СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный подход к формированию навыка смыслового чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад  на тему Современнй подход к формированию навыка смыслового чтения". Написан для выступления на педагогической конференции, посвящённой этому вопросу.

Просмотр содержимого документа
«Современный подход к формированию навыка смыслового чтения.»

Булатова Наталья Викторовна

Современный подход к формированию навыка смыслового чтения.

За последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира, сильно изменилось. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, 2003 - 2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности, а в нашей стране разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Программа ставит перед собой цель развития грамотности и культуры чтения в России, повышения интеллектуального уровня граждан страны, а, следовательно, и ее конкурентоспособности на мировой арене. Сроки реализации Программы – 2007 -2020 годы.

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения. Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Смысловая:

  • понимание содержания и смысла читаемого.

Техническая:

  • способ чтения,

  • темп чтения,

  • правильность чтения,

  • выразительность.

Многолетний опыт работы в школе показывает, что учитель начальных классов, обучая детей чтению, большее внимание уделял технической стороне чтения. И для оценки навыка чтения в школах применялся контрольный срез, который так и называется «Проверка техники чтения» (о самом факте его проведения всегда было много споров). При этом многие годы при оценке навыка уделялось первостепенное внимание параметрам «способ чтения», «темп чтения», «правильность чтения», «выразительность», а параметр «осознанность чтения» рассматривали на самом последнем месте, т.е. первостепенной считалась техническая сторона чтения.

Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента:

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; [1, с. 9].

А что такое «смысловое чтение»? Смысловое чтение – это комплексное УУД, такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Методы и приемы обучения смысловому чтению.

Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:

Развитие умения анализировать задание.

Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию

Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные).

Определение последовательности событий в прочитанном тексте.

Формулирование простых выводов после прочтения текста.

Преобразование прочитанного текста в таблицу.

Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.

Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.

Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.

Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

Учитель обязательно должен определить, понятен ли детям смысл отдельных слов. Ему необходимо уточнить это во время прочтения, чтобы у учеников сформировался навык самостоятельного выделения незнакомых слов, значение которых необходимо расшифровать. Эти слова можно подчеркивать и искать их трактовку в словаре после прочтения, либо учитель сам объясняет значение их.

Начинающий читатель зачастую отчетливо не осознает, что в тексте есть непонятное для него слово. Такое слово проскальзывает, оставляя иллюзию понятности. Любой учитель и я том числе сталкиваемся с этим явлением, задавая детям вопрос после чтения текста: «Какие слова были непонятны?». Как правило, дети не называют их. Выяснение значений ряда слов из прочитанного текста убеждает, что многие из них остались за бортом понимания. Существующая в школе практика разбора слов, недостаточно эффективна, так как дети иногда не понимают очень простые на первый взгляд слова. Поэтому, провожу словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений. В методике обучения пониманию текста делается акцент на том, чтобы каждое непонятное ребенку слово было бы сигналом, препятствующий дальнейшему движению. На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать чтение для выяснения непонятных детям слов. Постепенно учащиеся привыкают во время чтения подчёркивать непонятные слова. Затем эти слова обсуждаются: можно ли понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарём.

Работа с ключевыми словами.

В любом написанном материале непременно присутствуют ключевые слова, без которых теряется смысл произведения. Учитель должен помочь школьникам найти их и объяснить необходимость применения и смысл, который они несут. Провожу интересную работу с ключевыми словами в таком виде: Учитель или ученик читают рассказ, повесть или что-либо другое. Далее педагог спрашивает детей, какие главные слова они могли бы выделить, и записывает их на доске, а дети — в тетради. После этого предлагается воспроизвести прочитанный текст, используя данные ключевые слова. Записывать такие слова можно и по ходу чтения.

Серьезно страдает понимание текста от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст.

Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста.

Работа со словами-образами.

Получить удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения. Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким, полным, объемным, но с начинающим читателем нет необходимости обсуждать литературоведческие понятия, так как не это является главным в понимании, основное внимание нужно уделить обогащению образного ряда с помощью использованных автором художественных средств.

Нужно обращать внимание не только на слова-образы, но и на звуки, части слов, на формы или порядок слов.

