Просмотр содержимого документа
«Современный ребенок: какой он»
Современные дети – это продукт эволюции Природы и Общества (Н.А. Горлова)
- У современных детей система отношений доминирует над знаниями и потребностью их приобрести.
Если раньше можно было сказать и показать ребенку, что и как нужно делать, и он выполнял действия, подражая и доверяя взрослому, то современные дети будут готовы услышать взрослого только после того , как будет выстроена система отношений на основе доверия и понимания.
Портрет современного ребенка из наблюдений педагогов дошкольных учреждений
Положительные характеристики
Отрицательные характеристики
- развитый,
- любознательный,
- умный,
- эрудированный,
- раскрепощенный,
- свободный
- импульсивный,
- капризный,
- плаксивый,
- драчливый,
- агрессивный,
- педагогически запущенный,
- воспитываемый телевизором, компьютером и телефоном
Особенности современных детей дошкольного возраста (по мнению специалиста в области раннего языкового развития Н. А. Горловой ):
- Преобладание системно-смыслового сознания над системно-структурным (ребенок должен принять и понять смысл поступка или действия, которое выполняет).
- Повышение тонуса организма, настойчивости,
требовательности, чувствительности, эмоциональности,
потребности к восприятию
информации.
активность, тревожность,
агрессивность.
- Дети хорошо информированы (но есть оборотная сторона).
- Современные дети в развитии мышления и умственных способностей не опережают возраст.
- Многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Страдает «Связная речь» и «Словарь».
Поколение “экранных детей” (психолог Е.О.Смирнова)
Влияние просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей:
1. Задержка речевого развития . Отмечается примитивность и бедность речи.
- Дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами
- Неконтролируемый информационный поток ведет к недостаточности эмоционально-личностного и эмоционально-делового общения с матерью в младенчестве и раннем детстве.
2 . Неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом .
- Дети находятся в постоянном, непрерывном движении. Они гиперактивны.
- Обладают «клиповым сознанием».
3. Резкое снижение фантазии и творческой активности детей.
Дети теряют способность и желание чем-то занять себя .
Игровая культура детства искажена
- Общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.
- Хотя современные дошкольники технически «подкованы», легко управляются с телевизорами, CD, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая.
Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка.
Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6–7 лет показали, что наивысшего уровня развития (по Д. Б. Эльконину) игра не достигает.
Следовательно, не формируются
на должном уровне школьная
мотивация, обобщение, умение
планировать, строить взаимоотно-
шения со сверстниками.
Факторы, влияющие на психические и личностные изменения современного ребенка ( Д. И. Фельдштейн):
- ориентацию общества и, соответственно, детей на потребление
- маргинализацию
- рост девиаций
- ограничение детской самостоятельности родителями Итог – «омоложение» болезней, лечащихся антидепрессантами, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля поведения и развитие зависимостей.
16 значимых изменений у современных детей и подростков (академик Д. И. Фельдштейн):
- 1. Резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста.
- 2. Рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий.
- 3. Уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы.
- 4. Снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий.
- 5. Недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность.
- 6. Значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений.
- 7. Рост «экранной» зависимости.
- 8. Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя.
- 9. Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами.
- 10. Снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков.
- 11. Астенизация телосложения и снижение мышечной силы.
- 12. Рост каждые десять лет на 10–15% основных форм психических заболеваний.
- 13. Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
- 14. Увеличение численности одаренных детей.
- 15. В подростковом возрасте – рост индивидуализации, критичности по отношению к взрослым, поиск смысла жизни и утверждение своей уникальности.
- 16. Изменения в ценностных ориентациях подростков
(I место – интеллектуальные: образованность; II – волевые: настойчивость, ориентированность на достижения; III – соматические: хорошее здоровье, презентабельная внешность). В иерархии ценностей последние места занимают нравственные, эмоциональные, культурные и общественные.
Поколение «Новое детство» выдвигает ряд проблем :
- 1. Проблема исследования особенностей развития современных детей состоит в том, что традиционные методы и методики диагностики устарели и не отражают «актуального уровня развития» детей.
- 2. Исследовать особенности современных детей необходимо с разных позиций: социально-экономических, культурно-образовательных, политических, экологических, информационно-технологических, биогенетических.
- 3. В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни — будет зависеть от условий воспитания и обучения.
- 4. Поведение современных дошкольников вызывает тревогу и непонимание, так как «те методы и приемы воспитания, которые применяли, сейчас «не работают».
Проблема развития современного ребенка – актуальна
- Выявление особенностей современных детей дошкольного возраста является важным материалом для обновления содержания и организации воспитательно-образовательного процесса, направления педагогической деятельности в русло формирования личности Человека будущего.
Спасибо за внимание!