СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Современные требования к урокам чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке описаны этапы работы по изучению произведений на уроках чтения.

Просмотр содержимого документа
«"Современные требования к урокам чтения"»

«Развитие интереса к урокам

чтения у младших школьников

с нарушением слуха и речи».



Для развития интереса к чтению у младших школьников необходимо хорошо организовывать творческую деятельность.

Работа с опорой на творчество помогает полнее и ярче раскрыться потенциальным возможностям школьника, воспитывает у него веру в свои силы.

В работе используются следующие методы и приёмы:

- драматизация (демонстрация действий) – для более плотного уяснения содержания читаемого текста, осмысленных отдельных слов и фраз, использование морально-этической тематики. Учитель с одним или с несколькими учащимися выходит из класса и там зачитывает текст или отрывок. Затем просит продемонстрировать действие. Остальные ищут описание в тексте. Так же может читать один ученик, а другой демонстрировать или ученик читает, а учитель демонстрирует.

- иллюстрирование – изображение отдельных предметов для уточнения смысла фраз, рисунки к отдельным фразам, зарисовка ситуации (по частям).

- действие по конструктивной картинке (макету) – используется, где нет больших описаний, значительное место отводится действиям персонажей.

- словесное рисование – осуществляется по вопросам: Что будет? Как можно расположить? Какие краски используем?

- живые картины – изображение сцен без слов.

- составление диафильмов – используется для развития последовательности событий в произведении.

Для развития интереса на уроках чтения учитель при разборе содержания произведения задаёт вопросы учащимся:

В 1-2 классах можно дать задание нарисовать схематические рисунки.

В 3-4 классах – дать задание на дом, нарисовать, что лучше всего запомнилось или понравилось.

Можно предложить после прочтения рассказа картинки, имеющие отношения к рассказу и не имеющие отношение. Детям нужно расставить их в необходимой последовательности. Наличие иллюстраций - это один из первых побудительных символов обращения к детской книге. Иллюстрации должны быть яркими, «говорящими», т.е. отражающими содержание произведения.

На уроках чтения хорошо использовать такой метод, как работа с закрытым текстом. 1 ученик читает – остальные задают вопросы, потом весь класс читает кроме 2-3 человек. Получается, что весь класс знает, о чём текст, а 2-3 класса задают вопросы.

Можно использовать ещё некоторые приёмы:

- чтение по ролям;

- просмотр презентаций к произведениям;

- просмотр кино, мультфильмов (читается начало текста, а потом просмотр, или, вначале учащиеся просматривают часть произведения, а потом дочитывают произведение в классе);

- составление книжек-самоделок.

Никитина предлагает свои методы: сплошное чтение, чтение по цепочке, беседа по содержанию, объяснение словаря, пересказ.

Использование всех предложенных методов и приёмов поможет развить интерес к чтению младших школьников и учащиеся с большим удовольствием потянутся к книге.

В книгах для чтения представлены как художественные про­изведения, так и тексты научно-популярной литературы. Хотя объективным содержанием любого произведения являются раз­ные аспекты действительности, способы ее показа в литературе различны. В художественном произведении жизнь показыва­ется в образах, в центре изображения находится человек во всем многообразии связей его с обществом и природой. Художествен­ной литературе свойственны, наряду с объективным содержа­нием, элементы вымысла и субъективной оценки автором событий и человеческих взаимоотношений. Художественная литература представлена в книгах для чтения такими жанра­ми, как стихотворения, басни, сказки, рассказы, пословицы, загадки.

В текстах научно-популярной литературы нет образного по­каза действительности, в них дается прямое изложение мыслей автора по какому-то вопросу в логической последовательности. (В чистом виде статей в учебниках нет.)

При всем разнообразии подачи материала основная его цель — в облегченной и занимательной форме дать подлинные сведения о предметах, явлениях, фактах реальной действитель­ности. Поэтому и на уроках чтения фиксируется внимание на той стороне содержания, которая предназначена дать реальную сумму знаний. Различие в характере материала по содержанию и форме учитывается в организации чтения и анализа текстов.

На уроках чтения даже простейших художественных про­изведений важно обеспечить первичное целостное восприятие текста, чтобы у учащихся складывалась целостная картина о его содержании, действующих лицах, их поступках, чтобы дети не оставались в позиции созерцания и чтобы в процессе чтения возникло заинтересованное отношение к описанным событиям и героям. Тексты научно-популярной литературы прочитыва­ются и разбираются таким образом, чтобы школьники накап­ливали правильные представления о реальной действительности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!