СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный ребенок: какой он

Нажмите, чтобы узнать подробности

об особенностях совеременных детей

Просмотр содержимого документа
«Современный ребенок: какой он»

Современные дети – это продукт эволюции Природы и Общества (Н.А. Горлова) У современных детей система отношений доминирует над знаниями и потребностью их приобрести.  Если раньше можно было сказать и показать ребенку, что и как нужно делать, и он выполнял действия, подражая и доверяя взрослому, то современные дети будут готовы услышать взрослого только после того , как будет выстроена система отношений на основе доверия и понимания.

Современные дети – это продукт эволюции Природы и Общества (Н.А. Горлова)

  • У современных детей система отношений доминирует над знаниями и потребностью их приобрести.

Если раньше можно было сказать и показать ребенку, что и как нужно делать, и он выполнял действия, подражая и доверяя взрослому, то современные дети будут готовы услышать взрослого только после того , как будет выстроена система отношений на основе доверия и понимания.

 Портрет современного ребенка  из наблюдений педагогов дошкольных учреждений Положительные характеристики Отрицательные характеристики развитый,  любознательный,  умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный импульсивный, капризный,  плаксивый,  драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором, компьютером и телефоном

Портрет современного ребенка из наблюдений педагогов дошкольных учреждений

Положительные характеристики

Отрицательные характеристики

  • развитый,
  • любознательный,
  • умный,
  • эрудированный,
  • раскрепощенный,
  • свободный
  • импульсивный,
  • капризный,
  • плаксивый,
  • драчливый,
  • агрессивный,
  • педагогически запущенный,
  • воспитываемый телевизором, компьютером и телефоном
Особенности современных детей дошкольного возраста (по мнению специалиста в области раннего языкового развития Н. А. Горловой ): Преобладание системно-смыслового сознания над системно-структурным (ребенок должен принять и понять смысл поступка или действия, которое выполняет).  Повышение тонуса организма, настойчивости,  требовательности, чувствительности, эмоциональности,  потребности к восприятию  информации. Возбудимость, гипер-  активность, тревожность,  агрессивность.

Особенности современных детей дошкольного возраста (по мнению специалиста в области раннего языкового развития Н. А. Горловой ):

  • Преобладание системно-смыслового сознания над системно-структурным (ребенок должен принять и понять смысл поступка или действия, которое выполняет).
  • Повышение тонуса организма, настойчивости,

требовательности, чувствительности, эмоциональности,

потребности к восприятию

информации.

  • Возбудимость, гипер-

активность, тревожность,

агрессивность.

Дети хорошо информированы (но есть оборотная сторона). Современные дети в развитии мышления и умственных способностей не опережают возраст.  Многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Страдает «Связная речь» и «Словарь».
  • Дети хорошо информированы (но есть оборотная сторона).
  • Современные дети в развитии мышления и умственных способностей не опережают возраст.
  • Многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Страдает «Связная речь» и «Словарь».
 Поколение  “экранных детей”  (психолог Е.О.Смирнова) Влияние просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей: 1. Задержка речевого развития . Отмечается примитивность и бедность речи. Дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами Неконтролируемый информационный поток ведет к недостаточности эмоционально-личностного и эмоционально-делового общения с матерью  в младенчестве и раннем детстве.

Поколение “экранных детей” (психолог Е.О.Смирнова)

Влияние просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей:

1. Задержка речевого развития . Отмечается примитивность и бедность речи.

  • Дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами
  • Неконтролируемый информационный поток ведет к недостаточности эмоционально-личностного и эмоционально-делового общения с матерью в младенчестве и раннем детстве.
2 . Неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом . Дети находятся в постоянном, непрерывном движении. Они гиперактивны. Обладают «клиповым сознанием». 3. Резкое снижение фантазии и творческой активности детей.  Дети теряют способность и желание чем-то занять себя .

2 . Неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом .

  • Дети находятся в постоянном, непрерывном движении. Они гиперактивны.
  • Обладают «клиповым сознанием».

3. Резкое снижение фантазии и творческой активности детей.

Дети теряют способность и желание чем-то занять себя .

 Игровая культура детства искажена Общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений. Хотя современные дошкольники технически «подкованы», легко управляются с телевизорами, CD, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая.

Игровая культура детства искажена

  • Общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.
  • Хотя современные дошкольники технически «подкованы», легко управляются с телевизорами, CD, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая.
Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6–7 лет показали, что наивысшего уровня развития (по Д. Б. Эльконину) игра не достигает.  Следовательно, не формируются  на должном уровне школьная  мотивация, обобщение, умение  планировать, строить взаимоотно- шения со сверстниками.

Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка.

Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6–7 лет показали, что наивысшего уровня развития (по Д. Б. Эльконину) игра не достигает.

Следовательно, не формируются

на должном уровне школьная

мотивация, обобщение, умение

планировать, строить взаимоотно-

шения со сверстниками.

Факторы, влияющие на психические и личностные изменения современного ребенка  ( Д. И. Фельдштейн): ориентацию общества и, соответственно, детей на потребление маргинализацию рост девиаций ограничение детской самостоятельности родителями Итог – «омоложение» болезней, лечащихся антидепрессантами, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля поведения и развитие зависимостей.

Факторы, влияющие на психические и личностные изменения современного ребенка ( Д. И. Фельдштейн):

  • ориентацию общества и, соответственно, детей на потребление
  • маргинализацию
  • рост девиаций
  • ограничение детской самостоятельности родителями Итог – «омоложение» болезней, лечащихся антидепрессантами, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля поведения и развитие зависимостей.
 16 значимых изменений у современных детей и подростков (академик Д. И. Фельдштейн): 1. Резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста. 2. Рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий. 3. Уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы. 4. Снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий.

16 значимых изменений у современных детей и подростков (академик Д. И. Фельдштейн):

  • 1. Резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста.
  • 2. Рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий.
  • 3. Уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы.
  • 4. Снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий.
5. Недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность. 6. Значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений. 7. Рост «экранной» зависимости. 8. Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя.
  • 5. Недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность.
  • 6. Значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений.
  • 7. Рост «экранной» зависимости.
  • 8. Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя.
9. Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами. 10. Снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков. 11. Астенизация телосложения и снижение мышечной силы. 12. Рост каждые десять лет на 10–15% основных форм психических заболеваний.
  • 9. Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами.
  • 10. Снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков.
  • 11. Астенизация телосложения и снижение мышечной силы.
  • 12. Рост каждые десять лет на 10–15% основных форм психических заболеваний.
13. Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. 14. Увеличение численности одаренных детей. 15. В подростковом возрасте – рост индивидуализации, критичности по отношению к взрослым, поиск смысла жизни и утверждение своей уникальности. 16. Изменения в ценностных ориентациях подростков  (I место – интеллектуальные: образованность; II – волевые: настойчивость, ориентированность на достижения; III – соматические: хорошее здоровье, презентабельная внешность). В иерархии ценностей последние места занимают нравственные, эмоциональные, культурные и общественные.
  • 13. Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • 14. Увеличение численности одаренных детей.
  • 15. В подростковом возрасте – рост индивидуализации, критичности по отношению к взрослым, поиск смысла жизни и утверждение своей уникальности.
  • 16. Изменения в ценностных ориентациях подростков

(I место – интеллектуальные: образованность; II – волевые: настойчивость, ориентированность на достижения; III – соматические: хорошее здоровье, презентабельная внешность). В иерархии ценностей последние места занимают нравственные, эмоциональные, культурные и общественные.

Поколение «Новое детство» выдвигает ряд проблем :   1. Проблема исследования особенностей развития современных детей состоит в том, что традиционные методы и методики диагностики устарели и не отражают «актуального уровня развития» детей.  2. Исследовать особенности современных детей необходимо с разных позиций: социально-экономических, культурно-образовательных, политических, экологических, информационно-технологических, биогенетических.  3. В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни — будет зависеть от условий воспитания и обучения.  4. Поведение современных дошкольников вызывает тревогу и непонимание, так как «те методы и приемы воспитания, которые применяли, сейчас «не работают».

Поколение «Новое детство» выдвигает ряд проблем :

  • 1. Проблема исследования особенностей развития современных детей состоит в том, что традиционные методы и методики диагностики устарели и не отражают «актуального уровня развития» детей.
  • 2. Исследовать особенности современных детей необходимо с разных позиций: социально-экономических, культурно-образовательных, политических, экологических, информационно-технологических, биогенетических.
  • 3. В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни — будет зависеть от условий воспитания и обучения.
  • 4. Поведение современных дошкольников вызывает тревогу и непонимание, так как «те методы и приемы воспитания, которые применяли, сейчас «не работают».
Проблема развития современного ребенка – актуальна Выявление особенностей современных детей дошкольного возраста является важным материалом для обновления содержания и организации воспитательно-образовательного процесса, направления педагогической деятельности в русло формирования личности Человека будущего.

Проблема развития современного ребенка – актуальна

  • Выявление особенностей современных детей дошкольного возраста является важным материалом для обновления содержания и организации воспитательно-образовательного процесса, направления педагогической деятельности в русло формирования личности Человека будущего.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!