«Развитие интереса к урокам
чтения у младших школьников
с нарушением слуха и речи».
Для развития интереса к чтению у младших школьников необходимо хорошо организовывать творческую деятельность.
Работа с опорой на творчество помогает полнее и ярче раскрыться потенциальным возможностям школьника, воспитывает у него веру в свои силы.
В работе используются следующие методы и приёмы:
- драматизация (демонстрация действий) – для более плотного уяснения содержания читаемого текста, осмысленных отдельных слов и фраз, использование морально-этической тематики. Учитель с одним или с несколькими учащимися выходит из класса и там зачитывает текст или отрывок. Затем просит продемонстрировать действие. Остальные ищут описание в тексте. Так же может читать один ученик, а другой демонстрировать или ученик читает, а учитель демонстрирует.
- иллюстрирование – изображение отдельных предметов для уточнения смысла фраз, рисунки к отдельным фразам, зарисовка ситуации (по частям).
- действие по конструктивной картинке (макету) – используется, где нет больших описаний, значительное место отводится действиям персонажей.
- словесное рисование – осуществляется по вопросам: Что будет? Как можно расположить? Какие краски используем?
- живые картины – изображение сцен без слов.
- составление диафильмов – используется для развития последовательности событий в произведении.
Для развития интереса на уроках чтения учитель при разборе содержания произведения задаёт вопросы учащимся:
В 1-2 классах можно дать задание нарисовать схематические рисунки.
В 3-4 классах – дать задание на дом, нарисовать, что лучше всего запомнилось или понравилось.
Можно предложить после прочтения рассказа картинки, имеющие отношения к рассказу и не имеющие отношение. Детям нужно расставить их в необходимой последовательности. Наличие иллюстраций - это один из первых побудительных символов обращения к детской книге. Иллюстрации должны быть яркими, «говорящими», т.е. отражающими содержание произведения.
На уроках чтения хорошо использовать такой метод, как работа с закрытым текстом. 1 ученик читает – остальные задают вопросы, потом весь класс читает кроме 2-3 человек. Получается, что весь класс знает, о чём текст, а 2-3 класса задают вопросы.
Можно использовать ещё некоторые приёмы:
- чтение по ролям;
- просмотр презентаций к произведениям;
- просмотр кино, мультфильмов (читается начало текста, а потом просмотр, или, вначале учащиеся просматривают часть произведения, а потом дочитывают произведение в классе);
- составление книжек-самоделок.
Никитина предлагает свои методы: сплошное чтение, чтение по цепочке, беседа по содержанию, объяснение словаря, пересказ.
Использование всех предложенных методов и приёмов поможет развить интерес к чтению младших школьников и учащиеся с большим удовольствием потянутся к книге.
В книгах для чтения представлены как художественные произведения, так и тексты научно-популярной литературы. Хотя объективным содержанием любого произведения являются разные аспекты действительности, способы ее показа в литературе различны. В художественном произведении жизнь показывается в образах, в центре изображения находится человек во всем многообразии связей его с обществом и природой. Художественной литературе свойственны, наряду с объективным содержанием, элементы вымысла и субъективной оценки автором событий и человеческих взаимоотношений. Художественная литература представлена в книгах для чтения такими жанрами, как стихотворения, басни, сказки, рассказы, пословицы, загадки.
В текстах научно-популярной литературы нет образного показа действительности, в них дается прямое изложение мыслей автора по какому-то вопросу в логической последовательности. (В чистом виде статей в учебниках нет.)
При всем разнообразии подачи материала основная его цель — в облегченной и занимательной форме дать подлинные сведения о предметах, явлениях, фактах реальной действительности. Поэтому и на уроках чтения фиксируется внимание на той стороне содержания, которая предназначена дать реальную сумму знаний. Различие в характере материала по содержанию и форме учитывается в организации чтения и анализа текстов.
На уроках чтения даже простейших художественных произведений важно обеспечить первичное целостное восприятие текста, чтобы у учащихся складывалась целостная картина о его содержании, действующих лицах, их поступках, чтобы дети не оставались в позиции созерцания и чтобы в процессе чтения возникло заинтересованное отношение к описанным событиям и героям. Тексты научно-популярной литературы прочитываются и разбираются таким образом, чтобы школьники накапливали правильные представления о реальной действительности.