят от содержания, цели, логики усвоения учебного материала, состав группы и опыта их творческой деятельности. Дидактическая цель является важнейшим структурным элементом и определяет тип и структуру учебного занятия.
По дидактической цели классифицировать занятия можно следующим образом:
изучение и первичное закрепление новых знаний;
закрепление знаний и способов деятельности;
комплексное применение знаний и способов деятельности;
проверка, оценка, коррекция знаний и способов деятельности.
Каждый тип учебного занятия имеет свою структуру, основной компонент занятия заключается в названии типа учебного занятия. Общими этапами для всех типов занятий являются организационный, целеполагания и мотивации, подведения итогов.
Организационный момент учебного занятия предполагает создание продуктивных условий для взаимодействия педагога и воспитанников.
Этап целеполагания и мотивации обеспечивает желание участников педагогического процесса работать на занятии через постановку целей и актуализацию мотивов учебной деятельности, через формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации, развитие личностных качеств воспитанника.
При подведении итогов определяется уровень достижения целей, мера участия всех учеников и каждого в отдельности, оценка их работы и перспективы познавательного процесса.
Табл. 2 Типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура
Тип учебного занятия | Дидактическая цель | Структура | Нетрадиционные формы проведения занятия |
Учебное заня- тие изучения и первичного закрепления новых знаний | Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации | Организационный момент. Актуализация знаний и умений. Мотивация. Целеполагание. Организация восприятия. Организация осмысления. Первичная проверка понимания. Организация первичного закрепления. Анализ. Рефлексия | Семинар, экскурсия, конференция, лабораторно- практическое занятие, дидактическая сказка и т.д. |
Учебное занятие закрепления знаний и способов дея- тельности | Обеспечить закрепление знаний и способов дея- тельности обучающихся | Организационный момент. Мотивация. Актуализация знаний и способов действий. Конструирование образца применения знаний в стандартной и изменённой ситуациях. Самостоятельное применение знаний. Контроль и самоконтроль. Коррекция. Рефлексия | Семинар, экскурсия, консультация, игра- путешествие, ролевая игра и т.д. |
Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности | Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения обучающимися комплекса знаний и способов деятельности | Организационный момент. Целеполагание. Мотивация. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности. Самостоятельное применение знаний (упражнений) в сходных и новых ситуациях. Самоконтроль и контроль. Коррекция. Рефлексия | «Литературная гостиная», викторина «Что? Где? Когда?», «Занятие- путешествие», концерт и т.д. |
Учебное занятие обобщения и системати- зации знаний и способов деятельности | Организовать деятельность воспитанников по обобщению знаний и способов деятельности | Организационный момент. Целеполагание. Мотивация. Анализ содержания учебного материала. Выделение главного в учебном материале. Обобщение и систематизация. Рефлексия. Обобщение может осуществляться как по теме, разделу, так и по проблеме. Самое главное в методике обобщения – включение части в целое. Необходима тщательная подготовка обучающихся (сообщение заранее проблемы, вопросов, обеспечение на занятии дидактическим материалом) | Конкурс, экскурсия, деловая игра и т.д. |
Учебное занятие по проверке, оценке, коррекции знаний и спо- собов дея- тельности | 1. Обеспечить проверку и оценку знаний обучающихся (контрольное занятие) 2. Организовать деятельность обучающихся по коррекции своих знаний и способов деятельности | Мотивация. Самостоятельное выполнение заданий. Самоконтроль. Контроль. Анализ. Оценка. Коррекция. Рефлексия | На занятиях преобладает деятельность, направленная на постепенное усложнение заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях |
1.3 Алгоритм подготовки занятия
Алгоритм подготовки учебного занятия может быть следующим:
I. Чётко определить и сформулировать для себя тему занятия;
- определить место темы в учебном курсе;
- определить ведущие понятия, на которые опирается данное занятие.