Работа с многозначными словами.

Найди хорошо знакомые слова в другом, непривычном, употреблении.

Работа с фразеологизмами.

Фразеологизмы — это устойчивые выражения (повседневно используемые именно в таком виде), одна из особенностей которых состоит в том, что их практически невозможно перевести на другие языки. А если делать это дословно, то получится настоящая абракадабра.

    • Замените в предложении выделенные слова фразеологизмами.

    •  Определите, какой фразеологизм подойдет к этому тексту.

    •  Составьте диалог, используя фразеологизмы.

Рассказ по предложению.

Прочитай предложение, подумай и составь по нему небольшой рассказ. Принцип составления рассказа – разворачивание текстовой информации.

Применение метода «диалог с автором текста».

Диалог с автором текста происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Если говорить о целенаправленном использовании этого метода в учебных целях, его можно разделить на несколько этапов:

  • ищем то, что не очень понятно в тексте и формулируем вопросы;

  • прогнозируем ответы на возникшие вопросы и прогнозируем дальнейшее содержание текста;

  • самопроверка (проверяем свои предположения, сверяя их с текстом).

После диалога читателю проще перейти к анализу тех мыслей и чувств, которыми автор хотел поделиться с читателем, создавая свое произведение. Прогнозирование содержания текста по заголовку настраивает читателя на восприятие текстовой информации. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

Пример: Д.М.Мамин-Сибиряк

«Сказка про Храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Урок начинается с размышлений учащихся над смыслом названия произведения: почему писатель дал название своей сказки? Как ты думаешь, о чем сказка? Что-то в этом поступке заставляет насторожиться старых зайцев? Должен ли заяц был поступить иначе? Эти и подобные вопросы появляются, когда читатель пытается предугадать, предвосхитить изложение событий в тексте, т.е. думает над тем, что ему предстоит узнать при знакомстве с произведением. Далее идет первичное прочтение текста. Это очень ответственный момент на уроке, т.к. именно при первом знакомстве с текстом в процессе постепенного погружения в него возникает масса вопросов, на которые хочется найти ответ в самом произведении. Как это реально может происходить на диалоговом уроке?

После чтения этого эпизода сразу возникает вопрос: почему? Почему заяц много хвастает? Цепочка предположений: сам очень боится, хочет повеселить старых зайцев, и т.п. Пусть дети на какое-то время, выдвигая свои предположения, сравнивают себя с героем произведения. Это им поможет в дальнейшем глубже понять данную ситуацию, детальнее ее проанализировать. Дети должны уметь самостоятельно находить скрытые в тексте вопросы, делать остановки в чтении, когда появляются возможности для прогнозирования дальнейшего содержания.

Моя задача - в начале обучения диалогу с автором текстом – останавливать чтение тогда, когда в тексте есть прямой или скрытый вопрос и организовывать вероятное прогнозирование, а по ходу чтения – проверку прогнозов детей. Главное – научить видеть существенную информацию в тексте и не задавать поверхностных вопросов.

Развитие читательского воображения.

Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым воображением. Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением.

Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах, содержащих 1-2 образных элемента, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких элементов можно увеличивать, переходя к воспроизведению целых картин. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками.

Какие методические приемы могут активизировать воображение читателя?

Эффективными будут словесное и графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы. Это относится к лирическим стихам, текстам, насыщенным сложным психологическим анализом либо с обилием пейзажных зарисовок.

Огромную роль играет и работа с иллюстрациями профессиональных художников, их рассматривание и анализ, как инсценирование или драматизация, как отдельных эпизодов, так и всего произведения. При этой работе детям придется не раз перечитать текст, обращая внимание на детали художественного пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев.

По возможности нужно обращать внимание начинающего читателя на то, как автор с помощью слов помогает нам не только «увидеть» картины художественного мира, но и «услышать» звуки природы, человеческого голоса, «вдохнуть» аромат леса или теплого летнего вечера.

Для развития творческого воображения можно использовать такие задания: придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения.

Уже в период обучения грамоте следует уделять внимание и совершенствованию технической стороны чтения и параллельно работать над смысловой его стороной. Ребенок должен понимать, зачем он читает. На данном этапе учитель озвучивает ребенку цель чтения. Читаю, чтобы узнать новое слово, понять его смысл, построить с ним словосочетание. Понять смысл одного предложения, небольшого текста – это первые шаги по выработке навыка смыслового чтения.

Но на данном этапе начинаются первые трудности при работе с текстом.

Из личного опыта работы на уроках обучения грамоте

Возникает проблема: ребенок правильно читает все слова в предложении, но не понимает его смысла. Одна из вероятных причин: читая предложение, он встретился с трудным для восприятия словом и переключил свое внимание на него. Процесс же понимания на момент прервался.

На своих уроках я предлагаю следующий вид работы. Перед чтением текста обучающиеся прочитывают столбик слов, имеющих одинаковое начало или конец (при этом читают его несколько раз: медленно, убыстряя темп, громко, тихо и т.д.). Предвидя, какое слово станет для детей «затруднительным» для понимания, я сначала даю его полное описание, часто в сопровождении с рисунком, фотографией, а затем прошу найти это слово в столбике.

Из личного опыта работы на уроках литературного чтения. Основным приемом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда ребенок откроет в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Виды работ с текстом делю на два этапа прочтения: первичный и вторичный. Например, после первичного прочтения использую чтение - «спринт». На максимальной скорости, читая «про себя», обучающиеся ищут ответы на заданные вопросы. Использование на уроках чтения разнообразных видов работ над текстом влияет на развитие интереса к чтению.

Из личного опыта работы на уроках русского языка

Часто возникает следующая проблема: невнимательное отношение к формулировкам заданий приводит учеников к выполнению какого-то "своего задания", зачастую останавливаются на этапе списывания текста.

Предлагаю разрешение проблемы следующим образом: ввести шкалу самоконтроля, которую мы с детьми назвали «Шаг за шагом». Дети читают текст упражнения со всеми заданиями к нему. Далее определяют количество глаголов, побуждающих к выполнению действий, не забывая просмотреть внутри текста особые значки (цифры). Если заданий 3, то дети чертят шкалу и отмечают на ней 3 точки. Во время пошагового выполнения заданий, точки превращаются в крестики. Сама создаю проблемную ситуацию, которая требует от обучающихся поискового чтения, которое осуществляется на основе выборочного и просмотрового чтения.

Из личного опыта работы на уроках математики. Также проблема может возникнуть и на уроках математики: ученик не понимает текстовую задачу, это ведет к неверному рассуждению в процессе решения. Предлагаю разрешение проблемы следующим образом. В первом классе предлагаю родителям в помощь алгоритм действий при работе над разными видами задач (с вопросами, и словами для рассуждения). Систематическое использование этого алгоритма приводит к его запоминанию и самими учениками. В третьем классе при решении задач, например, на нахождение четвертого пропорционального, мои ученики используют чертежный инструмент, линейку, которая помогает им правильно вести ход рассуждения и выбирать нужный знак действия в решении. Рассуждение всегда ведется от главного вопроса, который сигнально нужно выделить красным карандашом. На уроках активно используем работу в парах. При такой работе ученики рассуждают вместе, учат друг друга, исправляют. Результатом станет снижение количества обращений за помощью ко взрослым, т.к. дети приучат себя к самостоятельному рассуждению.

Каких результатов достигнут обучающиеся при сформированности навыков смыслового чтения?

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает по завершении каждого года обучения выполнение обучающимися итоговой диагностической работы. Эта работа позволяет увидеть, какие УУД хорошо сформированы, а какие требуют особого внимания и дальнейшей работы. После написания нескольких работ можно отследить уровень сформированности универсальных учебных действий, как у отдельных учащихся, так и у всего класса в целом. Регулярная работа с текстом позволяет своевременно устранить проблемы в смысловом понимании текстов разных жанров.

Итак, мы видим, что смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов.

Моя задача, как учителя начальных классов, создать условия для перехода учащихся с уровня «обучения чтению» на новый уровень – «чтение для обучения», подготовив детей к обучению в основной школе.
Литература.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

2. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. – М.: Школьная библиотека, 2005. – 512 с.

3.Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru


Неудачно порыбачил наш хитрый Васёк.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!