II. Определить и чётко сформулировать для себя, и отдельно для обучающихся, целевую установку занятия.
цель занятия заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования.
Задачи занятия – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата. При формулировке целей они определяются в терминах субъектной позиции обучающихся, которые учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации. Анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности.
III.1. Спланировать учебный материал
2. Подобрать учебные задания, целью которых является:
изучение нового материала;
воспроизведение;
применение знаний в новой ситуации;
творческий подход к знаниям.
3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».
IV. Продумать «изюминку» занятия. Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг у обучающихся.
V. Разработать структуру занятия.
VI. Определить способ оценки результатов занятия и рефлексии обучающимися хода занятия и результатов собственной деятельности.
Спланировать контроль над деятельностью обучающихся на занятии:
Задание обучающимся по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на вопросы: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? Какие возникли вопросы по теме? и т.д.»
Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей.
1.4 Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Универсальные учебные действия - это комплекс применяемых учащимися умений и навыков, которые влияют на уровень усвоения материала и на развитие индивидуальных способностей к эффективному получению и применению знаний.
Д.А. Махотин, кандидат педагогических наук, доцент определяет значение универсальные учебные действия «в широком смысле», как организацию умения учиться, т.е способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [12]
Выделяют четыре основные группы универсальных учебных действий:
Личностные. Напрямую связаны с субъективным восприятием учащимися окружающего мира, с его нравственными оценками тех или иных событий и фактов, жизненными целями, самоопределением.
Регулятивные. Относятся к развитию способности обучающегося самостоятельно управлять познавательной деятельностью на основе плана, контроля, корректирования собственных действий, самооценки знаний и умений.
Познавательные. В эту группу включается работа обучающегося по отбору, исследованию, анализу и необходимому структурированию материала, это собственная модель получения знаний и их усвоения.
Коммуникативные. Подразумевают способность к сотрудничеству, взаимопомощи, умение договариваться, налаживать контакт с педагогом и другими обучающимися.
Сформированный благодаря профессионализму и индивидуальному подходу педагогов к решению данной задачи комплекс необходимых действий станет для обучающегося всесторонним инструментом эффективного обучения и усвоения знаний и умений.
При формировании УУД педагогу необходимо:
четко определить цели универсальных учебных действий применительно к дополнительному образованию;
тщательно обдумать содержание формируемых действий;
адаптировать способы выработки навыков УУД к каждой возрастной категории;
обеспечить необходимую мотивацию, благодаря которой обучающийся будет понимать смысл определенных учебных действий и их потенциальную пользу.
Главным инструментом формирования УУД в дополнительном образовании является творчество. Поэтому педагогам рекомендуется составлять общеразвивающие общеобразовательные программы, включающие выполнение детьми различных проектов, и мотивировать обучающихся на полноценное применение результатов собственных разработок.
1.5 Рефлексия
Рефлексия в педагогике – это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого.
Развитие способности к рефлексии помогает современному педагогу найти индивидуальный стиль профессиональной деятельности, позволяет достигнуть адекватной профессионально-личностной самооценки, прогнозировать и анализировать результаты своей деятельности, повышает уровень самоорганизации.
Осуществляя рефлексию, педагог определяет, насколько последовательным, целенаправленным и эффективным было его воздействие на обучающихся, в какой степени достигнут предварительно намеченный результат.
Л.Л. Некрасова в статье «Рефлексия в педагогическом процессе - как один из факторов реализации ФГОС» [6] предлагает следующую классификацию:
По содержанию: устная и письменная.
По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная.
По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т.д.
По цели: рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материала.
По функциям: физическая (успел – не успел), сенсорная (самочувствие: комфортно, дискомфортно), интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал).
1.6 Самоанализ учебного занятия
Совершенствование профессионального мастерства педагога дополнительного образования детей, руководство и контроль за учебно-воспитательным процессом невозможны без правильно организованного анализа и оценки учебного занятия. Главное — педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления.